Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 27.04.2012 г. № А40-13778/11-90-61

Постановление ФАС Московского округа от 27.04.2012 г. № А40-13778/11-90-61

Судебные инстанции обоснованно указали, что непринятие Правительством Российской Федерации и иными органами исполнительной власти нормативных актов, обеспечивающих возможность осуществления государственной регистрации прав на линейно-кабельные сооружения связи, не должно приводить к невозможности осуществления налогоплательщиком своих прав, установленных законодательством о налогах и сборах, а также препятствовать экономически обоснованному расчету сумм налогооблагаемой прибыли.

13.05.2012Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27.04.2012 г. № А40-13778/11-90-61

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2012 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Дудкиной О.В.

судей Антоновой М.К., Тетеркиной С.И.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ОАО: Болдина Е.С. по дов. от 27.08.2009 N 12-350; Бражник А.В. по дов. от 17.10.2011 N 12-988; Краснов А.М. по дов. от 03.11.2011; Крикопол Т.М. по дов. от 29.11.2011

от ответчика МИФНС: Ваш Э.Л. по дов. от 11.11.2011 N 58-05-10/014100; Либерова А.В. по дов. от 21.03.2012 N 05-05/003390

рассмотрев 23 апреля 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7

на решение от 30.11.2011 г.

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Петровым И.О.

на "постановление" от 03.02.2012 г.

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Марковой Т.Т., Сафроновой М.С., Солоповой Е.А.

по иску (заявлению) Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"

о признании частично недействительным ненормативного акта

к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7

установил:

Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке "ст. 49" АПК РФ) о признании недействительным решения от 06.09.2010 N 13 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 (далее - инспекция) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части доначисления налога на прибыль организаций за 2007 год в сумме 3 647 762 руб., налога на прибыль организаций в сумме 9 310 298 руб. и соответствующих сумм пени.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2011 г., оставленным без изменения "постановлением" Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2012 г., заявленные требования удовлетворены.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из их соответствия положениям законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.

Законность судебных актов проверяется в порядке "статей 284" и "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе инспекции, в которой орган налогового контроля не соглашается с оценкой, данной судебными инстанциями представленным в материалы дела доказательствам, считает, что нарушены нормы материального права.

В заседании суда кассационной инстанции представители инспекции поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, просили отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представители заявителя возражали, просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Представленный обществом отзыв на кассационную жалобу приобщен к материалам дела.

Как установлено судебными инстанциями, инспекцией проведена повторная выездная налоговая проверка ОАО "Северо-Западный Телеком", реорганизованного в форме присоединения к Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за 2006 - 2007 гг.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 29.07.2010 N 13 и принято решение от 06.09.2010 N 13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу начислены пени в сумме 387 760,89 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 12 355 940 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением УФНС России по г. Москве от 28.10.2010 N АС-37-9/14409@ решение инспекции изменено путем отмены в части доначисления пеней по налогу на прибыль организаций в размере 223 319,97 руб., в остальной части решение инспекции оставлено без изменения.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества с заявлением в Арбитражный суд города Москвы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и "постановление" суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Доводы жалобы по п. 2 оспариваемого решения инспекции в части неправомерного включения в состав расходов, уменьшающих доходы в 2007 году, затрат по оплате проектных работ, выполненных ОАО "Гипросвязь", приводились в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению по следующим основаниям.

Инспекция считает, что затраты по разработке системного проекта "Развитие сетей электросвязи филиалов ОАО "Северо-Западный Телеком", выполненного ОАО "Гипросвязь" относятся к расходам на реконструкцию, переустройство существующих объектов основных средств и они связаны с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей, а также с техническим перевооружением, связанным с комплексом мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств, или их отдельных частей, на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

По мнению инспекции, поскольку реконструкция и модернизация основных средств, принадлежащих заявителю, будет осуществляться по проекту, разработанному ОАО "Гипросвязь", то стоимость этого проекта должна участвовать в формировании первоначальной стоимости основных средств (амортизируемого имущества).

Данные доводы приводились в судах первой и апелляционной инстанций и были ими отклонены как основанные на неправильном применении норм "статей 252", "253", "256", "257" Налогового кодекса Российской Федерации применительно к фактическим обстоятельствам спора.

Исследовав и оценив по правилам "статьи 71" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями "статьи 252", "подпунктов 15", "49 пункта 1 статьи 264" Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального "закона" от 09.02.2007 N 14-ФЗ "О связи", "ПБУ 6/01" суды пришли к выводу о том, что затраты по договору от 30.07.2007 N 741-07, заключенному с ОАО "Гипросвязь" (исполнитель), относятся к информационным услугам и прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг), в связи с чем они правомерно включены обществом в расходы для целей исчисления налога на прибыль.

Доводы инспекции о том, что вышеназванный договор является договором подряда и работы, выполненные исполнителем, являются проектными работами по конкретным объектам основных средств, о том, что целью проекта является реконструкция сетей связи, были предметом проверки судов двух инстанций и отклонены ими как не соответствующие фактическим обстоятельствам и материалам дела.

В соответствии с "п. 26 ст. 2" Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (в редакции Федерального "закона" от 09.02.2007 N 14-ФЗ) системный проект сети связи - схема построения сети электросвязи с соответствующими такой схеме расчетными значениями (с учетом предъявляемых к сети электросвязи обязательных требований и планируемого объема оказываемых услуг связи) величин, определяющих технические возможности входящих в состав сети электросвязи средств связи, линий передачи и физических цепей, и монтированной емкости.

"Требования" к содержанию проекта определены Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 13.02.2008 N 18.

В соответствии с указанным нормативным правовым актом в системном проекте должна быть описана существующая схема построения сети связи оператора связи, а в случае построения сети электросвязи в несколько этапов для каждого из этих этапов в системном проекте предусматривается разработка отдельной схемы построения сети электросвязи с соответствующими расчетными материалами.

По состоянию на 2007 год у общества отсутствовали системные проекты на сети местной связи, в связи с чем после внесения вышеуказанных изменения в "Закон" о связи, заявитель должен был привести свою техническую документацию в соответствие "Закону".

Исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции сделали правильный вывод, что информация, содержащаяся в книге 1, соответствует понятию "системный проект".

Таким образом, затраты по созданию системного проекта, в части книг 1 системного проекта "Анализ существующего состояния", относятся на расходы для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с "пп. 49 п. 1 ст. 264" НК РФ, как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Целью системного проекта "Развитие сетей электросвязи филиалов ОАО "Северо-Западный Телеком" (в части книги 2 "Инженерно-технические решения" и книги 3 "Технико-экономические показатели") являлась разработка комплекта документов, содержащих аналитические материалы и инженерно-технические решения по развитию сетей электросвязи всех филиалов ОАО "Северо-Западный Телеком" на период 2008 - 2009 годов, предусматривающие: реконструкцию сетей связи общего пользования филиалов, замену устаревшего оборудования, внедрение новых технологий и услуг; поэтапное введение в действие Российской системы и плана нумерации в соответствии с "Приказом" Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 N 142.

Системный проект, в части касающейся развития сетей электросвязи, принят обществом как консультационные и иные аналогичные услуги, поскольку проект предусматривает стратегию технико-экономического развития общества на период с 2008 по 2009, в связи с чем затраты на его создание подлежат включению в расходы по налогу на прибыль в 2007 году в соответствии с "пп. 3 п. 7 ст. 272" НК РФ.

Спорные затраты не удовлетворяют требованиям "п. 8" ПБУ 6/01 и не и являются затратами, непосредственно связанными с приобретением и сооружением объектов основных средств, в связи с чем у общества отсутствуют правовые основания отнесения их в состав вложений во внеоборотные активы.

Затраты на данную разработку не могут быть признаны затратами, непосредственно связанными с приобретением и сооружением определенных (рекомендованных к строительству) объектов основных средств, поскольку у заявителя отсутствует возможность соотнесения полученного результата работ по разработке системного проекта с конкретными объектами строительства основных средств.

Доводы жалобы со ссылкой на то, что в 2009 году Петербургским филиалом ОАО "Северо-Западный Телеком" проводилась модернизация 8 основных средств: телефонной канализации; линейных сооружений; каналов связи к ПД и ТМС; оборудования Litespan; медиаконвертеров; распределительной кабельной сети и при проведении модернизации любых основных средств, в первоначальную стоимость этих основных средств должны были включаться затраты на разработку системного проекта, отклоняются судом кассационной инстанции.

Полный перечень АТС, подлежащих замене, приведен в книге 2 "Развитие сетей связи Петербургского филиала. Инженерно-технические решения" системного проекта "Развитие сетей электросвязи филиалов открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком" В таблицах указан тип оборудования, на которое ОАО "Гипросвязь" предлагало заменить АТС.

В системном проекте представлены схемы организации сети электросвязи, позволяющие исключить АТС, заменив их на иное оборудование.

При этом, замена АТС не осуществлялась ОАО "Ростелеком" в 2008 и 2009 годах, в связи с чем у заявителя не было возможности включить затраты на создание системного проекта в первоначальную стоимость АТС, вводимых в эксплуатацию в соответствии с данным системным проектом.

Обществом после рассмотрения предложенного ОАО "Гипросвязь" варианта построения сети электросвязи выбрана иная технология построения сети электросвязи, не предполагающая замены АТС.

Судами установлено, что в 2009 году осуществлялась модернизация: телефонной канализации АТС-316; линейных сооружений Сертолово; каналов связи к ПД и ТМС АТС-772 и АТС-301; распределительной кабельной сети; двух медиаконвертеров, установленных на АТС; оборудования Litespan 1540, установленного на АТС-722.

Указанные инспекцией объекты основных средств являются линейными сооружениями - телефонная канализация, распределительная кабельная сеть, каналы связи к ПД и ТМС, а также основными средствами, использовавшимися для телефонизации новых объектов и оказания услуг связи конкретным абонентам.

Разработка проектов модернизации линейных сооружений в соответствии с заключенным с договором от 30.07.2007 N 741-07 ОАО "Гипросвязь" не поручалась и, соответственно, в системном проекте не рассматривалась.

Из документов АТС следует, что подлежавшие замене в соответствии с системным проектом, после проведения модернизации основных средств, продолжали функционировать.

В соответствии с системным проектом планировалась замена АТС 388 и АТС 722 на цифровую телефонную станцию. Между тем, из содержания рабочего проекта "Установка оборудования абонентского доступа Litespan LSI540 в г. Санкт-Петербурге. V п. к." следует, что АТС 388 и АТС 722 продолжали функционировать.

В соответствии с "п. 3.5" и "п. 3.7" Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных Приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N 113 (от 17.09.2002 N 3804) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) участвуют в работе приемочных комиссий и выдают разрешения на эксплуатацию сооружений связи.

Следовательно, в случае применения системного проекта и выполнении его положений общество обязано было бы представить в территориальные органы Роскомнадзора документацию, послужившую основанием для ввода в эксплуатацию построенных, реконструированных или модернизировавшихся объектов связи.

Между тем, судами установлено, что объекты связи по титулу "Системный проект развитие сетей электросвязи филиалов ОАО "Северо-Западный Телеком" к сдаче не предъявлялись.

Исходя из изложенного, у заявителя отсутствовали основания для включения затрат на разработку системного проекта "Развитие сетей электросвязи филиалов ОАО "Северо-Западный Телеком" в первоначальную стоимость каких-либо основных средств, реконструировавшихся или модернизировавшихся в 2008 - 2009.

Доводы жалобы о наличии признаков взаимозависимости между заявителем и его контрагентом, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку инспекцией не представлено доказательств, каким образом возможная взаимозависимость повлияла на взаимоотношения между обществом и ОАО "Гипросвязь".

Доводы жалобы по п. 5 решения инспекции в части необоснованного включения обществом в состав расходов, уменьшающих доходы в 2006 и 2007 годах, расходов в виде амортизационных отчислений по основным средствам - линейно-кабельным сооружениям связи (ЛКСС), право собственности на которые подлежат государственной регистрации, приводились в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно были отклонены по следующим основаниям.

Доводы жалобы сводятся к выводам инспекции о неправомерном включении обществом в состав расходов, уменьшающих доходы в 2006 - 2007 годах, амортизационных отчислений по линейно-кабельным сооружениям связи.

По мнению инспекции, поскольку линейно-кабельные сооружения связи отнесены к объектам недвижимого имущества, права на которые подлежат обязательной государственной регистрации, то общество обязано подать документы на государственную регистрацию линейно-кабельных сооружений и лишь после этого начислять амортизацию на данные объекты.

Данные доводы приводились в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению по следующим основаниям.

Порядок государственной регистрации линейно-кабельных сооружений установлен "Положением" об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 68 во исполнение "ст. 8" Федерального закона "О связи".

В соответствии с "п. 12" указанного Положения к документам, необходимым для государственной регистрации права на линейно-кабельное сооружения связи, прилагается технический паспорт линейно-кабельного сооружения связи, включающий в себя план линейно-кабельного сооружения связи и иные характеристики объекта недвижимости.

Согласно "п. 15" Положения "Инструкция" по заполнению технического паспорта утверждается Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации.

Соответствующая "Инструкция" утверждена Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации Приказом от 02.08.2005 N 90 и введена в действие с 01.09.2005.

До 01.09.2005 отсутствовала возможность осуществлять государственную регистрацию прав на линейно-кабельные сооружения связи и подачу документов на государственную регистрацию прав на линейно-кабельные сооружения связи, что подтверждается письмом Главного управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу от 10.08.2006 N 1-9008 по запросу ОАО "Северо-Западный Телеком".

В уточненных декларациях по налогу на прибыль за 2006 и 2007 годы обществом отражена амортизация по линейно-кабельным сооружениям связи, введенным в эксплуатацию в период с 2004 по июль 2005 года, являющихся недвижимым имуществом, по которым не подавались документы на государственную регистрацию. С момента ввода в эксплуатацию указанные линейно-кабельные сооружения связи использовались для извлечения налогооблагаемой прибыли.

В соответствии с "п. 2 ст. 253" НК РФ расходы на амортизационные отчисления учитываются в составе расходов на производство и реализацию.

Согласно "ст. 256" НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей "главой"), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.

Линейно-кабельные сооружения связи, принадлежащие обществу, и введенные в эксплуатацию до сентября 2005 года, соответствуют указанным критериям.

Судебные инстанции обоснованно указали, что непринятие Правительством Российской Федерации и иными органами исполнительной власти нормативных актов, обеспечивающих возможность осуществления государственной регистрации прав на линейно-кабельные сооружения связи, не должно приводить к невозможности осуществления налогоплательщиком своих прав, установленных законодательством о налогах и сборах, а также препятствовать экономически обоснованному расчету сумм налогооблагаемой прибыли.

Сооружения связи, по которым общество осуществило начисление амортизации, введены в эксплуатацию до 01.09.2005. Следовательно, организацией правомерно учтены для целей налогообложения прибыли в 2006 и 2007 годах расходы в виде амортизационных отчислений по данным линейно-кабельным сооружениям связи.

Таким образом, заявитель вправе начислять амортизацию по линейно-кабельным сооружениям, введенным в эксплуатацию до сентября 2005 года, независимо от момента подачи документов на государственную регистрацию прав собственности на данное недвижимое имущество.

В ходе выездной налоговой проверки за 2003 - 2004 налоговым органом оспорено право заявителя, начислять амортизацию в период отсутствия установленного законодательством порядка регистрации прав собственности на линейно-кабельные сооружения связи.

Право начисления амортизации по линейно-кабельным сооружениям без подачи документов на регистрацию после 01.09.2005 г. установлено по делам "N А40-4193/08-143-18" и "N А40-68774/07-151-412".

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам ("части 1", "3 статьи 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судами, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими ("часть 2 статьи 287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Выводы судебных инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями "статьи 71" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные "статьей 286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки указанных выводов судов.

Доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, что в силу "ст. 286" и "ч. 2 ст. 287" АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.

Нарушений судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с "частью 4 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь "статьями 284" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2011 года и "постановление" Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2012 года по делу N А40-13778/11-90-61 оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 - без удовлетворения.

Председательствующий судья

О.В.ДУДКИНА

Судьи

М.К.АНТОНОВА

С.И.ТЕТЕРКИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Первоначальная стоимость основных средств. Переоценка
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок