Аналитика / Налогообложение / К чему приведет наделение ФНС правом получать имущество компаний в залог?
К чему приведет наделение ФНС правом получать имущество компаний в залог?
Налоговые инспекторы оказались в суперпозиции: с апреля 2020 года они смогут получать имущество компании в залог вперед других кредиторов. Предприниматели рискуют стать финансовыми донорами
17.12.2019В конце сентября 2019 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон № 325-ФЗ, который вносит изменения в статью 73 НК РФ («Залог имущества»). С 1 апреля 2020 года у Федеральной налоговой службы (ФНС) появится возможность получения залоговых прав по обязательным платежам компании. Это значит, что налоговая сможет получить права и преимущества залогового кредитора, если предприятие вовремя не заплатило налоги.
Принцип действия
Негативный для бизнеса сценарий может наступить в двух случаях: при образовании подтвержденной ревизорами просрочки выплаты налогов или при вступлении в силу решения по результатам налоговой проверки. В обоих случаях ФНС может наложить на имущество компании обеспечительные меры или арест.
Принятие мер влечет возникновение залога в пользу налоговой. Как правило, ФНС прекрасно осведомлена о составе имущества компании. Она располагает этой информацией благодаря взаимодействию с регистрирующими органами и налоговым проверкам. Также налоговая может получить информацию об имуществе из налоговых деклараций или иных документов, предоставленных налогоплательщиком. Еще на ранних этапах «разработки» налогоплательщика фискалы будут стремиться обременить имущество компании залогом. Таким образом, залог может возникнуть еще до возникновения обязанности по уплате недоимки и обеспечивать еще не возникшие налоговые обязательства.
Как и прежде, в первую очередь денежные средства компании пойдут на удовлетворение требований о погашении задолженности:
- в связи с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью,
- по алиментам,
- по оплате труда и выплате авторских гонораров.
Зато в отношении иного имущества все поменялось. Когда на счетах компании недостаточно средств для погашения просрочки, взыскание обращается на имущество компании. В связи с возникновением залога в силу закона ФНС получает преимущество над другими кредиторами: долги перед бюджетом будут погашены в первую очередь после возмещения издержек на организацию торгов по его продаже.
Это связано с тем, что по закону об исполнительном производстве требования залогодержателя удовлетворяются без соблюдения обычной очередности.
Если налоговые инспекторы инициируют процедуру банкротства компании, то выручка от продажи ее имущества распределится следующим образом:
- 70% получит бюджетная система,
- 20% — кредиторы первой и второй очереди (те, чьим жизни и здоровью был нанесен вред, сотрудники предприятия и авторы),
- оставшиеся 10% пойдут на оплату судебных издержек, услуг специалистов, которых управляющий привлек к работе, а также на выплату вознаграждения арбитражным управляющим.
Изменения приведут к тому, что в случае банкротства компании ее задолженность перед бизнес-партнерами останется непогашенной.
Последствия изменений
После изучения текста поправок возникает вопрос: в связи с чем возникла необходимость наделить налоговые органы дополнительными залоговыми правами?
Ранее политика государства в области регулирования фискального законодательства придерживалась принципа равенства интересов бизнеса и ФНС в части очередности удовлетворения требований — и те, и другие составляли третью очередь кредиторов. Теперь же появился механизм, который существенным образом меняет приоритеты в случае отсутствия у компании денег или имущества для удовлетворения требований: наличие залога ставит ФНС в суперпозицию, сводя к минимуму возможности остальных кредиторов по возврату средств.
Следует отдельно отметить, что залоговый кредитор при продаже имущества в исполнительном производстве имеет приоритет даже над требованиями, связанными с причиненным вредом жизни или здоровью, а также с задолженностью по заработной плате. Таким образом, защита фискальных интересов является значимее, чем указанные социальные платежи.
Внесенные поправки могут иметь целый каскад негативных последствий. Вероятнее всего, они отрицательно скажутся на бизнес-активности, так как обычно интересы ФНС направлены строго на сбор налогов, а не на сохранение действующего бизнеса. Возникновение права залога на имущество существенно сократит возможности компаний выгодно продать имущество. Говорить о рыночной стоимости при продаже арестованной собственности, к сожалению, не приходится. Объемы поступлений от взыскания задолженности у коммерческих организаций снизятся. Бизнесмены рискуют стать финансовыми донорами, вкладывая в выполнение условий контрактов собственные деньги, которые могут никогда не вернуться в случае начала исполнительного производства или банкротства в отношении деловых партнеров.
Темы: Права налоговых органов  Изменения в налоговом законодательстве  
- 24.12.2021 ФНС сможет оперативно блокировать имущество компаний и ИП
- 12.08.2021 Порядок привлечения к ответственности за непредставление документов
- 18.02.2021 Депутаты одобрили законопроект об обложении криптовалют налогом
- 16.01.2025 Президент РФ предложил закрепить налоговый вычет за долевое страхование жизни
- 15.01.2025 Эксперт: изменения в ПДС помогут снизить налоговую нагрузку
- 22.10.2024 Приняты налоговые поправки по уплате пошлин, НДПИ и налога на прибыль
- 30.05.2022 Вправе ли ИФНС рассчитать доход «упрощенца» по банковским выпискам?
- 22.03.2017 Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем
- 19.10.2015 Инспекция вправе истребовать у держателя реестра информацию о владельцах ценных бумаг
- 27.12.2024 Новая налоговая реальность 2025: что знать владельцу бизнеса
- 25.10.2024 Налоговый вычет за инвестиции в стартапы: кому полагается?
- 04.07.2024 Налоговые изменения для туристов: что подготовил Минфин
- 29.03.2017
Суды, не
усмотрев правовых оснований для снижения размера налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ, отказали налогоплательщику в снижении штрафных санкций до 50 000 рублей, отклонив доводы предпринимателя о наличии смягчающих вину обстоятельств. При этом суды учли, что выявленные противоправные действия (бездействие) налогоплательщика носили умышленный характер; поведение налогоплательщика, выразившееся в отчуждении имущества - 06.02.2017
Налоговый орган направил предприятию
требование об уплате налога после истечения срока на добровольную уплату которого вынес оспариваемое решение. Решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушает права общества. - 07.09.2016
Должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении ма
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 15.05.2023 Письмо ФНС России от 05.05.2023 г. № КВ-3-14/6303@
- 27.04.2015 О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
- 05.08.2011 Письмо Минфина РФ от 28 июля 2011 г. N 03-02-07/1-266
- 15.01.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-07-11/126906
- 27.12.2024 Письмо Минфина России от 12.11.2024 г. № 03-07-11/111538
- 25.12.2024 Минфина России от 12.11.2024 г. № 03-07-11/111534
Комментарии