Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

28.05.2025

Письмо Минфина России от 11.04.2025 г. № 03-07-11/36455

Вопрос: Об НДС в отношении услуг, фактически оказанных в 2024 г. контрагентом, применяющим УСН, если первичные документы составлены после 01.01.2025.

22.05.2025

Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079

Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяя УСН с режимом налогообложения "доходы", приобрел имущество для дальнейшей реализации.

В настоящее время имущество продается, что исключает дальнейшее применение режима налогообложения УСН, и влечет переход на режим ОСН ввиду превышения установленного лимита выручки. Согласно действующему законодательству после перехода на ОСН у индивидуального предпринимателя возникает необходимость отражения выручки от продажи вышеуказанного имущества и, соответственно, исчисления НДС и НДФЛ.

В связи с данными обстоятельствами возникает вопрос о праве индивидуального предпринимателя на применение вычета НДС, а также профессионального налогового вычета по ранее приобретенным и реализуемым в настоящее время активам.

В п. 6 ст. 346.25 НК РФ предусмотрено право на вычет сумм НДС при переходе на общий режим налогообложения по товарам (работам, услугам), приобретенным в период применения УСН, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения.

Применяемый же индивидуальным предпринимателем режим "доходы" не предусматривает ведение учета расходов в целях налогообложения, и, соответственно, дословная трактовка ст. 346.25 НК РФ не предполагает возможности для предпринимателя в описываемой ситуации предъявить НДС вычету.

Однако в Письмах Минфина России от 27.09.2023 N 03-07-11/91838, от 28.07.2023 N 03-07-11/71255 с ссылкой на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.05.2021 N 301-ЭС21-784 в отношении права на вычет НДС по товару, приобретенному индивидуальным предпринимателем в период применения УСН (с режимом налогообложения "доходы"), использующим (реализующим) товар после перехода на ОСН, указано, что нормы гл. 21, ст. 346.25 НК РФ, определяющие правила налогообложения при переходе налогоплательщика на общую систему налогообложения с упрощенной системы налогообложения, не содержат запрета на вычет сумм НДС, предъявленных в период применения специального налогового режима по товарам (работам, услугам), использование которых в облагаемой НДС деятельности начато после перехода на общую систему налогообложения.

То есть исходя из данных разъяснений правильно ли, что индивидуальный предприниматель, применявший ранее УСН с режимом налогообложения "доходы" и приобретший товар в указанный период, вправе применить вычет НДС (при соблюдении ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ) в случае реализации данного товара в период применения ОСН?

Порядок и особенности применения профессионального налогового вычета по НДФЛ предусмотрены положениями ст. 221 НК РФ, которая особых условий и ограничений по рассматриваемой ситуации не имеет.

Отсутствуют какие-либо ограничения в отношении индивидуального предпринимателя и в ст. 346.25 НК РФ.

В пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ предусмотрен лишь порядок применения расходов при переходе организаций с УСН на ОСН при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Правильна ли позиция, что индивидуальный предприниматель, применявший ранее УСН с режимом налогообложения "доходы", приобретший товар в указанный период, при определении дохода от реализации товара в период применения ОСН в целях исчисления НДФЛ вправе применить профессиональный налоговый вычет?

21.05.2025
20.05.2025

Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-10/35615

Вопрос: ООО (далее по тексту - Общество) осуществляет деятельность фитнес-клубов, где одновременно имеются как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции:

- услуги населению по организации и проведению физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий составляют 95% выручки и не облагаются НДС согласно пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ;

- прочие доходы (общепит, торговля и т.д.) составляют 5% выручки и облагаются НДС.

Поскольку ст. 171.1 НК РФ установлен особый порядок восстановления сумм НДС, принятых к вычету по недвижимому имуществу, в отношении приобретенных и построенных объектов основных средств и у Общества на момент начала осуществления капитальных вложений отсутствует информация о распределении облагаемых и не облагаемых НДС доходах после ввода в эксплуатацию объекта недвижимого имущества, возникли следующие вопросы.

Вправе ли Общество принимать НДС к вычету в полном объеме в момент получения первичных документов от поставщиков и принятия к учету расходов на проведение капитальных вложений (товаров, работ, услуг) и начать восстанавливать НДС в течение 10 лет в порядке, предусмотренном п. п. 4 и 5 ст. 171.1 Кодекса, после ввода объекта недвижимости в эксплуатацию в случаях:

1) осуществления капитальных вложений в неотделимые улучшения арендованных объектов недвижимости;

2) приобретения объекта недвижимости по договору купли-продажи;

3) строительства Обществом объекта недвижимости с привлечением подрядчиков/генподрядчиков/субподрядчиков?

16.05.2025

Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-07/35628

Вопрос: Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, налогоплательщик, применяющий ЕСХН, имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 145 НК РФ. Одновременно он применяет патентную систему налогообложения. В 2024 г. в ст. 145 НК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми абз. 8 п. 1 ст. 145 установлено, что, если индивидуальный предприниматель применял одновременно систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов учитываются доходы по обоим указанным налоговым режимам. С какого периода действует абз. 8 п. 1 ст. 145 НК РФ в части определения величины доходов для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в случае если индивидуальный предприниматель применял одновременно налогообложение для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) и патентную систему налогообложения (ПСН)? С какого периода учитываются доходы по обоим налоговым режимам, на ЕСХН и ПСН?

Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-11/35779

Вопрос: С 2025 г. организации на УСН, превысившие доходы в 60 млн руб., обязаны исчислять НДС. В случае если аванс получен в 2024 г. (без НДС) и в полной сумме отражен в доходах (с него заплачен налог УСН), а реализация с зачетом этого аванса происходит в 2025 г. уже с НДС, в том числе 5% (при этом допсоглашение подписано без увеличения цены договора, т.е. сумма аванса автоматически становится суммой с НДС 5% в том числе), может ли продавец снять в I квартале 2025 г. сумму НДС с доходов УСН (уменьшить на нее текущие доходы) в связи с тем, что данная сумма будет перечислена в бюджет в полном объеме по итогу I квартала 2025 г.? В противном случае получается, что налогоплательщик дважды подпадет под налогообложение (в 2024 г. с суммы НДС заплатил налог УСН, а в 2025 г. полностью сумму НДС заплатит в бюджет), что полностью противоречит действующему законодательству.

15.05.2025

Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597

Вопрос: Организация на УСН с объектом налогообложения "доходы" осуществляет деятельность по реализации подарочных сертификатов различных эмитентов (преимущественно торговых сетей) на основании агентских договоров от своего имени, но за счет принципала.

Также организация выпускает собственную универсальную подарочную карту <*>, номинал которой можно потратить на подарочные сертификаты эмитентов-принципалов.

--------------------------------

<*> Универсальная подарочная карта организации удостоверяет право держателя - физического лица на зачисление номинала карты на баланс и последующий обмен на подарочные сертификаты других эмитентов (преимущественно торговых сетей) на сайте организации в пределах этого номинала. Таким образом, универсальная подарочная карта является способом продажи организацией подарочных сертификатов эмитентов, полученных организацией по агентским договорам на реализацию.

 

С 01.01.2025 организация является плательщиком НДС по ставке 5%.

Большинство эмитентов подарочных сертификатов находятся на ОСН, являются плательщиками НДС, при этом при распространении подарочных сертификатов они не формируют и не представляют покупателям - юридическим лицам счета-фактуры. Указанный порядок эмитенты обосновывают тем, что, так как конечными держателями подарочных сертификатов являются физические лица, они же приобретают товары (услуги/работы), используя при оплате в магазинах подарочные сертификаты, поэтому счета-фактуры в счет полученных денежных средств за подарочные сертификаты формируются в пользу физических лиц в единственном экземпляре. Следовательно, формировать дополнительно счет-фактуру в пользу юридического лица нет необходимости.

В связи с вышеизложенным:

а) может ли организация-агент также не формировать счета-фактуры за реализованные подарочные сертификаты эмитентов-принципалов покупателям - юридическим лицам;

б) какая ставка НДС должна быть указана в отгрузочных документах при передаче организацией-агентом покупателям - юридическим лицам подарочных сертификатов эмитентов-принципалов;

в) по какой ставке НДС должна быть реализована универсальная подарочная карта, эмитентом которой является сама организация (номинал которой можно потратить на подарочные сертификаты эмитентов-принципалов)?

Организация на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" приобретает подарочные сертификаты различных эмитентов (преимущественно торговых сетей) по договору купли-продажи и перепродает их покупателям - юридическим лицам.

С 01.01.2025 организация является плательщиком НДС по ставке 5%.

Может ли организация учитывать подарочные сертификаты в налоговом учете в качестве товара и, соответственно, уменьшать налогооблагаемую базу по единому налогу на упрощенной системе налогообложения на стоимость приобретения подарочных сертификатов, так как реализация подарочных сертификатов является ее основным видом деятельности и подарочные сертификаты приобретаются для дальнейшей их перепродажи с целью извлечения прибыли?

13.05.2025

Письмо Минфина России от 28.02.2025 г. № 03-07-11/19594

Вопрос: О применении НДС при предоставлении в аренду нежилого помещения.

Письмо Минфина России от 13.03.2025 г. № 03-07-15/24797

Вопрос: Об освобождении от НДС при реализации продуктов питания организацией общественного питания, заключившей госконтракты, если для производства продуктов питания привлекаются сторонние организации.

24.04.2025

Письмо Минфина России от 25.03.2025 г. № 03-07-07/29250

Вопрос: О применении освобождения от НДС при оказании ИП услуг общественного питания.

28.03.2025

Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-07-11/132238

Вопрос: О предложении по уплате НДС и налога на прибыль после получения оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Письмо Минфина России от 25.02.2025 г. № 03-07-07/17780

Вопрос: Об определении понятия услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в целях освобождения от НДС.

14.03.2025

Письмо Минфина России от 22.01.2025 г. № 03-07-11/4819

Вопрос: Организация в 2018 г. приобрела недвижимость - нежилые помещения. В 2018 г. НДС был принят к вычету. С момента ввода в эксплуатацию здания прошло шесть лет, здание амортизировано не полностью (срок полезного действия - 384 месяца).

В соответствии с НК РФ амортизация начисляется с момента ввода в эксплуатацию недвижимого имущества. В течение всего времени здание использовалось в деятельности, облагаемой НДС.

С 01.01.2025 организация планирует перейти с ОСН на УСН.

Какие обязанности могут возникнуть у организации при переходе на УСН с 2025 г. по восстановлению НДС по объектам недвижимости?

13.03.2025

Письмо Минфина России от 15.11.2024 г. № 03-07-11/113385

Вопрос: Об обязанности по применению освобождения от НДС индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН.

11.03.2025

Письмо Минфина России от 29.01.2025 г. № 03-07-11/7526

Вопрос: Согласно п. 1 ст. 143 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ в редакции, вступающей в силу 1 января 2025 г. (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ), организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, являются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

При этом согласно п. 1 ст. 145.1 НК РФ организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее - участник проекта), имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта.

Верно ли, что организации, применяющие УСН, получившие статус участника проекта, могут воспользоваться своим правом и применять освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, предусмотренное ст. 145.1 НК РФ, и при использовании такого права в порядке, предусмотренном ст. 145.1 НК РФ, такие организации будут освобождены от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в частности, исчислять и уплачивать НДС, а также представлять налоговые декларации по НДС?

05.03.2025

Письмо Минфина России от 15.11.2024 г. № 03-11-11/113457

Вопрос: Об учете в целях применения УСН расходов в виде сумм НДС, предъявленных покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав).

04.03.2025

Письмо Минфина России от 21.01.2025 г. № 03-07-07/4650

Вопрос: Об освобождении от НДС при оказании ветеринарных услуг.

03.03.2025

Письмо Минфина России от 28.10.2024 г. № 03-07-11/105340

Вопрос: Об освобождении от НДС услуг в виде реализации продукции общественного питания отделами кулинарии, а также ИП и организациями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность.

18.02.2025

Письмо Минфина России от 23.12.2024 г. № 03-07-07/129874

Вопрос: Каков порядок определения средней начисленной заработной платы по отрасли в целях применения льготы по НДС для организации общепита с 1 января 2025 г.?

ООО является организацией, осуществляющей деятельность в сфере общепита (класс 56 ОКВЭД "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков"), и состоит в реестре МСП как малое предприятие. В соответствии с пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ организации общепита освобождаются от обложения НДС при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налогообложения, условий, предусмотренных данным подпунктом. Организации общепита имеют освобождение по НДС при соблюдении трех условий: доходы не превышают 2 млрд руб., доля доходов общепита составляет более 70%, средняя зарплата не ниже средней зарплаты, по данным Росстата, по региону и по виду деятельности. При этом нет указания на то, что данные по средней начисленной заработной плате необходимо применять с учетом того, к какому классу принадлежит предприятие: крупное, среднее, малое или микропредприятие.

В связи с предстоящими с 1 января 2025 г. изменениями в налоговом законодательстве правомерно ли использование при определении организацией общепита - субъектом МСП показателя средней начисленной заработной платы по данным Росстата по малым предприятиям, а не по полному кругу организаций? На сайте Росстата данный показатель дифференцирован: для организаций по полному кругу, для крупных и средних организаций и для малых и микропредприятий.

Отметим, что судебных решений по применению данной нормы нет.

В НК РФ данная дифференциация не прописана, но было бы логичным использовать право субъекта МСП для определения данного показателя с целью применения льготы по НДС с 1 января 2025 г. Эти показатели в представленной на сайте информации (например, за 2023 г.) значительно разнятся, и было бы справедливым и экономически обоснованным использовать данные по среднемесячной начисленной заработной плате именно в разрезе принадлежности организации к тому или иному типу (крупные, средние, малые или микропредприятия).

17.02.2025

Письмо Минфина России от 23.12.2024 г. № 03-07-11/130043

Вопрос: Автономная некоммерческая организация (далее - АНО, некоммерческая организация), в соответствии с п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ, применяет упрощенную систему налогообложения "доходы минус расходы". АНО на основании бессрочной лицензии от 30.04.2019 осуществляет деятельность, не подлежащую налогообложению (освобожденную от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в силу пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2025 г. Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ...":

имеет ли право некоммерческая организация, продолжающая применять с 1 января 2025 г. упрощенную систему налогообложения, при реализации на территории Российской Федерации услуг в сфере образования, основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных бессрочной лицензией, на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ в случае превышения доходов за 2024 г. суммы в размере 60 млн руб.;

необходимо ли в случае, указанном выше, уведомлять налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика о наличии оснований для освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в 2025 г.;

необходимо ли в случае, указанном выше:

- оформлять счета-фактуры с пометкой "Без налога (НДС)";

- вести книгу продаж с выделением графы "Налог на добавленную стоимость";

- сдавать декларации по налогу на добавленную стоимость?

Перейти к странице:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок