
Аналитика / Налогообложение / Какие налоговые риски возникают в связи с реализацией услуг по цене ниже рыночного уровня?
Какие налоговые риски возникают в связи с реализацией услуг по цене ниже рыночного уровня?
Рыночными признаются цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми
12.07.2017Российский налоговый порталАвтор: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Галимарданова Юлия. Контроль качества ответа: рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Королева Елена.
Организация находится на общем режиме налогообложения и оказывает услуги по ремонту сельскохозяйственной техники. Данные услуги оказываются как взаимозависимым, так и не взаимозависимым лицам. При этом реализация услуг указанным лицам осуществляется по стоимости ниже рыночного уровня. Сами сделки по реализации указанных услуг по критериям, установленным в разделе V.1 НК РФ, не признаются контролируемыми.
Какие налоговые риски возникают в связи с реализацией услуг по цене ниже рыночного уровня?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, при реализации услуг по одинаковой цене как взаимозависимым, так и не взаимозависимым лицам для налогоплательщика налоговые риски не возникают, поскольку цена реализации услуг не взаимозависимым лицам признается рыночной.
Соответственно, реализация услуг взаимозависимым лицам по цене ниже цены реализации аналогичных услуг лицам, не признаваемым взаимозависимыми, несет риск инициации в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля территориальным налоговым органом на предмет обоснованности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами.
Обоснование вывода:
Общие положения о налогообложении сделок между взаимозависимыми лицами определены в ст. 105.3 НК РФ.
Нормы п. 1 ст. 105.3 НК РФ предусматривают, что взаимозависимые лица, устанавливая цены в сделках между собой, для целей налогообложения должны руководствоваться их рыночным уровнем.
При этом рыночными признаются цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.
Из положений раздела V.1 НК РФ следует, что сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы:
1) контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений ст. 105.14 НК РФ;
2) иные сделки между взаимозависимыми лицами.
При этом в отношении сделок между взаимозависимыми лицами, не подпадающих под критерии контролируемых, представление уведомления и подготовка соответствующей документации НК РФ не предусмотрены.
В свою очередь, в ст. 105.17 НК РФ предусмотрена возможность проведения ФНС России самостоятельного вида проверки – проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
При этом из положений п. 1 ст. 105.17 НК РФ следует, что такая проверка проводится ФНС России в отношении не всех сделок между взаимозависимыми лицами, а только в отношении контролируемых сделок.
В то же время положениями отдельных статей части второй НК РФ предусмотрено, что исчисление налоговой базы осуществляется исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ (в том числе при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме), контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.
Согласно официальной позиции положения НК РФ лишь разграничивают полномочия в части налогового контроля цен в сделках по уровням системы налоговых органов в РФ:
– проверка соответствия цен в контролируемых сделках, в силу положений п. 1 ст. 105.17 НК РФ, осуществляется непосредственно ФНС России;
– проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки.
Положения абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ предусматривают запрет на осуществление проверок цен в ходе камеральных и выездных налоговых проверок только в отношении контролируемых сделок.
Соответствующие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 19.06.2015 г. № 03-01-18/35527, от 18.10.2012 г. № 03-01-18/8-145, от 26.12.2012 г. № 03-02-07/1-316 и ФНС России от 16.09.2014 г. № ЕД-4-2/18674@.
При этом в вышеуказанных письмах разъяснено, что в случаях совершения сделок между взаимозависимыми лицами, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй НК РФ исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, контроль соответствия цен, применяемых в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.
Однако налоговому органу необходимо доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценой в сделках. Смотрите письма Минфина России от 05.04.2016 г. № 03-01-18/19396, от 25.02.2016 г. № 03-01-11/10321, от 04.05.2016 г. № 03-01-18/25927, от 08.07.2016 г. № 03-07-11/40217.
Таким образом, в данной ситуации реализация рассматриваемых услуг по одинаковой цене как взаимозависимым, так и не взаимозависимым лицам, по нашему мнению, не порождает для налогоплательщика налоговых рисков. Поскольку цена реализации услуг не взаимозависимым лицам признается рыночной.
Соответственно, при реализации рассматриваемых услуг взаимозависимым лицам по цене ниже цены реализации аналогичных услуг лицам, не признаваемым взаимозависимыми, несет риск инициации в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля территориальным налоговым органом на предмет обоснованности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами.
Также хотелось бы обратить Ваше внимание на выводы, к которым приходят отдельные арбитражные суды. Так, в Постановлении АС Центрального округа от 15.11.2016 г. № Ф10-4455/16 суд пришел к выводу, что планирование предпринимательской деятельности, в том числе в отношении видов и целей деятельности и получения доходов, является исключительной компетенцией самого налогоплательщика. Судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Взаимозависимость участников сделок сама по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, а может иметь юридическое значение в целях налогового контроля, только если установлено, что такая взаимозависимость используется участниками сделки как возможность для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами. Судами установлено, что договор, заключенный налогоплательщиком, является рамочным договором поставки, в соответствии с которым налогоплательщиком реализуются значительные объемы продукции, что обеспечивает планирование и поддержание производства, обеспечение рабочих мест, а также исключает затраты на поиск потенциальных покупателей и логистику. Поэтому факт реализации по разовым контрактам товара иным лицам по большей цене не означает, что в совершении спорных хозяйственных операций по реализации товара по меньшей цене, но на постоянной основе и в больших объемах, отсутствовала разумная деловая цель.
Смотрите также постановление АС Поволжского округа от 19.05.2016 г. № Ф06-8512/16, определение ВС РФ от 07.12.2015 г. № 303-КГ15-15675, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 11.04.2016 г. № 308-КГ15-16651.
- 21.01.2025 Минтруд: нельзя применить взыскание за отказ от проверки на полиграфе
- 28.02.2023 Минпромторг РФ рассматривает инициативы металлургов по налоговому регулированию в отрасли
- 12.11.2021 Госдума увеличила налоговую нагрузку на металлургов
- 07.10.2024 Промостраница поможет физическим лицам разобраться в налоговых уведомлениях, направленных в 2024 году
- 25.12.2023 Приглашаем к участию в XIX Всероссийском конкурсе «Правовая Россия»
- 26.09.2023 В Москве прошел VII Всероссийский юридический форум «Гражданско-правовое регулирование имущественного оборота: основные проблемы и практические рекомендации»
- 27.07.2023 Роструд сообщил, как продлить действие коллективного договора
- 19.06.2017 Типовые договоры турагента и туроператора обязательны к применению
- 12.05.2014 Заключение договоров на закупку продукции по результатам запроса котировок: применение ЕНВД не запрещено
- 22.10.2019 Государственный надзор за туроператорами
- 20.06.2017 Отпуск по семейным обстоятельствам
- 10.03.2017 Сокращение численности или штата работников
- 26.03.2025 Мишустин заявил о преодолении ВВП отметки в 200 трлн
- 06.10.2024 Договор с самозанятым – порядок бухгалтерского и налогового учета
- 14.02.2024 Переплата платежа по налогу на сверхприбыль – как зачесть, как вернуть?
- 31.07.2023 Договор в валюте, оплата в рублях: учет у покупателя
- 07.11.2018 «Срочный» трудовой договор, компенсация при увольнении главбуха, название должности не соответствует ЕТКС: читаем разъяснения Роструда
- 16.08.2018 Когда договор считается заключенным: переписка и счет по e-mail, аналоги электронной подписи, оформление письма с договором
- 21.03.2018
Суд удовлетворил
требование Росприроднадзора о взыскании с компании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 483 533 рублей 83 копеек. Ссылку общества на то, что с 01.01.2016 природопользователи освобождены от платежей в счет возмещения вреда, причиненного сбросом загрязняющих веществ на водосборные площади, в том числе за предшествующий указанной дате период, суд кассационной инстанции отклонил, посколь - 16.05.2014
Апелляционный суд, рассматривая доводы
апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора, правильно отметил, что указанные технические ошибки, ошибки в сведениях, воспроизведенных из документов, послуживших основанием для кадастрового учета, подлежат исправлению с учетом требований ст. 28 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на основании решения органа кадастрового - 23.04.2014
Право физических и юридических
лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, том числе в суде предусмотрено в статье 24.19 ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ). При этом согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подл
- 26.01.2025
СФР сделал
вывод, что пособие по временной нетрудоспособности работнику по представленным обществом электронным реестрам сведений по листкам нетрудоспособности выплачено неправомерно, поскольку работник в спорный период не работал в обществе.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представление обществом в фонд недостоверных сведений не установлено.
- 26.01.2025
Уполномоченный орган
(ФНС РФ) полагает, что убытки, понесенные им как заявителем по делу о банкротстве в размере перечисленного арбитражному управляющему вознаграждения и судебных расходов, подлежат взысканию с бывшего руководителя должника.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку ФНС РФ не доказано, что отсутствие имущества у должника является следствием неправомерных действий его руководит
- 27.03.2024
Налоговый орган
ссылается на неполное исполнение предпринимателем (собственником транспортных средств) налоговых обязательств.Встречное требование: О признании недействительными требований об уплате транспортного налога и пеней, решения об отказе в зачете налога.
Итог: основное требование удовлетворено, в удовлетворении встречного требования отказано, так как в спорные периоды перевозка пассажиров и/и
- 23.01.2023
Оператор связи
общего пользования не произвел обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания.Итог: требование удовлетворено частично. В удовлетворении части требования о взыскании пеней отказано, поскольку в период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве неустойка на установленную судебным актом задолженность не начисляется.
- 21.11.2022
Истец принял
решение расторгнуть срочные внебиржевые опционные договоры и возвратить денежные средства с брокерского счета, при этом активы истца возвращены не были.Итог: требование удовлетворено, так как в условиях аффилированности ответчиков и отсутствия у истца права на самостоятельное обращение к одному из них перевод денежных средств между ними являлся злоупотреблением правом.
- 03.02.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2016 № Ф04-28890/2015
- 21.07.2014 О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»
- 13.06.2013 Постановление Правительства РФ от 15.04.2013 № 342
- 23.08.2007 Письмо Минфина РФ от 23 августа 2007 г. N 03-03-06/1/587
- 03.04.2025 Письмо Минфина России от 23.12.2024 г. № 03-04-05/130241
- 03.04.2025 Письмо Минфина России от 24.01.2025 г. № 03-04-05/5791
- 18.03.2025 Письмо Минфина России от 20.02.2025 г. № 03-04-09/16692
- 13.06.2023 Письмо Минфина России от 29.05.2023 г. № 03-08-05/48861
- 27.01.2023 Письмо Минфина России от 29.12.2022 г. № 03-03-07/129189
- 29.08.2022 Письмо Минфина России от 04.08.2022 г. № 03-04-05/75384
Комментарии