
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 45 от 21.04.2004
Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 45 от 21.04.2004
Сегодня в выпуске: - включение в требование недоимки, образовавшейся вне сроков проведения налоговой проверки; - можно ли взыскать пеню по недоимке, которую невозможно взыскать; - порядок взыскания налогов за счет иного имущества налогоплательщика; - особенности привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ.
21.04.2004Эффективная защита налогоплательщиков.
(Выпуск № 45 от 21.04.2004)
Здравствуйте, Уважаемые подписчики !
Предлагаем Вам новый выпуск рассылки:
Новости |
Уважаемые подписчики, предлагаем Вам ознакомиться со следующими определениями Конституционного Суда РФ, которые не были опубликованы и которые Вы не найдете в правовых базах:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ N 69-О от 07.02.2003 (По запросу Калужского районного суда Калужской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 245 НК РФ). ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ N 47-О от 07.02.2003 (Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Нелюбина А.Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 6 части первой статьи 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"). ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ N 54-О от 19.02.2003 (Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Капанадзе Л.Г. на нарушение его конституционных прав практикой применения п. 1 ст. 4 и п. 2 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость"). ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ N 246-О от 26.06.2003 (Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Берга О.В. на нарушение конституционных прав абзацем вторым пунктом 2 статьи 80 НК РФ). ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ N 205-О от 17.04.2003 (Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Квеладзе Р.И. на нарушение его конституционных прав положениями Закона Воронежской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых на территории Воронежской области") ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ N 114-О от 08.04.2003 (Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства ОАО "Горно-Металлургический комбинат"; "Печенганикель" о разъяснении Определения КС РФ от 13 января 2001 года № 225-О об отказе в принятии к рассмотрению жалоб ГУП "Арктикморнефтегазразведка" и "123 Авиационный ремонтный завод", ОАО "Горно-Металлургический комбинат Печенганикель", "Салаватнефтеоргсинтез" и "Таймырэнерго"; на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ N 53-О от 19.02.2003 (Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Дудника А.Н. на нарушение его конституционных прав статьей 24 НК РФ). ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ N 253-О от 12.05.2003 (Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Анего" на нарушение конституционных прав и свобод положением подпункта "к"; пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость") ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ N 18-О от 23.01.2003 (Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Борисова А.Б. на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 15 НК РФ и статьи 2 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц") ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ N 3-О от 15.01.2003 (Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ЗАО "Новоросцемремонт" за нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 и абзаца второго пункта 3 статьи 120 НК РФ). ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ N 186-О от 12.05.2003 (Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ЗАО "Северо-западный колхозный рынок" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 17 Закона РФ "О плате за землю", ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 14 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год")
Скачать текст данных определений можно здесь
|
Аналитические материалы: |
Уважаемые подписчики, Банкир.ру приглашает авторов для написания статей, в частности, касающихся сферы налогообложения. Вы можете присылать свои материалы сюда. Банкир.ру посещает за месяц более 200 000 уникальных посетителей, мало найдется печатных изданий, которые имеют такую аудиторию. Оплата производится на договорной основе. Максимальный размер статьи 20 тыс. знаков. НДС. /Сергей Алдохин Начальник отдела налогового консалтинга ООО «Компания Брокеркредитсервис» (Журнал "Практический бухгалтерский учет" № 4, 2004 )/; "Костяная нога (Бухгалтерская интермедия в нескольких частях)" Памяти почившего бухучета посвящается. Интермедия поставлена по мотивам Постановления ВАС РФ от 4 ноября 2003 года № 10575/03. Практически все бухгалтеры, да и иные специалисты в сфере бухгалтерского учета и налогообложения, после прочтения интермедии, узнают о наступлении новой эры бухгалтерского учета и должны пересмотреть свои взгляды на бухгалтерский учет. "Староверов" же прошлой эры будет нещадно карать меч правосудия./Специально для Банкир.ру - Дмитрий Костальгин/; "Ограничение для целей налогообложения результатов переоценки по состоянию на 01.01.2002" В данной статье подробно рассматриваются последствия введения 30 %-го ограничения на переоценку основных средств для целей 25 лавы НК РФ. Автор исследует порядок вступления в силу данных изменений и налоговые последствия для налогоплательщиков, которые решили преодолеть данное ограничение./Специально для Банкир.ру - Tax'er /; |
Эффективная защита налогоплательщиков: |
1.Одним из излюбленных налоговыми органами приемами при проведении выездной налоговой проверки являются следующие действия: налоговые органы включают в состав недоимки ту недоимку, которая образовалась за пределами трех лет, или за тот период, когда невозможно провести еще раз повторную проверку. Период возникновения такой недоимки всегда лежит за пределами срока, за который проводится проверка. То есть налоговые органы пытаются восстановить пресекательные сроки взыскания налогов. Насколько правомерны такие действия, рассмотрено в Постановлении ФАС Северо-Западного округаот 27 ноября 2003 года № А13-4279/03-08:
"Согласно материалам дела Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет Обществом подоходного налога и налога на доходы физических лиц, своевременности и полноты представления в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за период с 01.01.2000 по 31.01.2003. По результатам проверки Инспекция составила акт от 25.04.2003 N 13-14/118 НА, на основании которого (с учетом возражений заявителя на акт проверки) приняла решение от 28.05.2003 N 13-15/133 НА о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде взыскания 7600 руб. штрафа, что предусмотрено пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и в виде взыскания 103180 руб. 80 коп. штрафа по статье 123 НК РФ, а также о начислении 1048988 руб. 01 коп. пеней за несвоевременную уплату подоходного налога и налога на доходы физических лиц. Требованием по состоянию на 28.05.2003 N 13-33/219 НА Обществу предложено в срок до 09.06.2003 уплатить начисленные по результатам проверки суммы пеней. Заявитель находит неправомерным начисление 868920 руб. 76 коп. пеней за несвоевременное и неполное перечисление в бюджет 868920 руб. 76 коп. задолженности (недоимки) по подоходному налогу за 1993 - 1999 годы, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Кассационная инстанция считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, а жалобу Общества - удовлетворению в связи с неправильным применением норм материального права. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим кодексом. Согласно статье 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. В статье 89 НК РФ указано, что выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Как видно из материалов дела, налоговым органом на основании решения заместителя руководителя Инспекции от 10.02.2003 N 13-12/38 НА проведена выездная налоговая проверка Общества за период с 01.01.2000 по 31.01.2003. На начало проверки налоговым органом установлено неправомерное неперечисление (неуплата) удержанного подоходного налога и налога на доходы физических лиц в сумме 1313763 руб., в том числе за 1999 год в сумме 797859 руб. Согласно акту сверки Общество в ходе данной проверки погасило задолженность. Решением от 28.05.2003 N 13-15/133 НА заявитель привлечен к налоговой ответственности, а также ему начислены пени за несвоевременное перечисление подоходного налога и налога на доходы физических лиц в размере 1048988 руб. 01 коп. Указанная сумма пеней включена в требование по состоянию на 28.05.2003 N 13-33/219 НА. Однако, как подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, пени исчислены Инспекцией со всей суммы неуплаченных налогов, в том числе и за 1999 год. Эта задолженность в размере 847138 руб. согласно справке Общества от 21.07.2003 образовалась с 1993 по 1999 год (лист дела 128). Налоговый орган не оспаривает эту сумму недоимки и период ее образования. Кассационная инстанция считает, что нормами законодательства о налогах и сборах не предусмотрено включение в акт выездной налоговой проверки, в решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и в требование об уплате налога сумм задолженности по налогам и пеням за период, выходящий за срок проведения проверки, установленный статьей 87 НК РФ. Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", "при толковании указанной нормы судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года". Таким образом, решение и постановление суда приняты с нарушением норм материального права и подлежат отмене, а заявление Общества - удовлетворению." |
Выводы: |
Таким образом, налоговый орган не имеет права включать в требование, направляемое после проведения проверки сумму недоимки, которая образовалось за пределами трех лет. На наш взгляд, также неправомерно включать в такое требование любую недоимку, которая образовалось вне сроков, за которые проводилась налоговая проверка. Иное бы означало возможность многократного проведения проверок, что противоречит статьям 87 и 89 НК РФ.
Такие незаконные требования налоговых органов не подлежат исполнению налогоплательщиками на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
2.При невозможности взыскать налог из-за пропуска пресекательных сроков налоговые органы пытаются взыскать с налогоплательщика пеню, выставляя требование об уплате Налога и указывая в нем лишь сумму пени. Такая ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС Уральского округа от 22 января 2004 года №Ф09-4965/03-АК:
"Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес общества направлено требование N 274 об уплате налогов и других обязательных платежей по состоянию на 30.06.03, в том числе и по уплате пени - 94678,82 руб., начисленной в связи с неуплатой налога на доходы физических лиц. Указанное требование в оспариваемой части выставлено в результате начисления пени на недоимку по названному налогу за 1998 год в сумме 2869055 руб. 14 коп., установленную актом проверки N 12 от 25.06.1999. Считая неправомерным выставление оспариваемого требования, в которое включена пеня, относящаяся к периоду деятельности предприятия за 1998 г., по которому в 2002 г. году истек трехлетний срок на проведение мероприятий налогового контроля, а по взысканию сумм недоимки за 1998 г. налоговым органом пропущен пресекательный срок в отношении порядка их принудительного взыскания, общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения инспекцией положений ст. 69 НК РФ, выразившегося в отсутствии в оспариваемом акте налогового органа сведений о размере задолженности по налогу, периоде, за который образовалась пеня, а также об установленных сроках уплаты налога. Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции исходил из пропуска налоговым органом срока давности для взыскания суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц, на которую начислена спорная сумма пени, и из того, что указанная сумма пени начислена за период с 06.05.2003 по 30.06.2003, то есть после истечения сроков для взыскания задолженности по налогу. Вывод судов обеих инстанций является правильным, соответствует материалам дела и налоговому законодательству РФ. В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика по решению налогового органа, которое должно быть принято после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Из анализа п. 4 ст. 69, п. п. 5 и 6 ст. 75 НК РФ следует, что пени по общему правилу взыскиваются одновременно с недоимкой по налогам, за просрочку которых они начислены. В Информационном письме N 71 от 17.03.2003 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Исходя из ч. 6 ст. 13 АПК РФ, системного анализа подп. 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, ч. 1 ст. 87, ст. 113 НК РФ и универсальности воли законодателя, выраженной в указанных нормах, окончательный срок для взыскания недоимки по налогу, соответственно начисленных пеней и штрафов также является три года. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что задолженность по налогу на доходы физических лиц за 1998 г. установлена актом проверки N 12 от 25.06.1999. Срок для взыскания указанной суммы задолженности в принудительном порядке истек. Данный факт нашел свое подтверждение во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Свердловской области от 22.05.2003 по делу N А60-6864/03 (изменено постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2003). Пеня является платежом, производным от суммы основного долга, следовательно, она не может быть взыскана при отсутствии оснований для взыскания суммы налога, на которую она начислена. Учитывая, что оспариваемое требование инспекции направлено на произвольное увеличение сроков, установленных для принудительного взыскания суммы пени, данное требование нарушает права налогоплательщика и обоснованно признано судом недействительным." |
Выводы: |
Таким образом, при пропуске сроков на взыскание налога налоговый орган также теряет право на взыскание пени с такой недоимки. Если провести очень грубую аналогию, то можно сослаться на следующую норму: недействительность основного обязательства (недоимка) влечет недействительность обеспечивающего его обязательства (пеня) (пункт 3 статьи 329 ГК РФ). То есть можно сказать, что недоимка, по которой пропущен пресекательный срок, приобретает несколько другие свойства, что выражается в невозможности начисления на нее пени. В противном случае налоговые органы могли бы до бесконечности начислять пеню, которая бы в скором времени перекрыла сумму недоимки.
3.При взыскании сумм налогов за счет имущества налогоплательщика налоговые органы обязаны четко следовать установленной в НК РФ процедуре, а также строго выполнять очередность действий. Ненадлежащее выполнение таких действий может привести к признанию недействительной процедуры взыскания налогов. Такая ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС Центрального округа от 20 января 2004 г. № А09-6110/03-30:
"Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением ООО "Монолит" требования Инспекции МНС России по Фокинскому району г. Брянска от 06.05.2003 N 2121 об уплате налогов, сборов и пени, начисленных обществу на основании вынесенного инспекцией по результатам выездной налоговой проверки Решения от 28.04.2003 N 721, Инспекцией МНС России по Фокинскому району г. Брянска принято Решение от 25.05.2003 N 13 о взыскании налогов, сборов и пени в сумме 6367565 руб. за счет имущества ООО "Монолит". Полагая, что указанное решение нарушает права и законные интересы общества, ООО "Монолит" обратилось в суд с настоящим заявлением. Суд первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, оценивая позиции сторон. Из положений ст. ст. 46, 47 НК РФ, регламентирующих порядок применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, следует, что до принятия налоговым органом решения о взыскании налогов, сборов и пени за счет имущества налогоплательщика инспекция в обязательном порядке направляет организации требование об уплате налога с указанием срока его исполнения, а также решение о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика. В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае же отсутствия руководителя или его уклонения от получения требования налоговый орган направляет указанное требование по почте заказным письмом, которое считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Как усматривается из материалов дела, требование от 06.05.2003 N 2121 об уплате налогов, сборов и пени, начисленных по результатам выездной налоговой проверки, было вручено Удахиной М.Н., исполняющей в ООО "Монолит" обязанности главного бухгалтера, не являющейся руководителем общества и не имеющей доверенности на представление интересов предприятия в отношениях с налоговыми органами. По юридическому адресу ООО "Монолит" (Ярославская область, г. Углич, ул. Ярославская, 50 - 202) указанное требование инспекцией не направлялось, что ею не оспаривается. Согласно п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика, производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. Из материалов дела видно, что Инспекция МНС России по Фокинскому району г. Брянска в нарушение указанной нормы не направляла в банки, в которых открыты счета общества, инкассовые поручения. Довод инспекции о том, что при отсутствии денежного остатка на счетах плательщика налоговый орган, не направляя в банки инкассовые поручения на списание денежных средств, вправе взыскать задолженность за счет иного имущества, обоснованно судом отклонен, поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит каких-либо оснований, позволяющих налоговому органу ограничиться лишь представленной кредитным учреждением информацией об отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика для соблюдения порядка взыскания сумм налога, установленного ст. 46 НК РФ. Кроме того, из материалов дела усматривается, что на учете в Инспекции МНС России по Фокинскому району г. Брянска ООО "Монолит" состоит по месту нахождения недвижимого имущества, тогда как по месту нахождения юридического лица общество поставлено на учет в Инспекции МНС РФ по г. Угличу. Вместе с тем инспекция для выполнения условий, предусмотренных ст. ст. 46, 47 НК РФ, не представила доказательств отсутствия информации о счетах ООО "Монолит" в г. Угличе, что ставит под сомнение вывод налогового органа о полном отсутствии денежных средств на счетах плательщика. В нарушение п. 3 ст. 46 НК РФ Решение Инспекции МНС России по Фокинскому району г. Брянска от 12.07.2003 N 180 о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика в адрес ООО "Монолит" не направлялось. Иное налоговым органом не доказано. Таким образом, Инспекцией МНС России по Фокинскому району г. Брянска не соблюдена процедура осуществления взыскания налогов за счет имущества налогоплательщика, предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации, в связи с чем Решение Инспекции МНС России по Фокинскому району г. Брянска от 26.05.2003 N 13 обоснованно признано судом недействительным." |
Выводы: |
Таким образом, ненаправление налоговым органом инкассовых поручений в банки, где открыты счета налогоплательщика, лишает налоговый орган перейти ко взысканию налога за счет иного имуществаналогоплательщика. Важным моментом является то, что инкассовое поручение должно выставляться независимо от наличия или отсутствия средств на расчетном счете. Налоговый орган не может ссылаться на отсутствие средств на счете в качестве основания, для освобождения от обязанности по направления инкассового поручения.
4.Пункт 2 статьи 126 НК РФ устанавливает ответственность за непредоставление документов, содержащих сведения о налогоплательщиках. Налоговые органы расценивают как непредоставление документов нарушение срока предоставления требуемых документов. Насколько правомерна такая позиция, было рассмотрено в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 ноября 2003 года № А05-5309/03-244/20:
"Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией 23.01.03 принято решение N 01/1-24-19/173дсп о проведении встречной налоговой проверки Общества по вопросам взаимоотношения с ОАО "Дорстроймеханизация" за период с 01.01.2000 по 31.12.01. С указанным решением налоговой инспекции генеральный директор Общества ознакомлен лично 04.02.03. Обществу 07.02.03 вручено требование о представлении документов от 07.02.03 N 01/1-24-19/235 в срок не позднее 07.02.03, при этом в требовании указан следующий перечень необходимых документов: "ксерокопии данных аналитического учета по расходам с ОАО "Дорстроймеханизация" - по счетам 60, 62 (и другие), включая сальдо, первичные документы". Налоговой инспекцией 11.02.03 Обществу вновь вручено требование о предоставлении документов от 10.02.03 N 01/1-24-19/260 "повторно к требованию от 07.02.03 N 01/1-24-19/235" о предоставлении в срок не позднее 11.02.03 следующих документов: "ксерокопии ж/ордер по счету 60 за 2000 год; расчеты между Обществом и ОАО "Дорстроймеханизация", аналитический учет с указанием сальдо; аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями, по расчетам с ОАО "Дорстроймеханизация" за 2000 год (с указанием сальдо корреспондирующих счетов); первичные документы (платежные поручения, кассовые ордера, письма, соглашения) по оплате товаров (работ, услуг), приобретенных у ОАО "Дорстроймеханизация" за 2000 - 2001 годы; пояснения по суммам, списанным счетов кредит счетов 60 за 2001 год, подтверждающие документы". Обществу 20.02.03 вновь вручено требование от 19.02.03 N 01/1-24-19/321 о предоставлении ряда документов в срок до 25.02.03. Во исполнение требования от 19.02.03 Обществом 26.02.03 представлены документы на 115 листах по описи, то есть с пропуском срока, установленного налоговой инспекцией. В связи снепредставлением Обществом ряда документов, а также нарушением срока предоставления документов налоговой инспекцией 11.03.03 составлен акт N 01/1-24-19/436 о нарушении законодательства о налогах и сборах, выразившемся в уклонении Общества от представления документов со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, с предложением привлечь Общество к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ. Решением налоговой инспекции от 28.03.03 N 01/1-24-19/1105 Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. Копия решения и требование N 01/1-24-19/476 об уплате налоговой санкции получены Обществом 31.03.03. В связи с неуплатой Обществом в добровольном порядке налоговой санкции налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд. Рассмотрев доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что суд правомерно исходил из следующего. В статье 87 (абзац 2) НК РФ предусмотрено право налоговых органов истребовать у иных лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка). Ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена статьей 126 НК РФ. В частности, пунктом 2 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность организации за непредставление налоговому органу, проводящему налоговую проверку, сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа. При этом согласно указанной норме права непредоставление сведений может выражаться в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, либо в ином уклонении от предоставления таких документов, либо в предоставлении документов с заведомо ложными сведениями. Состав данного налогового правонарушения характеризуется прямым умыслом, направленным на нарушение предписаний налогового закона. В силу пункта 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. В данном случае Обществом представлены по запросу налогового органа документы на 115 листах, касающиеся другого налогоплательщика, с просрочкой их представления. Этот факт налоговым органом не оспаривается. Какие-либо доказательства о наличии у Общества иных документов о деятельности другого налогоплательщика в материалах дела отсутствуют. На доказательства, которые не были приняты судом первой инстанции во внимание, налоговый орган в кассационной жалобе не ссылается. Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества признаков, образующих состав вменяемого Обществу налогового правонарушения, является правильным. У кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки и отмены обжалуемого судебного акта." |
Выводы: |
Таким образом, налоговый орган при привлечении лица к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ обязан доказать, что лицо, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) (пункт 2 статьи 110 НК РФ). Просрочка же предоставления указанных документов не является основанием для привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ.
Подписатьсяна эту рассылку и другие рассылки Вы сможете здесь
Уважаемые подписчики,
Ваши предложения и замечания направляйте автору рассылки.
Рассылку подготовил и составил:Дмитрий Костальгин
(c) 2004 Дмитрий Костальгин. Использование материалов рассылки возможно только с письменного разрешения правообладателей.
Темы: Ответственность за нарушение налогового законодательства  Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)  Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности  Права налоговых органов  Право взыскания недоимки и пеней  Порядок взыскания налогов  Порядок направления и оформления требования об уплате налога  Порядок взыскания налога за счет имущества налогоплательщика  Пеня  Основания для начисления пени  
- 09.10.2023 В Калининграде директора фирмы судят за неуплату налогов в сумме 68 млн
- 20.09.2023 Приморцы задолжали более 700 млн рублей налогов: деньги будут взыскивать в суде
- 18.09.2023 С октября работодателям грозят новые штрафы, связанные с воинским учетом
- 06.02.2013 Инспекция не вправе требовать документы, которые не являются основанием для расчета налога
- 05.02.2013 Формы статистической отчетности не являются документами, на основании которых исчисляются налоги
- 09.02.2012 Срок хранения «первички» истек: на проверку предъявить было нечего
- 02.08.2023 Сверяться с ФНС придется по новой форме
- 31.07.2023 ФНС разъяснила работу механизма автоматического списания налогов с виртуального кошелька
- 27.07.2023 Оштрафуют ли за несдачу исправленного уведомления о сумме налога
- 24.12.2021 ФНС сможет оперативно блокировать имущество компаний и ИП
- 12.08.2021 Порядок привлечения к ответственности за непредставление документов
- 18.02.2021 Депутаты одобрили законопроект об обложении криптовалют налогом
- 26.03.2020 ФНС сообщила о приостановке взыскания долгов и заморозки счетов
- 11.04.2017 Налоговые долги ИП не спишут с их вкладов
- 21.08.2013 Наложить взыскание на имущество организации в рамках дела о банкротстве просто так нельзя
- 17.11.2023 Платежки со статусом «02» с 2024 года будут отменены
- 30.10.2023 Россиянам напомнили о 3 налогах, которые нужно уплатить до 1 декабря
- 20.10.2023 В ФНС напомнили, как подключить оповещения о долгах по налогам
- 13.09.2013 Три месяца с момента выявления недоимки есть у налоговиков для направления требования об уплате налога
- 05.09.2013 В каких случаях можно признать недействительным требование об уплате налога?
- 08.08.2013 Подтверждение судебного решения выставлением требования об уплате налога НК РФ не предусмотрено
- 09.08.2013 Не убедившись в отсутствии денег на счетах, налоговики не вправе взыскивать долг за счет имущества организации
- 05.08.2013 Обращение взыскания на специально открытые компании счета является незаконным
- 10.07.2013 Налоговики не вправе без причин распоряжаться имуществом налогоплательщика
- 15.09.2023 Центральный банк РФ снова повысил ключевую ставку
- 06.09.2023 В Минфине рассказали, как учесть доход в виде штрафа, взысканного с контрагента через суд
- 25.07.2023 Власти утвердили порядок начисления пеней за ошибки в уведомлениях о сумме налога
- 30.05.2012 Начисление пени при отсутствии задолженности: дело направлено на новое рассмотрение
- 28.05.2012 Начисление пени должно сопутствовать обязанности по уплате налога
- 23.04.2012 Добровольная переплата на налогу: налоговикам придется платить пени
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 17.06.2021 В правительстве разберутся с «серыми» доходами шоубиза
- 30.03.2011 Нельзя привлечь к ответственности за несвоевременное представление документов, не перечисленных инспекцией в требовании
- 19.08.2008 Когда документы унесла стихия
- 11.08.2008 «Штрафная» арифметика от налоговой
- 04.07.2023 ФНС сообщила, как заполнить заявление о зачете единого налогового платежа
- 22.06.2023 Можно ли получить справку о сальдо ЕНС на конкретное число: позиция налоговой
- 19.06.2023 В платежке на перевод ЕНП указаны старые реквизиты: налоговики сообщили, что делать налогоплательщику
- 30.05.2022 Вправе ли ИФНС рассчитать доход «упрощенца» по банковским выпискам?
- 17.12.2019 К чему приведет наделение ФНС правом получать имущество компаний в залог?
- 22.03.2017 Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем
- 07.07.2016 Депозитный счет и процедура взыскания налогового долга
- 26.09.2014 Обжалование требования в суде не является основанием для восстановления срока взыскания
- 25.08.2014 Решение о взыскании за счет имущества законно, даже если решение о взыскании за счет денежных средств вынесено до истечения срока добровольного исполнения требования
- 22.12.2021 Может ли заявление о признании должника банкротом быть подано кредитором (налоговый орган) по требованию, срок давности которого истек на дату подачи заявления?
- 01.09.2017 Новые правила начисления пени с 1 октября 2017 года
- 21.08.2017 Как разблокировать счет компании?
- 18.07.2013 На основании одного требования об уплате налогов инспекция вправе вынести новое решение о принудительном взыскании, если предыдущее аналогичное решение было принято в период действия обеспечительных мер
- 29.08.2007 Направление Требования об уплате налога
- 29.08.2007 Порядок составления и направления Требования об уплате налогов
- 29.08.2007 Если на одном из расчетных счетов нет денег, можно ли взыскивать налоги за счет иного имущества налогоплательщика
- 29.08.2007 Взыскание налогов и процедура банкротства
- 29.08.2007 Последствия нарушения процедуры взыскания налога
- 16.02.2023 Минфин сообщил, как ЕНС повлиял на правила расчета пеней
- 10.04.2019 Как отразить поступившие в бюджет доходы от уплаты неустойки?
- 29.12.2018 Поправки в НК РФ: новшества по расчету пеней, учету налогоплательщиков и другие
- 29.08.2007 Взыскание пени с налогового агента
- 29.08.2007 Применение статьи 75 НК РФ к "плате за грязь"
- 29.08.2007 Когда налоговый орган не может взыскать пеню
- 15.11.2023
Покупателю было
отказано в возмещении НДС по хозяйственным операциям, осуществленным с продавцом. Покупатель заявил, что в результате противоправных действий продавца, нарушившего требования налогового законодательства, он понес убытки в сумме НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку судебным актом в признании незаконным решения налогового органа о привлечении покупателя к налоговой отве
- 12.11.2023
О признании
должника несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника, открытии в отношении него процедуры конкурсного производства, включении в реестр требований кредиторов должника недоимки по НДС, пеней и штрафа.Итог: требование удовлетворено, поскольку у должника имеются признаки банкротства, должник отвечает критериям, установленным статьями 227, 230 ФЗ "О несо
- 29.10.2023
После уплаты
задолженности по налогам налоговый орган выставил заявителю требование об уплате пеней.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку установлены неправомерные действия налогоплательщика, приведшие к неполной уплате налогов.
- 09.10.2023
Оспариваемым решением
общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа за непредставление части запрашиваемых документов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку правом на истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого общества, налоговые органы наделены и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в связи с чем выставление налоговым орг
- 01.10.2023
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, начислил пени и штрафы, указал на необходимость уменьшить убытки по налогу на прибыль, удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет, сделав вывод о неверном исчислении указанных налогов с целью получения необоснованной налоговой выгоды.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт представления налогоплательщиком недостоверных сведений и получени
- 27.09.2023
Общество указывало
на то, что должностные лица налогового органа при проведении налоговой проверки предоставили неполные банковские выписки. Жалоба на данные действия (бездействие) вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства того, что сделанный по результатам проверки вывод о совершении обществом налогового правонарушения
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 29.03.2017
Суды, не
усмотрев правовых оснований для снижения размера налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ, отказали налогоплательщику в снижении штрафных санкций до 50 000 рублей, отклонив доводы предпринимателя о наличии смягчающих вину обстоятельств. При этом суды учли, что выявленные противоправные действия (бездействие) налогоплательщика носили умышленный характер; поведение налогоплательщика, выразившееся в отчуждении имущества - 06.02.2017
Налоговый орган направил предприятию
требование об уплате налога после истечения срока на добровольную уплату которого вынес оспариваемое решение. Решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушает права общества. - 07.09.2016
Должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении ма
- 15.10.2023
Оспариваемым решением
налогового органа обществу были доначислены земельный налог и пени.Итог: дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судами не были установлены обстоятельства, служащие основанием для определения размера налоговой ставки, не была дана правовая оценка обстоятельствам приобретения земельного участка, цели его приобретения, фактического использования и реали
- 13.09.2023
В связи
с недостаточностью и отсутствием денежных средства на счетах налогоплательщика налоговым органом было вынесено оспариваемое решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что решение ранее обжаловалось налогоплательщиком по иному делу только в части двух ко
- 10.09.2023
Налоговый орган
в связи с непогашением задолженности по обязательным платежам принял решение о взыскании спорной суммы за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств. Жалобы налогоплательщика на данное решение вышестоящим налоговым органом оставлены без удовлетворения.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не устранены имеющиеся противоре
- 12.11.2023
Общество полагает,
что пени по УСН являются безнадежными ко взысканию.О взыскании пеней по УСН.
Итог: основное требование удовлетворено, в удовлетворении встречного требования отказано, поскольку фактически требование о взыскании пеней было направлено налоговым органом в адрес общества с нарушением установленных сроков, налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания суммы пеней.
- 18.10.2023
Общество считало,
что в отношении спорной задолженности на дату выдачи справки истекли предусмотренные ст. ст. 46, 70 НК РФ сроки на взыскание в принудительном порядке, при отсутствии такого взыскания ранее.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт длительного уклонения общества от погашения налоговых обязательств, налоговым органом приняты все меры для принудительного взыскан
- 20.09.2023
Налоговый орган
взыскал налог, пени и штраф за счет денежных средств, имевшихся на счетах налогоплательщика.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установленные налоговым законодательством сроки на принудительное взыскание задолженности по налогам, пеням и штрафу не истекли.
- 01.11.2023
Обществу налоговым
органом выдана справка о состоянии расчетов с указанием задолженности.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку налоговым органом не доказано соблюдение порядка принудительного взыскания спорной задолженности, имеются основания для признания ее безнадежной ко взысканию; установлена техническая ошибка, сумма задолженности снижена.
- 29.10.2023
О включении
задолженности по налогам и страховым взносам, пеней и штрафов в реестр требований кредиторов должника.Итог: требование удовлетворено, поскольку обоснованность требования налогового органа документально подтверждена, при этом налоговым органом соблюдены порядок и сроки принудительного взыскания спорной задолженности.
- 29.10.2023
Общество полагает,
что налоговым органом в связи с нарушением длительности налоговой проверки была утрачена возможность взыскания задолженности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) с учетом объект
- 18.09.2023
Налогоплательщик сослался
на утрату налоговым органом возможности принудительного взыскания спорной задолженности в связи с истечением сроков для ее взыскания.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сроки на принудительное взыскание задолженности не истекли, исполнительные документы (постановления налоговых органов о взыскании налогов и пени) находятся на исполнении у судебных приставов, во
- 27.08.2023
В целях
обеспечения исполнения решения о взыскании недоимки налоговым органом вынесены оспариваемые решения о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по расчетным счетам.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у налогоплательщика достаточного имущества, у налогового органа имелись основания полагать, что неприняти
- 21.08.2023
Оспариваемые акты
вынесены в связи с неисполнением решения, принятого по результатам проведенной в отношении налогоплательщика проверки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку превышение сроков проведения налоговой проверки и выставления требования не привело к нарушению предельного срока для принудительного взыскания задолженности.
- 27.03.2023
Налогоплательщик документально
не подтвердил расходы, понесенные им в налоговом периоде, вследствие чего налоговый орган доначислил ему налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, а также пени и штраф.Итог: в удовлетворении части требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик внес платежи с использованием банковских карт своих сотрудников и посторонних лиц, вследствие чего возможност
- 22.02.2023
Налоговый орган
доначислил налог на имущество организаций, пени и штрафы, установив неправомерное применение обществом налоговой льготы в отношении имеющихся у него в собственности объектов, которые квалифицированы обществом в качестве движимого имущества (оборудования).Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку объекты зарегистрированы в качестве недвижимого имущества, в ЕГРН внесены
- 13.02.2023
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены налог, подлежащий уплате в связи с применением УСН, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доход, полученный предпринимателем от соответствующей предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению по УСН.
- 26.11.2023
Обществу доначислены
НДС, пени и штраф по сделкам с контрагентами, которые не имели материальных и трудовых ресурсов, в книгах продаж отсутствовали реальные поставщики товаров, исполнение договорных обязательств перед заказчиками общество обеспечило своими силами и средствами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт осуществления реальных хозяйственных операций общества с заявленными им
- 26.11.2023
Налоговый орган
доначислил НДС, пени и штраф, сославшись на умышленное искажение обществом фактов хозяйственной жизни, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, с целью неправомерного включения в состав налоговых вычетов сумм НДС по хозяйственным операциям с контрагентами, у которых отсутствуют ресурсы для осуществления деятельности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подт
- 22.11.2023
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС и начислены пени в связи с выявлением факта осуществления обществом формальной финансово-хозяйственной деятельности через подконтрольных ему контрагентов.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как представленные обществом первичные учетные документы не подтверждают реальности хозяйственных операций между ним и контрагентами и направлены на создание ф
- 15.11.2023 Письмо Минфина России от 17.10.2023 г. № 03-02-07/99155
- 30.05.2023 Письмо ФНС России от 23.05.2023 г. № БС-3-11/6890@
- 09.03.2023 Письмо Минфина России от 10.01.2023 г. № 03-01-11/424
- 23.02.2008 Письмо Минфина РФ от 13 февраля 2008 г. N 03-02-07/1-58
- 26.07.2007 Письмо Минфина РФ от 26 июля 2007 года N 03-02-07/1-348
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 15.05.2023 Письмо ФНС России от 05.05.2023 г. № КВ-3-14/6303@
- 27.04.2015 О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
- 05.08.2011 Письмо Минфина РФ от 28 июля 2011 г. N 03-02-07/1-266
- 23.03.2011 Приказ ФНС России от 09.12.2010 г. № ММВ-7-8/700@
- 07.02.2009 Письмо Минфина РФ от 21 января 2009 г. N 03-02-07/1-25
- 10.07.2008 Письмо Минфина РФ от 25 июня 2008 г. N 03-02-07/2-109
- 09.11.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2022 г. № Ф06-23961/2022 по делу № А57-20248/2021
- 25.10.2022 Письмо Минфина России от 05.09.2022 г. № 03-02-07/86249
- 29.04.2022 Письмо Минфина России от 05.04.2022 г. № 03-02-07/28825
- 18.05.2007 Письмо Минфина РФ от 18 мая 2007 г. N 03-05-07-02/49
- 14.05.2007 Приказ ФНС РФ от 14 мая 2007 г. N ММ-3-19/293@
- 10.10.2011 Приказ ФНС России от 28.07.2011 г. № ММВ-7-8/470@
- 06.06.2011 Письмо Минфина РФ от 23 мая 2011 г. N 03-02-07/1-169
- 15.04.2011 Письмо Минфина РФ от 8 апреля 2011 г. N 03-02-07/1-112
- 12.03.2019 Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@
- 22.02.2019 Письмо Минфина России от 17 января 2019 г. № 03-02-07/1/1861
- 24.01.2019 Приказ ФНС России от 17 декабря 2018 г. № ММВ-7-8/809@
- 22.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2023 г. № Ф04-3911/2023 по делу № А70-21036/2022
- 14.01.2009 Письмо Минфина РФ от 19 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-525
- 10.07.2008 Письмо Минфина РФ от 23 июня 2008 г. N 03-02-07/1-228
Комментарии