
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.04.2024 г. № Ф01-1148/2024 по делу № А43-20410/2023
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.04.2024 г. № Ф01-1148/2024 по делу № А43-20410/2023
Налоговый орган отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в связи с нарушением условий для предоставления льготы.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил право на применение льготы по налогу на имущество организаций.
01.06.2025Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2024 г. по делу N А43-20410/2023
16 апреля 2024 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Завьяловой Е.В. (доверенность от 10.07.2023),
Лебедевой А.В. (доверенность от 10.07.2023),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Нижегородской области: Смеховой М.А. (доверенность от 31.08.2023),
от Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области:
Набатовой С.В. (доверенность от 14.07.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "АКРУКС"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023
по делу N А43-20410/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АКРУКС"
(ИНН: 5259089654, ОГРН: 1105260009502)
о признании незаконным сообщения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Нижегородской области от 04.04.2023 N 58252713,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области,
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АКРУКС" (далее - ООО "АКРУКС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным сообщения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 04.04.2023 N 58252713 об отказе в предоставлении Обществу налоговой льготы по налогу на имущество организаций.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 решение суда оставлено без изменения.
ООО "АКРУКС" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, отказ Инспекции в предоставлении льготы по налогу на имущество организаций за период с 01.01.2022 по 30.06.2022 является неправомерным. В рассматриваемом случае в целях установления соответствия налогоплательщика условию об объеме выручки, установленному в статье 2.1 Закона Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-З "О налоге на имущество организаций", должен исследоваться объем выручки всего налогового периода (года), а не отчетных периодов (кварталов). Кроме того, заявитель полагает, что суд апелляционной инстанции нарушил принцип состязательности и равноправия сторон, поскольку приобщил к материалам дела представленное Инспекцией в судебное заседание 18.12.2023 письмо Законодательного собрания Нижегородской области от 15.12.2023 N Исх-17-677176/23, что лишило Общество права с ним ознакомиться и подготовить мотивированные возражения. Ссылки судов на письма Министерства финансов Нижегородской области от 30.05.2023 N 306-274571/23 и Законодательного собрания Нижегородской области от 15.12.2023 N Исх-17-677176/23 неправомерны.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу, представитель в судебном заседании, а также представитель Управления отклонили доводы Общества.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "АКРУКС" 21.03.2023 обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в отношении нежилого объекта недвижимости, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Сормовское шоссе, дом 20.
Рассмотрев заявление Общества, Инспекция установила, что налогоплательщик имеет право на применение налоговой льготы только за третий и четвертый кварталы 2022 года; за период первого и второго кварталов 2022 года не соблюдены условия предоставления льготы, поскольку сумма выручки за первый квартал 2022 года превышает сумму выручки за первый квартал 2021 года, а сумма выручки за второй квартал 2022 года превышает сумму выручки за второй квартал 2021 года.
Сообщением от 04.04.2023 N 58252713 налоговый орган проинформировал Общество о том, что ему отказано в предоставлении льготы за период с 01.01.2022 по 30.06.2022.
Решением Управления от 13.06.2023 N 09-11-35/02013@ жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
ООО "АКРУКС" не согласилось с отказом Инспекции в предоставлении льготы и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 21, 56, 372 - 375, 379, 382, 383, 386 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2.1 Закона Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-З "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 109-З), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу, что Общество не подтвердило право на применение льготы по налогу на имущество организаций, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах (абзац второй пункта 3 статьи 56 НК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
На территории Нижегородской области порядок, сроки уплаты, льготы по налогу на имущество организаций установлены Законом N 109-З.
Согласно части 1.11 статьи 2.1 Закона N 109-З (введена в действие Законом Нижегородской области от 05.08.2022 N 108-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" и действовала в период с 01.01.2022 по 31.12.2022) организациям, основной вид экономической деятельности которых по состоянию на 1 августа 2022 года обозначен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) кодами 45 "Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт", 52 "Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность", 68.20.2 "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом", предоставляется налоговая льгота в виде установления налоговой ставки в размере 1 процента.
Данная налоговая льгота предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий: 1) если сокращение фактической численности работающих на отчетную дату составило не более 3 процентов по сравнению с фактической численностью на 1 марта 2022; 2) если за отчетный (налоговый) период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение выручки от реализации товаров (работ, услуг) либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) не увеличилась.
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что сумма выручки Общества за первый квартал 2022 года превышает сумму выручки за первый квартал 2021 года; сумма выручки за второй квартал 2022 года превышает сумму выручки за второй квартал 2021 года.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что Общество не соответствовало условиям, определенным Законом N 109-З, для получения налоговой льготы за период с 01.01.2022 по 30.06.2022.
Довод Общества о том, что оно обладает правом на применение налоговой льготы в отношении всего налогового периода (2022 год), поскольку по итогам года размер выручки не превысил показатели 2021 года, был предметом подробного исследования и оценки судов и обоснованно отклонен в силу следующего.
Как установили суды, Общество исчисляет налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 375 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 379 НК РФ отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 383 НК РФ).
Согласно статье 3 Закона N 109-З уплата налога производится по истечении каждого отчетного периода (авансовый платеж) и по истечении налогового периода.
В пункте 12 статьи 378.2 НК РФ установлено, что сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Таким образом, исходя из приведенных положений НК РФ и Закона N 109-З в Нижегородской области исчисление и уплата налога на имущество организаций (в том числе авансовых платежей) производится организациями по итогам и отчетного, и налогового периода. Следовательно, применение налоговой льготы возможно только при условии соответствия установленным Законом N 109-З условиям на отчетную дату, то есть конкретную (последнюю) дату окончания соответствующего отчетного периода, в котором применяется льгота.
В рассматриваемом случае на отчетные даты первого и второго кварталов 2022 года Общество не соответствовало предусмотренному Законом N 109-З условию о снижении выручки по сравнению с аналогичными периодами 2021 года.
Довод Общества о неправомерности ссылки судов на письма Министерства финансов Нижегородской области от 30.05.2023 N 306-274571/23 и Законодательного собрания Нижегородской области от 15.12.2023 N Исх-17-677176/23 судом округа не принимается, поскольку суды сделали свои выводы на основании анализа положений НК РФ и Закона N 109-З, а не только на разъяснениях, данных в указанных письмах.
Ссылка заявителя на неправомерное приобщение к материалам дела представленного Инспекцией в судебное заседание письма Законодательного собрания Нижегородской области от 15.12.2023 N Исх-17-677176/23, которое не было заблаговременно получено Обществом, чем был нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, подлежит отклонению, так как названный документ поступил в суд апелляционной инстанции в электронном виде 15.12.2023. Общество не было лишено предоставленного ему пунктом 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации права ознакомиться с материалами дела, в том числе в электронном виде.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.09.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А43-20410/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АКРУКС" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АКРУКС" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 08.02.2024 N 23.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Е.БЕРДНИКОВ
Судьи
Л.В.СОКОЛОВА
Т.В.ШУТИКОВА
Темы: Льготы (необлагаемые выплаты)  Налог на имущество организаций  
- 01.11.2021 Какие единовременные выплаты освобождаются от НДФЛ?
- 22.07.2021 Предлагается освободить неработающих пенсионеров от уплаты НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам
- 03.11.2020 Правительство расширило перечень премий, которые освобождаются от НДФЛ
- 07.07.2025 Приближается срок уплаты авансов по имущественным налогам
- 27.05.2025 ИП на спецрежимах нужно подать заявление о льготе по налогу на имущество до 1 июня
- 15.05.2025 Сроки уплаты имущественных налогов для организаций хотят сдвинуть на месяц
- 02.10.2023 Продажа имущества от тети племяннику и вопрос расчета НДФЛ
- 05.05.2022 Продажа нежилого помещения, которое не использовалось для предпринимательской деятельности – как определить срок владения для льготы по НДФЛ
- 18.03.2021 Акции. Как получить освобождения от НДФЛ?
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 29.05.2023 Льготы по налогу на имущество-2023: кому положены и как получить
- 29.12.2022 Следует ли восстановить НДС с остаточной стоимости капитального ремонта при переходе на УСН?
- 22.05.2024
Налоговый орган
доначислил налог на имущество, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик неправомерно не исчислил налог на имущество исходя из кадастровой стоимости в отношении спорных объектов, отвечающих критерию жилых помещений, переведенных из нежилых помещений в жилые и не являющихся частью инвестиционного проекта; налогоплательщиком неправомерно применена льгота по налогу.Итог: в
- 31.10.2016
Довод общества
о том, что доход физических лиц в размере одного минимального размера оплаты труда (в размере прожиточного минимума) в месяц не облагается НДФЛ, не основан на нормах налогового законодательства, в связи с чем правомерно отклонен судами обеих инстанций. Суды верно указали на то, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат таких исключений. - 28.11.2012
Смысл имущественного налогового вычета
состоит в предоставлении физическим лицам налоговой льготы при строительстве либо приобретении на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы.
- 03.07.2025
О включении
задолженности по налогу на имущество и пени в реестр требований кредиторов должника.Итог: требование удовлетворено, поскольку доказательств погашения задолженности и уплаты пени не представлено, спорные обязательства возникли у должника до даты возбуждения производства по делу о банкротстве и подтверждены документально.
- 28.05.2025
Налоговый орган
доначислил налог на имущество, пени и штрафные санкции ввиду неправомерного применения обществом льготной (пониженной) ставки 1,5 процента в отношении недвижимого имущества, введенного в эксплуатацию до 01.01.2015, вместо ставки 2,2 процента.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в отношении спорных объектов недвижимости установлена дата постройки, введения в эксплуатацию и
- 16.02.2025
Налоговый орган
отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении нежилого объекта недвижимости.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил факт наличия у него права на применение льготы по налогу на имущество организаций.
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 25.04.2025 г. № 03-04-06/41956
- 10.07.2025 Письмо Минфина России от 27.09.2024 г. № 03-04-05/93498
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 01.04.2025 г. № 03-04-05/32171
- 17.06.2025 Письмо ФНС России от 10.06.2025 г. № БС-4-21/5703@
- 23.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-05-05-01/41330
- 07.05.2025 Письмо Минфина России от 03.03.2025 г. № 03-05-05-01/20084
Комментарии