Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 03.02.2025 г. № 03-02-08/9075

Письмо Минфина России от 03.02.2025 г. № 03-02-08/9075

Вопрос: О вопросах, касающихся сроков обращения налоговых органов в суд, ЕНС, предела взыскиваемой задолженности по налогам, предложений по налоговой амнистии, уплаты госпошлины при обращении в суд.

09.06.2025Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 03.02.2025 г. № 03-02-08/9075

 

Департамент налоговой политики рассмотрел коллективное обращение от 17 января 2025 г., представленное в адрес Минфина России письмом от 20 января 2025 г., по вопросам, отнесенным к компетенции Минфина России, и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения и не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В силу пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В этой связи в рамках установленной компетенции считаем необходимым отметить следующее.

1. В отношении исключения возможности для юридических лиц, в том числе налоговых органов, обращаться в суды всех юрисдикций с требованиями за пределами срока исковой давности сообщаем, что указанная возможность уже исключена для налоговых органов.

Так, предельные сроки, при которых налоговый орган вправе обратиться в суд, установлены статьями 46, 47 и 48 Налогового кодекса.

При этом отмечаем, что возможность обратиться в суд за пределами этих сроков при наличии уважительной причины, признаваемой судом таковой, - одна из основополагающих норм судопроизводства, закрепленная в отраслях права (не только налогового) для обеспечения справедливого правосудия.

2. В части предложения признания неудачным эксперимента по введению в 2023 году для налогоплательщиков единого налогового счета и отмены порядка ведения единого налогового счета для налогоплательщиков сообщаем следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" сальдо единого налогового счета организации или физического лица сформировалось 1 января 2023 г. с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса.

Единый налоговый счет введен как постоянный институт налоговых правоотношений, и его отмена представляется нецелесообразной, поскольку он упорядочил осуществляемые платежи в бюджетную систему Российской Федерации, снизил количество невыясненных и ошибочных платежей, а также убрал трехлетнее ограничение на сроки возврата плательщиком излишне уплаченных в бюджетную систему им платежей.

3. По вопросу проведения аудиторской проверки ФНС России на предмет экономической целесообразности деятельности по взысканию недоимок и дополнительных требований в размере до 100 000 рублей, просроченных к взысканию задолженностей и прочего сообщаем, что целесообразность установленного нижнего предела взыскиваемой задолженности ежегодно пересматривается. Существующий на сегодняшний день такой предел является экономически обоснованным, поскольку повышение его до 100 000 рублей приведет к росту выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что разбалансирует в первую очередь региональные и местные бюджеты.

4. В части предложения объявить налоговую амнистию по недоимкам, пеням и штрафам, возникшим по состоянию на 1 января 2025 г., для граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по имущественным налогам, в том числе по транспортному налогу, а также в отношении предложения освободить граждан Российской Федерации, достигших пенсионного возраста, от уплаты всех видов имущественного налога сообщаем, что предложение фактически реализовано с учетом баланса частных и публичных интересов.

В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса законами субъектов Российской Федерации о налогах, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах) любым категориям граждан могут быть предоставлены льготы соответственно по региональным и местным налогам, которые в большей своей части подлежат уплате физическими лицами.

Вместе с тем одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях, установленных пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса, может быть признана безнадежной к взысканию и списана органами, перечисленными в пункте 2 статьи 59 Налогового кодекса.

Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных и местных налогов (пункт 3 статьи 59 Налогового кодекса).

 КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду глава 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

5. В части предложений относительно лишения органов исполнительной власти и организаций, на которые возложены отдельные государственные и распорядительные полномочия, права не платить государственную пошлину при обращении в суд и признать недействующим Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) в части внесения изменений в главу 25.3 "Государственная пошлина" сообщаем следующее.

Федеральный закон N 259-ФЗ предусматривает увеличение размеров государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами.

Государственная пошлина при подаче заявлений в суд по своей правовой природе призвана соразмерно компенсировать расходы федерального бюджета на финансирование деятельности судов, регулировать нагрузку на суды.

Следует отметить, что государственная пошлина при подаче исковых заявлений в суд, размер которой на протяжении длительного времени не повышался, утратила какой-либо экономический смысл и не позволяла решить ни одну из вышеуказанных задач.

Данные судебной статистики свидетельствуют, что подавляющее большинство споров, рассматриваемых судами, связаны с взысканием задолженности. В этой связи в Налоговый кодекс Федеральным законом N 259-ФЗ были внесены изменения, которые увеличили размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами.

При этом остаются без изменения и сохраняются для граждан и организаций большинство ранее установленных льгот по уплате государственной пошлины.

Одновременно обращаем внимание, что согласно положениям части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Кроме того, в соответствии со статьями 333.20, 333.22 и 333.23 Налогового кодекса Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, суды общей юрисдикции или мировые судьи исходя из имущественного положения плательщика вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса.

 

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ

03.02.2025

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Право взыскания недоимки и пеней
  • 15.10.2023  

    Оспариваемым решением налогового органа обществу были доначислены земельный налог и пени.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судами не были установлены обстоятельства, служащие основанием для определения размера налоговой ставки, не была дана правовая оценка обстоятельствам приобретения земельного участка, цели его приобретения, фактического использования и реали

  • 13.09.2023  

    В связи с недостаточностью и отсутствием денежных средства на счетах налогоплательщика налоговым органом было вынесено оспариваемое решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что решение ранее обжаловалось налогоплательщиком по иному делу только в части двух ко

  • 10.09.2023  

    Налоговый орган в связи с непогашением задолженности по обязательным платежам принял решение о взыскании спорной суммы за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств. Жалобы налогоплательщика на данное решение вышестоящим налоговым органом оставлены без удовлетворения.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не устранены имеющиеся противоре


Вся судебная практика по этой теме »

Досудебное урегулирование споров
  • 23.10.2017  

    Налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением имущественного характера, и это право связано с тем, что срок давности на оспаривание в суде ненормативного акта налогового органа составляет три месяца, тогда как срок давности на подачу имущественного иска составляет три года. Самостоятельная подача имущественного иска в течение трехлетнего срока является дополнительной гарантией реализации конституционного права налого

  • 08.09.2015  

    Использование инспекцией общедоступной информации из сети интернет само по себе не противоречит нормам налогового законодательства, а также АПК РФ. Полученные из таких источников сведения, представленные в виде распечаток, могут быть признаны доказательствами по делу о налоговом правонарушении и использованы в качестве иного доказательства по делу, предусмотренного ст. 64 АПК РФ.

  • 29.04.2014  

    Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом ВС РФ 07.12.2011 г., ч. 3 ст. 48 НК РФ устанавливает специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены


Вся судебная практика по этой теме »