Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Ограничение на переоценку основных средств
Ограничение на переоценку основных средств
Введение 25 Главы НК РФ ознаменовалось полной отменой льгот по данному налогу. Особо сильный удар это нанесло промышленным предприятиям, активно пользовавшимися льготой по капитальным вложениям. То есть для этих предприятий налоговое бремя возросло с 17,5% до 24 %. Поэтому норма в первоначальной редакции статьи 257 НК РФ, позволяющая учесть для целей налогообложения результат переоценки основных средств, стала единственной "отдушиной" для легального снижения налогового бремени. И, как случалось не в первый раз, законодатель "опомнился" лишь ближе к концу первого полугодия 2002 года и, наплевав на положения статьи 5 НК РФ, ввел задним числом (с 01.01.2002) 30% ограничение на размер переоценки основных средств. Тем не менее, налогоплательщики могут защитить свои права, что доказывает Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 мая 2003 года № Ф03-А04/03-2/964, в решении отмечено:
29.08.2007Введение 25 Главы НК РФ ознаменовалось полной отменой льгот по данному налогу. Особо сильный удар это нанесло промышленным предприятиям, активно пользовавшимися льготой по капитальным вложениям. То есть для этих предприятий налоговое бремя возросло с 17,5% до 24 %. Поэтому норма в первоначальной редакции статьи 257 НК РФ, позволяющая учесть для целей налогообложения результат переоценки основных средств, стала единственной "отдушиной" для легального снижения налогового бремени. И, как случалось не в первый раз, законодатель "опомнился" лишь ближе к концу первого полугодия 2002 года и, наплевав на положения статьи 5 НК РФ, ввел задним числом (с 01.01.2002) 30% ограничение на размер переоценки основных средств. Тем не менее, налогоплательщики могут защитить свои права, что доказывает Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 мая 2003 года № Ф03-А04/03-2/964, в решении отмечено:
"Как видно из материалов дела, управлением по налогам и сборам по итогам камеральной проверки расчета налога на прибыль за первое полугодие 2002 года ОАО "Амурэнерго" принято решение от 05.11.2002 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 1747340 руб. Этим же решением истцу доначислено 8736700 руб. налога на прибыль и 249953,62 руб. пеней за несвоевременную уплату налога.
В решении содержится вывод налогового органа о занижении налогооблагаемой прибыли, в частности за счет излишнего отнесения на себестоимость продукции расходов по амортизации основных средств, связанных с их переоценкой по состоянию на 01.01.2002; в нарушение статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации восстановительная стоимость основных средств определена налогоплательщиком в целях налогообложения с учетом проведенной на 01.01.2002 переоценки, что составило коэффициент 2,21, в то время как согласно Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" дооценка от переоценки амортизируемых основных средств по состоянию на 01.01.2002 и отраженная в бухгалтерском учете в 2002 году, учитывается для целей налогообложения в пределах 30% от восстановительной стоимости переоцененных основных средств, что по расчету налогового органа по рассматриваемому спору составляет коэффициент 1,3.
Проверяя на соответствие закону решение налогового органа, суд, правильно применив законодательство, пришел к обоснованному выводу о том, что налоговая база по налогу на прибыль за 1 полугодие 2002 года рассчитана истцом в соответствии с законодательством о налогах и сборах, действующим на момент представления им расчета по налогу на прибыль за указанный период.
При разрешении спора судом установлено, что обществом "Амурэнерго" на основании приказа от 29.11.2001 N 542 "О проведении переоценки основных средств ОАО "Амурэнерго", изданным во исполнение приказа РАО "ЕЭС России" от 30.10.2001 N 603 "О проведении переоценки основных средств дочерних и зависимых акционерных обществ РАО "ЕЭС России", произведена переоценка основных средств. Результаты переоценки, проведенной в 2001 году, отражены в балансе предприятия за январь 2002 года.
В соответствии с пунктом 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Результаты произведенной переоценки принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
Таким образом, из положений указанного нормативного акта следует, что переоценка должна проводиться не чаще одного раза в год, до начала отчетного периода (года), данные проведенной переоценки подлежат отражению в январе и учитываются в бухгалтерской отчетности при формировании данных на начало отчетного года.
Следовательно, истец, проведя переоценку на законных основаниях, правильно отразил данные по ней в бухгалтерском учете в январе 2002 года - на начало отчетного 2002 года.
Утверждение налогового органа о том, что на момент составления и представления декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие 2002 года, то есть на 29.07.2002, истец не вправе учитывать переоценку для целей налогообложения, несостоятельно.
При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 1 полугодие 2002 года налогоплательщик правомерно руководствовался налоговым законодательством, действующим на день составления налоговой декларации за указанный отчетный период.
Согласно статье 257 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (вступившей в силу с 01.01.2002) в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, стоимость амортизируемого имущества представляет, в частности, восстановительную стоимость основных средств, приобретенных (созданных) до вступления в силу настоящей главы, определяемую как их первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок на дату вступления в силу настоящей главы. Следовательно, при начислении амортизации по таким основным средствам в целях налогообложения учитывается и результат проведенной переоценки. Действие Федерального закона N 57-ФЗ в отношении статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации в силу статьи 16 этого Закона распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2002.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в статью 257 Налогового кодекса Российской Федерации введены ограничения, в соответствии с которыми переоценка основных средств, проведенная на 01.01.2002, принимается в целях налогообложения в размере, не превышающем 30%.
Распространяя указанную норму на возникшие правоотношения, налоговый орган считает, что переоценка основных средств по состоянию на 01.01.2002 не может превышать 30% или коэффициента 1,3, в то время как налогоплательщиком восстановительная стоимость переоценена с коэффициентом 2,21 (л. 2 решения N 3 от 05.11.2002).
Между тем изменения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, вступили в законную силу 30.08.2002 и распространены на отношения, возникшие с 01.01.2002.
Поскольку на дату (29.07.2002) представления истцом декларации за 1 полугодие 2002 года Федеральный закон N 110-ФЗ не вступил в силу, суд правильно указал, что налоговый орган необоснованно придал обратную силу указанному Закону и произвел доначисление налога на прибыль исходя из разницы между коэффициентом, исчисленным с учетом проведенной переоценки (2,21), и максимальным коэффициентом (1,3) в силу Федерального закона N 110-ФЗ.
Учитывая, что изменения распространены на отношения с 01.01.2002, восстановительная стоимость с применением коэффициента переоценки 1,3 подлежит отражению в декларации при исчислении налога на прибыль в следующем отчетном периоде."
Выводы:
Введение задним числом ограничения на размер переоценки неправомерен, налогоплательщик может учесть для целей исчисления налога на прибыль всю фактическую переоценку основных средств на 01.01.2002. Хотя в решении Суд ссылается на применение 30% ограничения уже во втором полугодии 2002 года, данное ограничение может в вступить лишь,на наш взгляд, со следующего налогового периода (статья 5 НК РФ).



