Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

23.04.2024

Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-03-06/3/21025

Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при осуществлении деятельности адвокатским бюро.

Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515

Вопрос: Об НДС в отношении коммунальных услуг, а также комиссии и вознаграждения банковского платежного агента при осуществлении операций по принятию (выдаче) наличных денежных средств от физлиц.

03.04.2024

Письмо Минфина России от 06.02.2024 г. № 03-07-08/9511

Вопрос: Между Обществом с ограниченной ответственностью (далее по тексту - Организация) (покупатель) и иностранной компанией (поставщик услуг, оказываемых в электронной форме, состоит на учете в налоговых органах РФ) заключен Договор на оказание услуг в электронной форме (далее по тексту - Договор).

По данному Договору иностранная компания во II квартале 2022 г. уступила дебиторскую задолженность Организации третьему лицу - физическому лицу, резиденту Российской Федерации (далее по тексту - Новый кредитор).

В связи с данным обстоятельством у Организации возникли следующие вопросы.

В отношении порядка определения налоговой базы в случае уступки иностранной компанией, предоставляющей российской компании услуги в электронной форме, прав требования дебиторской задолженности

Уступка прав требования является самостоятельной сделкой, направленной на замену первоначального кредитора новым и на переход к нему прав требования в том объеме, в котором они существуют у первоначального кредитора к моменту уступки (п. 1 ст. 384 Гражданского кодекса РФ).

В связи с этим Организация исходит из того, что при заключении Договора Новому кредитору переходят права и обязанности иностранной компании в том объеме, в котором они существовали на день заключения Договора, включая право требовать от Организации оплаты услуг, оказанных в электронной форме, в соответствии с их фактической стоимостью, определенной условиями первоначального договора.

Таким образом, заключение Договора не влияет на обязательства Организации по оплате оказанных ей услуг - они остаются неизменными и должны быть исполнены в пользу Нового кредитора в полном объеме в соответствии с условиями договора, заключенного с первоначальным кредитором.

Согласно п. 2 ст. 174.2 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, действовавшей до 01.10.2022) при оказании иностранными провайдерами электронных услуг на территории РФ налоговая база по НДС определяется как стоимость услуг, включающая сумму налога, исчисленную исходя из фактических цен их реализации. Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода (квартала), в котором поступила (частичная) оплата таких услуг. При определении налоговой базы стоимость услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг (п. 4 ст. 174.2 НК РФ). При этом официальных разъяснений, устанавливающих дату определения налоговой базы по НДС в случае уступки прав требования иностранным провайдером услуг, оказанных в электронной форме, не существует.

В силу п. п. 2 и 3 ст. 382 Гражданского кодекса РФ уступка прав первоначального кредитора новому кредитору не требует согласия должника, его необходимо лишь письменно уведомить о состоявшейся уступке. В связи с этим Организация считает, что налоговая база по НДС должна определяться на последний день налогового периода, в котором она получила соответствующее уведомление от иностранной компании.

Учитывая вышеизложенное, верно ли, что в случае уступки иностранной компанией, оказывающей услуги в электронной форме, прав требования третьему лицу налоговая база по НДС должна определяться российским покупателем на последний день налогового периода, в котором он получил соответствующее уведомление от иностранной компании?

В отношении лица, на которого возлагается обязанность по исчислению и уплате налога

С 01.10.2022 при покупке услуг, оказанных в электронной форме, у иностранной компании российские организации исполняют функции налогового агента по НДС, включая исчисление, уплату НДС, отражение операций в своих налоговых декларациях по НДС (Федеральный закон от 14.07.2022 N 323-ФЗ).

Кроме того, фактически аналогичный порядок уплаты НДС применялся с 2019 г. на основании письменных разъяснений ФНС России (Письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937, от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@).

Учитывая вышеизложенное, верно ли, что обязанность по исчислению и уплате НДС с услуг, оказанных в электронной форме, задолженность по которым была уступлена во II квартале 2022 г. Новому кредитору, может быть исполнена Организацией как налоговым агентом и такое исполнение не повлечет в дальнейшем требований и доначислений со стороны налогового органа?

02.04.2024

Письмо Минфина России от 01.02.2024 г. № 03-07-03/8119

Вопрос: Об НДС при ввозе высокоточного оборудования и оборудования, которое не производится в РФ, необходимого для производства технических средств реабилитации.

01.04.2024

Письмо Минфина от 01.02.2024 г. № 03-07-07/8089

Вопрос: Организация в 2022 г. применяла ОСН (общую систему налогообложения). С 01.01.2023 добровольно перешла на ЕСХН (при соблюдении всех установленных законом условий). При реализации сельхозпродукции (собственного производства) продолжила начислять НДС 10%.

Правомерно ли в данном случае принимать к вычету "входящий" НДС?

13.03.2024

Письмо ФНС России от 29.02.2024 г. № СД-2-3/2962@

Вопрос: Федеральный закон от 19.12.2022 N 549-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 549-ФЗ) уточнил установленный ст. 165 НК РФ порядок подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов НДС, а также перенес момент определения налоговой базы по НДС на последнее число квартала, на который приходится истечение срока, указанного в п. 9 ст. 165 НК РФ, для сбора предусмотренных ст. 165 НК РФ документов (их копий) (п. п. 2 - 4 ст. 1 Закона N 549-ФЗ).

Статьей 2 Закона N 549-ФЗ определено, что п. п. 2 - 4 ст. 1 вступают в силу с 1 января 2024 г., а положения ст. 165 НК РФ применяются в отношении порядка подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС за налоговые периоды начиная с 1 января 2024 г. (п. п. 2 - 3 ст. 2 Закона N 549-ФЗ).

В связи с возникшей неопределенностью в отношении начала применения внесенных изменений означают ли положения ст. 2 Закона N 549-ФЗ, что новый порядок подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и перенос момента определения налоговой базы по НДС применяются в том случае, когда на налоговый период начиная с 1 января 2024 приходится событие подтверждения или неподтверждения налоговой ставки 0 процентов, вне зависимости от того, когда была осуществлена реализация товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1, 2.1 - 2.8-1, 2.10, 2.13, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 п. 1 ст. 164 НК РФ, т.е. и в том случае, когда такие операции реализации были осуществлены до 1 января 2024 г.?

05.03.2024

Письмо Минфина России от 18.01.2024 г. № 03-07-11/3227

Вопрос: Об НДС при предоставлении в аренду нежилых помещений.

04.03.2024

Письмо Минфина России от 05.02.2024 г. № 03-07-11/8982

Вопрос: Об НДС при предоставлении опциона на заключение договора купли-продажи акций и (или) долей в уставном капитале хозяйствующего общества.

01.03.2024

Письмо Минфина России от 16.02.2024 г. № 03-03-06/1/13743

Вопрос: О начислении амортизации в целях налога на прибыль; о вычете НДС при неиспользовании приобретенных товаров (работ, услуг) в операциях, подлежащих налогообложению.

27.02.2024

Письмо Минфина России от 25.01.2024 г. № 03-07-11/5724

Вопрос: Об НДС с сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, в том числе произведенной в неденежной форме.

19.02.2024

Письмо Минфина России от 15.01.2024 г. № 03-07-07/2265

Вопрос: АО является акционерным обществом, созданным в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, 100 процентов акций которого принадлежит области в лице Министерства имущественных отношений области.

В 2018 - 2019 гг. АО за счет собственных средств, полученных от коммерческой деятельности, а также за счет средств, выделенных в качестве вклада в уставный капитал (что также является собственными средствами АО), начало строительство объектов недвижимого и движимого имущества, а также производило закупку товаров, оборудования, мебели, необходимых для оснащения этих объектов. Сумму "входного" НДС по закупке оборудования, мебели, материалов и других товаров, необходимых для оснащения объектов, а также НДС со строительно-монтажных работ при создании таких объектов АО принимало к вычету в налоговых декларациях по НДС в 2018 - 2020 гг. на тех основаниях, что товары, работы, услуги приобретались за счет собственных средств АО, использовались в деятельности, облагаемой НДС.

В настоящее время в рамках корпоративных мероприятий АО запланирована безвозмездная передача вышеуказанного имущества в собственность Российской Федерации, в лице которой выступает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в области (Росимущество), путем передачи имущества по договору пожертвования. Вследствие этого встал вопрос о восстановлении сумм НДС, ранее принятых к вычету по выполненным в 2018 - 2019 гг. строительно-монтажным работам, закупке материалов и оборудования для создания и оснащения объектов недвижимости и движимого имущества.

Согласно разъяснениям Минфина России от 30.03.2021 N 03-07-10/22960 и на основании п. 10 ст. 171.1 НК РФ обязанности по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по объектам недвижимости при передаче на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации (пп. 19 п. 2 ст. 146 НК РФ), не возникает.

Что касается объектов движимого имущества, то согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ не подлежит восстановлению налог при осуществлении операций по передаче на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон (пп. 16 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Правомерно ли АО - акционерному обществу, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, не восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по товарам, работам (услугам), приобретенным для создания объектов движимого имущества при безвозмездной передаче движимого имущества Российской Федерации, в лице которой выступает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в области (Росимущество)?

Письмо Минфина России от 15.01.2024 г. № 03-07-11/2269

Вопрос: Участник - физическое лицо подал заявление о выходе из ООО в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

ООО выдало вышедшему участнику в натуре имущество в размере действительной стоимости доли участника в уставном капитале ООО в соответствии с п. 8 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

В пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ в целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Каков порядок определения размера первоначального взноса участника общества с ограниченной ответственностью для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль организаций при выдаче вышедшему участнику в натуре имущества в размере действительной стоимости доли участника в уставном капитале ООО?

16.02.2024

Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258

Вопрос: Требуются разъяснения по вопросу применения действующих норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части правомерности принятия налога на добавленную стоимость (далее - НДС) к вычету организацией, выступающей налоговым агентом на основании п. 3 ст. 161 НК РФ и применяющей упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы", в случае утраты данной организацией права на применение УСН на основании пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в период исчисления ею этого НДС в качестве налогового агента при соблюдении условий для вычета НДС.

Организации, которые применяют УСН, являются налоговыми агентами по НДС на основании п. 5 ст. 346.11 НК РФ, выставляют сами себе счет-фактуру при покупке государственного имущества (абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ).

В силу пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн руб.

Таким образом, в случае приобретения государственного либо муниципального недвижимого имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, организация утрачивает право на применение УСН при превышении лимита, установленного в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, с первого числа квартала, в котором было допущено несоответствие указанному лимиту (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Организация становится налогоплательщиком на общей системе налогообложения с первого числа квартала, в котором она утратила право на УСН, и должна с этого квартала платить НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций в порядке для вновь созданных организаций (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса для налогоплательщиков НДС.

Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2021 N 301-ЭС21-784 (далее - Определение ВС РФ) <1> признал, что НДС, предъявленный обществу в период применения им УСН с объектом налогообложения "доходы", может быть принят к вычету при исчислении обществом НДС после перехода на общий режим налогообложения. Глава 21 НК РФ и п. 6 ст. 346.25 НК РФ ни по своему буквальному содержанию, ни во взаимосвязи с иными положениями НК РФ не дают оснований для вывода об установлении законодателем такого рода запрета, а направлены на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг). Из Определения ВС РФ следует, что НДС может быть принят к вычету при соблюдении установленных ст. 169, п. 2 ст. 171 и п. 2 ст. 172 НК РФ условий, если рассматриваемый объект недвижимости не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН, а облагаемые НДС операции с использованием этого объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.

--------------------------------

<1> Данное Определение включено ФНС России в Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2021 г. по вопросам налогообложения (п. 9), который письмом ФНС России от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638 направлен налоговым органам для использования в текущей работе.

 

С учетом вышеизложенного также отмечаем, что в НК РФ нет прямого запрета принимать к вычету НДС, который был исчислен организацией на УСН с объектом налогообложения "доходы" в качестве налогового агента на основании абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ, если право на вычет данного НДС у организации появилось в том же периоде, когда она утратила право на применение УСН на основании пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Право на вычет НДС, исчисленного налоговым агентом в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ, и смена налоговых режимов произошли в одном квартале. Приобретенный объект недвижимости (здание) не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН, а облагаемые НДС операции с использованием этого объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.

Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/272

Вопрос: С 1 января 2021 г. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) не применяется (Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ).

Предлагается дать разъяснения по восстановлению НДС при переходе с ЕНВД на ОСН.

В период с 2005 г. по 31 декабря 2020 г. ООО применяло смешанную систему налогообложения (ЕНВД + ОСН). На складе ЕНВД на момент прекращения применения ЕНВД осталось много остатков ТМЦ, купленных в разные годы применения ЕНВД ООО. Товары - это запасные части и комплектующие к автомобилям разных комплектаций и годов выпуска, приобретены они оригинальными от завода-изготовителя - основного дилера на основании дилерских договоров в достаточно больших количествах, приобретены и предполагаемы к продаже физическим лицам для личного потребления, поэтому могли приходоваться согласно закону только на ЕНВД.

По товарам, приобретенным для учета по ЕНВД, НДС был уплачен поставщикам и, соответственно, был перечислен в бюджет. К возмещению НДС по этим товарам ООО не предъявляло, поскольку ЕНВД являлся специальным налоговым режимом и право возмещать НДС отсутствовало.

С 1 января 2021 г. ООО перешло полностью на учет по ОСН. На момент перехода с ЕНВД на ОСН по товарам, приобретенным для реализации по ЕНВД, оставшимся на складе, ООО восстановило НДС, имея на это возможность и ведя попартионный учет с момента приобретения и ссылаясь на счет-фактуру, по которому они и были приобретены. Данные счета-фактуры за 2006 - 2020 гг. соответственно.

Налоговая инспекция не приняла доводы ООО по праву восстановления НДС при переходе с ЕНВД на ОСН, ссылаясь на гл. 21 НК.

Такая позиция налоговой инспекции предполагает уплату НДС в бюджет дважды: первый раз - при покупке товара и уплате НДС поставщику в цене товара и не предъявленного для возмещения при учете по ЕНВД и второй раз - при реализации этого же товара после перехода на ОСН.

Правильно ли понимание, что гл. 21 НК начинает работать с 1 апреля 2021 г., поскольку налогоплательщики заявляют вычет в декларации за I квартал 2021 г., проведя перенос остатков со склада ЕНВД на склад ОСН? Правильно ли понимание, что трехлетний срок начинает работать, соответственно, с даты принятия на учет перемещенных ТМЦ, не важно, в каком году они были приобретены по специальному налоговому режиму?

Письмо Минфина России от 12.01.2024 г. № 03-07-11/1368

Вопрос: АО (далее - Организация) осуществляет операции по приобретению товаров по договорам, условиями которых предусмотрена поставка на условиях предоплаты. При перечислении предоплаты Организация, руководствуясь п. 12 ст. 171 НК РФ, принимает к вычету суммы НДС, предъявленные ему продавцом товаров. При последующей поставке товаров продавец товара и покупатель товара производят исчисление НДС и принятие к вычету НДС в соответствии со следующими нормами НК РФ:

- в период отгрузки товаров продавец исчисляет НДС со стоимости поставленных товаров (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ) и получает право принять к вычету НДС, ранее исчисленный при получении авансового платежа в счет предстоящей поставки товаров (п. 6 ст. 172 НК РФ);

- после принятия товаров на учет покупатель получает право принять к вычету НДС со стоимости поставленных товаров только при условии выполнения требований п. 1 ст. 172 НК РФ, в частности, после принятия на учет приобретенных товаров. При этом в силу прямой нормы пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ обязанность покупателя восстановить НДС, ранее принятый к вычету при осуществлении авансового платежа в счет предстоящей поставки товаров, поставлена в прямую зависимость от получения покупателем права на вычет НДС, то есть такая обязанность возникает не ранее момента принятия на учет приобретенных товаров.

На практике часто встречаются случаи, когда при осуществлении авансирования отгрузка товара продавцом осуществляется в одном налоговом периоде, а переход права собственности к покупателю происходит в следующем налоговом периоде. Соответственно, после получения права собственности на приобретенный товар покупатель принимает этот товар на учет.

Момент принятия к учету товаров, являющийся условием для получения права на вычет НДС, законодательством о налогах и сборах не определен, и в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ необходимо руководствоваться нормами законодательства о бухгалтерском учете. При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива (принятии актива на учет) следует руководствоваться соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (Письмо Минфина России от 23.03.2021 N 07-01-10/20807). Так, согласно ФСБУ 5/2019 "Запасы" организация вправе принять к бухгалтерскому учету приобретенные товары только после того, как получила право на получение экономических выгод от понесенных затрат, то есть получила право собственности на товары. Аналогичная позиция подтверждается в письме Минфина России от 22.08.2016 N 03-07-11/48963, в соответствии с которым для принятия НДС к вычету необходимо появление у покупателя прав на использование товаров, которые отсутствуют до перехода права собственности на товары к покупателю.

Таким образом, право принять к вычету НДС и обязанность восстановить НДС, ранее принятый к вычету при осуществлении авансового платежа в счет предстоящей поставки товаров, возникают у покупателя не ранее принятия товаров к учету согласно правилам бухгалтерского учета, то есть не ранее перехода к покупателю права собственности на товары. Правомерна ли указанная позиция, в том числе для случаев, когда право собственности на товар переходит к покупателю в более позднем налоговом периоде, нежели отгрузка товара продавцом?

Организации известно, что вопрос применения положений пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ в целях восстановления НДС с авансов, выданных в счет предстоящего выполнения работ, был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 08.11.2018 N 2796-О. Однако указанная судебная практика рассматривала спор в отношении договора выполнения работ и не может быть применима к договорам поставки товаров, так как в рамках договоров на выполнение работ период передачи результатов работ продавцом совпадает с периодом приемки работ покупателем (в отличие от договоров поставки товаров):

- в период сдачи-приемки работ продавец исчисляет НДС со стоимости переданных результатов работ (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ) и одновременно принимает к вычету НДС, ранее исчисленный при получении авансового платежа в счет предстоящего выполнения работ (п. 6 ст. 172 НК РФ);

- в период сдачи-приемки работ покупатель получает право принять к вычету НДС со стоимости принятых работ (при условии выполнения требований п. 1 ст. 172 НК РФ) и одновременно становится обязанным восстановить НДС, ранее принятый к вычету при выдаче авансового платежа в счет предстоящего выполнения работ (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

07.02.2024

Письмо Минфина России от 15.05.2020 г. № 27-01-13/39615

Вопрос: Об отдельных вопросах, связанных с включением в таможенную стоимость ввозимых товаров суммы НДС.

05.02.2024

Письмо Минфина России от 22.12.2023 г. № 03-07-07/124860

Вопрос: Физлицо является индивидуальным предпринимателем - главой крестьянско-фермерского хозяйства, с 2014 г. по 2022 г. применяло специальный налоговый режим "единый сельскохозяйственный налог" (ЕСХН) и пользовалось правом освобождения от налога на добавленную стоимость (НДС) по ст. 145 НК РФ. С 01.01.2023 ИП в добровольном порядке отказался от применения ЕСХН и в течение 2023 г. находится на общей системе налогообложения, в связи с чем уплачивает налог на доходы физических лиц и налог на добавленную стоимость. С 01.01.2024 планирует воспользоваться правом и вернуться обратно на ЕСХН. В данной ситуации с 01.01.2024, применяя специальный налоговый режим ЕСХН, будет ли он признаваться также плательщиком НДС с обязанностью исчислять и уплачивать налог в порядке, установленном гл. 21 НК РФ? Сможет ли воспользоваться правом освобождения от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ? Следует ли подавать заявление об освобождении от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ с 01.01.2024 и в какие сроки?

02.02.2024

Письмо Минфина России от 19.12.2023 г. № 03-07-11/122813

Вопрос: ООО находится на общей системе налогообложения.

С 01.01.2024 ООО планирует перейти на новый режим налогообложения - УСН.

У ООО имеются в собственности основные средства, товары и ТМЦ, по которым ранее был предъявлен НДС к вычету и которые остаются на момент перехода на УСН, то есть на 31.12.2023.

Согласно Письмам от 29.12.2022 N 03-07-10/129564 и от 07.06.2022 N 03-07-10/53605 Минфин России указал, что в случае если на дату перехода налогоплательщика с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения им эксплуатируются объекты недвижимости (объекты основных средств), с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло более десяти лет, то в данном случае у налогоплательщика отсутствует обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по таким объектам недвижимости (объектам основных средств).

В то же время в Письме Минфина России от 12.01.2017 N 03-07-11/536 указано, что при переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по объектам основных средств, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на упрощенную систему налогообложения. Что касается положений ст. 171.1 Налогового кодекса РФ, упоминаемой в письме, то данные положения распространяются на лиц, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

С учетом изложенного возникают следующие вопросы относительно восстановления НДС, связанные с переходом ООО с общей системы налогообложения на УСН:

подлежит ли восстановлению НДС по новым товарам и ТМЦ, а также по товарам и ТМЦ, бывшим в употреблении, которые остаются на момент перехода на УСН, то есть на 31.12.2023;

как определяется НДС по основным средствам (которые остаются на момент перехода на УСН, то есть на 31.12.2023) - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости, без учета переоценки или с учетом переоценки;

необходимо ли восстанавливать НДС по основным средствам (которые остаются на момент перехода на УСН, то есть на 31.12.2023) вне зависимости от даты приобретения (если он ранее был предъявлен к вычету), или НДС не подлежит восстановлению, если срок эксплуатации объектов более 10 или 15 лет?

Письмо Минфина России от 19.12.2023 г. № 03-07-11/123362

Вопрос: Каков порядок применения п. 3 ст. 171.1 НК РФ в случае перехода на упрощенную систему налогообложения организацией, образованной путем выделения из ранее созданной организации?

ООО 1 образовано 21.08.2013 путем выделения из ООО 2. По разделительному балансу ООО 1 приняло на свой баланс имущество и обязательства, ранее принадлежавшие ООО 2, в том числе построенное для собственных нужд здание, принятое к учету 02.04.2007.

Организация-правопредшественник (ООО 2) применяла общую систему налогообложения. НДС по затратам, связанным со строительством здания, был принят к вычету.

В соответствии с нормативными актами (Приказ Минфина России от 20.05.2003 N 44н, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ) принятие к учету основных средств правопреемником (ООО 1) произведено на основе утвержденного передаточного акта (разделительного баланса) путем проведения бухгалтерской операции с заполнением инвентарной карточки учета объекта основных средств. На балансе правопреемника соответствующим образом отражены как первоначальная стоимость объекта недвижимости, так и сумма амортизационных отчислений, начисленных с момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию (принятия к учету правопредшественником). В течение всего времени здание использовалось в деятельности, облагаемой НДС.

Правильно ли понимание, что 15-летний период в соответствии с п. 3 ст. 171.1 НК РФ необходимо отсчитывать с момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию и постановки на учет у правопредшественника (в данном случае - 02.04.2007)?

Возникает ли у правопреемника (ООО 1) обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость по объекту недвижимости, принятых к вычету правопредшественником (ООО 2), в случае перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2023?

01.02.2024

Письмо Минфина России от 13.12.2023 г. N 03-07-07/120390

Вопрос: О периоде применения освобождения от НДС услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами.

Перейти к странице:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок