Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.08.2023 г. № Ф05-18041/2023 по делу № А40-228499/2022

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.08.2023 г. № Ф05-18041/2023 по делу № А40-228499/2022

Оспариваемым решением налогового органа обществу были доначислены земельный налог и пени.

Итог: дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судами не были установлены обстоятельства, служащие основанием для определения размера налоговой ставки, не была дана правовая оценка обстоятельствам приобретения земельного участка, цели его приобретения, фактического использования и реализации.

15.10.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2023 г. по делу N А40-228499/22

 

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2023 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.,

судей: А.А. Гречишкина, О.В. Каменской

при участии в заседании:

от ООО "Экопарк": не явился

от ИФНС России N 18 по г. Москве: не явился

от УФНС России по Тульской области: не явился

рассмотрев 08 августа 2023 года в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФНС России по Тульской области

на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023 года,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 года,

по заявлению ООО "Экопарк"

к ИФНС России N 18 по г. Москве, УФНС России по Тульской области

о признании незаконным решения, обязании,

 

установил:

 

ООО "Экопарк" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по г. Москве, Управлению Федеральной налоговой службы по Тульской области о признании незаконным решения N 11550 от 17.08.2022; об обязании устранить нарушения, путем возврата излишне взысканных налогов, пени в сумме 96 962,96 руб.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2023 заявленные требования удовлетворены в части.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 решение оставлено без изменения.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой УФНС России по Тульской области, в которой заявитель со ссылкой на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Кассационная жалоба рассмотрена судом в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, суд кассационной инстанции установил.

Как следует из материалов дела и судебных актов, решением Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2019 по делу N А40-38389/19 ООО "ЭКОПАРК" (далее - Должник), признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Ковпаев Игорь Георгиевич член Ассоциации ВАУ "Достояние".

В состав имущества должника входил земельный участок с кадастровым номером 71:09:030401:1273, расположенный по адресу Тульская область, район Заокский, 1000 метров юго-западнее с. Ненашево. Данный земельный участок в рамках конкурсного производства был реализован на торгах, по договору купли продажи объекта недвижимого имущества N 1 от 04 августа 2021 года, а право собственности на данный земельный участок согласно выписки из ЕГРН зарегистрировано за новым собственником Леденевой Мариной Юрьевной, 02 сентября 2021 года.

В ходе конкурсного производства должника, конкурсным управляющим Ковпаевым И.Г. исходя из кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый номер 71:09:030401:1273) в размере 7 427 018 рублей, а также исходя и налоговой ставки 0,3% (статья 394 НК РФ), были осуществлены текущие платежи в деле о банкротстве по земельному налогу, а именно, за принадлежащий Должнику земельный участок (кадастровый номер 71:09:030401:1273) в УФНС России по Тульской области 13 октября 2021 года, были совершены следующие платежи:

- Земельный налог за 2019 год в размере 18 568 рублей (платежное поручение N 15 от 13.10.2021);

- Земельный налог за 2020 год в размере 22 281 рублей (платежное поручение N 16 от 13.10.2021);

- Земельный налог за 2021 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 8 244 732,68 руб. уплачен земельный налог в размере 16 489 рублей (платежное поручение N 17 от 13.10.2021). Итого за указанные годы оплачено - 57 338 рублей.

ИФНС России N 18 по городу Москве, совместно с УФНС России по Тульской области, по решению налогового органа от 10.11.2021 года было произведено взыскание денежных средств с должника в счет доплаты земельного налога в общей сумме 3 693 862,24 рубля.

Не согласившись с данным решением Налогового органа, конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения ИФНС России N 18 по г. Москве N 22398 от 10.11.2021, обязании ИФНС России N 18 по городу Москве устранить допущенные нарушения, путем возврата излишне взысканных налогов, пени, в сумме 3 693 862 рубля 24 копейки.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2022 по делу N А40-261791/21 суд обязал ИФНС России N 18 по г. Москве заявленные требования Общества удовлетворены, на ответчика возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ООО "ЭКОПАРК" в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке.

Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 26.08.2022 N 09АП-48605/2022, указанное решением Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2022 оставлено без изменения.

Между тем, ИФНС N 18 по городу Москве на основании решения N 11550 от 17.08.2022 взыскало с ООО "Экопарк" доначисленный земельный налог за 2021 год в размере 82 448 руб. и пени в сумме 14 514,96 руб. на общую сумму 96 962 рубля 96 копеек (инкассовые поручения N 78018, 78019, 78020, 78021, 78022, 78023 от 19.08.2021 года).

В решении N 11550 от 17.08.2022 инспекция исходила из того, что земельный налог подлежит доначислению с применением налоговой ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в 2021 году 8 244 732,68 руб., вместо налоговой ставки 0,3% которая была применена налогоплательщиком при уплате налога за 2021 год.

Признавая позицию налогового органа неправильной, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при вынесении оспариваемого решения не учтены судебные акты по указанным выше делам, полагая, что решением Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2022 и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2022 года по делу N А40-261791/21 установлено, что налоговый орган неправомерно определил не только налоговую базу, но и без правовых на то оснований применил повышенную налоговую ставку в размере 1,5% при расчете налога, которая не может быть применена в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:09:030401:1273, принадлежавшего ООО "ЭКОПАРК".

Судами применены положения ст. 394 НК РФ и правовой подход, согласно которому налоговая ставка в отношении земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства в отсутствие использования их в предпринимательских целях, не может превышать 0,3%. Согласно выписки из ЕГРН, представленной в материалы дела, земельный участок принадлежавший Обществу, имеет вид разрешенного использования - для размещения объектов индивидуального жилищного строительства. Суды исходили из недоказанности факта использования спорного земельного участка в предпринимательских целях.

Оспаривая законность и обоснованность выводов судов, УФНС России по Тульской области ссылается на их ошибочность в части недоказанности использования имущества в предпринимательских целях, а также на неправильное применение норм права к налоговому периоду 2021 год.

Доводы кассационной жалобы заслуживают внимания с учетом следующего.

Как правильно установили суды, обществу принадлежал на праве собственности земельный участок, являющийся объектом обложения земельным налогом.

При исчислении размера земельного налога у сторон возник спор относительно налоговой базы (стоимости участка) и налоговой ставки (1,5% или 0,3%).

Спор о стоимости участка для целей налогообложения был разрешен судами по делу N А40-261791/21. Вместе с тем, у судов не имелось достаточных оснований считать, что судебными актами по указанному делу судами был установлен размер подлежащей применению налоговой ставки применительно к положениям ст. 69 АПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Судами по делу N А40-261791/21 не устанавливались обстоятельства, относящиеся к размеру подлежащей применению налоговой ставки, лишь сделан вывод о их недоказанности.

Таким образом, с учетом содержания судебных актов по делу N А40-261791/21 они сами по себе не могли являться основанием для вывода о применении пониженной налоговой ставки. Обстоятельства, служащие основанием для определения размера налоговой ставки, подлежали установлению в рамках рассмотрения настоящего дела применительно к подлежащим применению нормам права.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Земельный налог является формой платы за использование земли.

Правила взимания земельного налога установлены Налоговым кодексом, в том числе его главой 31 "Земельный налог", и по общему правилу не связывают величину налога с результатами экономической деятельности лица, использующего землю. Налог взимается от кадастровой стоимости земельного участка по соответствующим ставкам в виде стабильно уплачиваемых платежей.

В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса указано, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в частности, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Устанавливая пониженную налоговую ставку в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, законодатель исходил из необходимости поощрения возведения жилья путем создания более выгодных финансовых условий ведения строительства.

Как указывалось в связи с этим в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении рассматриваемой пониженной ставки земельного налога.

Соответственно, по общему правилу определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3 процента является вид разрешенного использования земельного участка для жилищного строительства и соответствующее назначение возводимых на нем объектов. Указанное регулирование связано с земельным участком и с установленным для него видом разрешенного использования, и не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258, от 15.10.2020 N 309-ЭС20-11143, от 11.04.2022 N 306-ЭС21-25432, от 24.06.2022 N 310-ЭС22-2242).

Однако подпунктом "а" пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 325-ФЗ) из сферы действия абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса исключены земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, используемые в предпринимательской деятельности.

Данное регулирование применяется с 01.01.2020 (пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса, пункт 2 статьи 3 Закона N 325-ФЗ).

Таким образом, начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для возведения объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.

Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации впоследствии построенных объектов гражданам.

Из приведенной логики законодательного регулирования вытекает, что налогоплательщики - коммерческие организации, тем более не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.

Принимая во внимание изложенное, начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения ставки, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса.

Указанный правовой подход сформулирован в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 N 305-ЭС22-27530 по делу N А41-94065/2021.

По настоящему делу спор касается налогового периода 2021 год, соответственно указанный правовой подход подлежит применению в данном случае.

Судами сделан вывод о недоказанности отсутствия факта использования спорного земельного участка в предпринимательской деятельности, однако не приведено оснований, по которым суды пришли к данному выводу. Судами не дано правовой оценки обстоятельствами приобретения земельного участка, цели его приобретения, фактического использования и реализации.

Учитывая, что обстоятельства дела являются неисследованными в полном объеме, вся совокупность доказательств не была предметом оценки судов, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в силу положений частей 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело направлению на новое рассмотрение в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, оценить доказательства в их совокупности, проверить доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; на основании этого установить имеющие значение для дела юридически значимые обстоятельства; проверить подлежащий применению размер налоговой ставки с учетом норм права и фактических обстоятельств использования земельного участка, в том числе в 2021 году; принять законное и обоснованное решение.

Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается. В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 года по делу N А40-228499/22 - отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

 

Председательствующий судья

Ю.Л.МАТЮШЕНКОВА

 

Судьи

А.А.ГРЕЧИШКИН

О.В.КАМЕНСКАЯ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налог на землю
  • 31.03.2024  

    Налоговый орган доначислил земельный налог, пени и штраф, ссылаясь на то, что у налогоплательщика отсутствует право на применение пониженной налоговой ставки.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик использует земельные участки не в соответствии с разрешенным видом использования, доводы налогового органа подтверждены.

  • 28.02.2024  

    О включении в реестр требований кредиторов требования ФНС РФ в размере задолженности по налогам (НДФЛ, транспортный налог, земельный налог).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом не доказаны наличие задолженности по обязательным платежам в указанном им размере и соблюдение срока на ее принудительное взыскание.

  • 28.02.2024  

    Учреждение, владеющее на праве оперативного управления земельными участками, ссылается на нарушение прав.

    Итог: требование удовлетворено в части доначисления налога в размере, превышающем налоговую ставку 0,3 процента в отношении части рассматриваемых участков, которые ограничены в обороте в соответствии с законодательством РФ и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, размер


Вся судебная практика по этой теме »

Право взыскания недоимки и пеней
  • 13.09.2023  

    В связи с недостаточностью и отсутствием денежных средства на счетах налогоплательщика налоговым органом было вынесено оспариваемое решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что решение ранее обжаловалось налогоплательщиком по иному делу только в части двух ко

  • 10.09.2023  

    Налоговый орган в связи с непогашением задолженности по обязательным платежам принял решение о взыскании спорной суммы за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств. Жалобы налогоплательщика на данное решение вышестоящим налоговым органом оставлены без удовлетворения.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не устранены имеющиеся противоре

  • 10.09.2023  

    Налоговый орган предложил обществу уплатить недоимку по земельному налогу, ссылаясь на неподтвержденность выделения ему земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Жалоба общества на данное решение вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку установлено, что часть спорных участков предоставлена обществу на праве собственн


Вся судебная практика по этой теме »