 
                Судебные дела / Постановления / Постановление Президиума ВАС РФ № 10627/06 от 30 января 2007 г.
Постановление Президиума ВАС РФ № 10627/06 от 30 января 2007 г.
Нормы расходов организаций на выплату компенсаций, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 92, установлены в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса в целях формирования расходов налогоплательщиков - организаций при исчислении налога на прибыль организаций и не могут быть применены для исчисления другого налога иной категории налогоплательщиков -физических лиц.
30.01.2007 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
№ 10627/06
Москва 30 января 2007 г.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю.. Вышняк Н.Г.. Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г.. Сарбаша СВ., Тумаркина В.М., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества «Сочинский мясокомбинат» о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2006 по делу № А32-35519/2005-58/731 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества «Сочинский мясокомбинат» - Трусов А.Д.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Краснодарскому краю (правопреемника Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сочи) - В\ дыка И.Н., Паращенко М.А., Федоров Д.Е.
Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество «Сочинский мясокомбинат» (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сочи (далее - инспекция) от 26.08.2005 № 25-29/17 в части привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания 189 972 рублей штрафов, в том числе 127 618 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за неуплату налога на добавленную стоимость в результате неправильного его исчисления и 32 474 рублей штрафа, предусмотренного статьей 123 Кодекса, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, предложения уплатить указанные штрафы, доначисления 804 276 рублей налогов, в том числе 638 089 рублей налога на добавленную стоимость за 2003 год и 162 309 рублей налога на доходы физических лиц, начисления 89 981 рубля пеней, в том числе 49 854 рублей пеней, начисленных по налогу на добавленную стоимость, и 39 411 рублей пеней по налогу на доходы физических лиц, а также о признании недействительными требования от 02.09.2005 № 160429 об уплате доначисленных налогов и начисленных пеней и требования от 02.09.2005 № 7522 об уплате штрафов.
Решением суда первой инстанции от 21.12.2005 требования общества удовлетворены в части признания недействительными решения и требований инспекции о взыскании 126 763 рублей 32 копеек штрафа по налогу на добавленную стоимость, 588 рублей штрафа по счета-фактуры, в которых указаны суммы налога на добавленную стоимость, поэтому в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса должны уплатить полученные суммы налога в бюджет. Общество оплачивало счета-фактуры и, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 Кодекса, отражало эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьями 171 и 172 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик (в данном случае - общество) вправе уменьшить общую сумму исчисленного им налога на добавленную стоимость при реализации товаров на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на основании выставленных продавцами (исполнителями) счетов-фактур (пункт 1 статьи 172 Кодекса), и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в порядке, установленном статьей 173 Кодекса: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
Следовательно, у суда кассационной инстанции не было оснований для отмены решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций о признании недействительными решения от 26.08.2005 № 25-29/17 и требования от 02.09.2005 № 160429 инспекции в части доначисления и уплаты 633 816 рублей 63 копеек налога на добавленную стоимость и 49 355 рублей пеней.
Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы физических лиц, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, возмещением иных расходов, если такие доходы относятся к компенсационным выплатам, установленным действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Возмещение расходов при использовании личного имущества работника предусмотрено статьей 188 Трудового кодекса Российской Федерации: при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
В данном случае выплата компенсаций осуществлялась обществом на основании трудовых договоров, заявлений работников и свидетельств о регистрации транспортных средств установленного образца, приказов генерального директора общества, расчетов компенсаций.
Расчеты (калькуляции) компенсаций за использование личного автотранспорта в служебных целях свидетельствуют о том, что их размер определялся применительно к каждому работнику исходя из марки и цены топлива за литр, расхода топлива на 100 километров, количества рабочих дней в месяц, пробега автомобиля.
Инспекцией ни при проведении выездной налоговой проверки, ни в дальнейшем не доказан факт возникновения у работников общества подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц дохода в виде налоговой выгоды в размере полученных от работодателя компенсаций и не опровергнуты сведения, содержащиеся в расчетах как недостоверные или противоречивые.
Следовательно, в целях применения пункта 3 статьи 217 Кодекса подлежат освобождению от налогообложения доходы физических лиц в виде выплачиваемых им обществом компенсаций за использование личного транспорта и расходов, связанных с его использованием в интересах работодателя, в размере, определенным соглашением сторон трудового договора.
Предельные нормы расходов организаций на выплату таких компенсаций, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 92, установлены в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса в целях формирования расходов налогоплательщиков - организаций при исчислении налога на прибыль организаций и не могут быть применены для исчисления другого налога иной категории налогоплательщиков -физических лиц.
При таких обстоятельствах постановления судов апелляционной и кассационной инстанций приняты с нарушением норм материального права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2006 по делу № А32-35519/2005-58/731 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2006 по тому же делу в части отказа открытому акционерному обществу «Сочинский мясокомбинат» в признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сочи от 26.08.2005 № 25-29/17 о доначислении 633 816 рублей 63 копеек налога на добавленную стоимость, начислении на эту сумму 49 355 рублей пеней и привлечении к налоговой ответственности в виде взыскания 32 474 рублей штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, а также требования от 02.09.2005 № 160429 об уплате 633 816 рублей 63 копеек налога на добавленную стоимость и 49 355 рублей пеней отменить.
В отмененной части оставить без изменения решение суда первой инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2005 по настоящему делу.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
А.А.Иванов



