
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23 мая 2007 года Дело N А82-9374/2006-37
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23 мая 2007 года Дело N А82-9374/2006-37
Предприниматель не представил в Инспекцию ни истребованные документы, ни какие-либо иные документы, содержащие необходимые сведения.
02.07.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 23 мая 2007 года Дело N А82-9374/2006-37
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 19.04.2006 N 3365 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Инспекция, налоговый орган).
Решением суда от 17.01.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 13.03.2007 Второго арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми по делу судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили (истолковали) статьи 23 и 93 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению Предпринимателя, он документально подтвердил право на спорные налоговые вычеты; требование налогового органа о представлении распечатки телефонных переговоров незаконно, поскольку услуга по такой распечатке является платной. Нечеткое указание в требовании Инспекции от 10.04.2006 N 13-32/9904 перечня запрашиваемых документов обязывало Предпринимателя представить значительный объем первичных документов бухгалтерского учета, что превращало камеральную налоговую проверку в выездную.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возразила против доводов Предпринимателя, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция 25.01.2006 получила от индивидуально предпринимателя налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года, согласно которой налогоплательщик в подлежащую вычету сумму указанного налога включил налог по счетам-фактурам, выставленным ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" и ОАО "Мобильные ТелеСистемы", на общую сумму 5057 рублей.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки данной декларации Инспекция в адрес Предпринимателя выставила требование от 10.04.2006 N 13-32/9904 о представлении документов, подтверждающих приобретение налогоплательщиком у ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ" товаров и у ОАО "Мобильные ТелеСистемы" услуг именно для осуществления им производственной деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость.
Предприниматель данное требование не выполнил, в связи с чем по результатам камеральной налоговой проверки руководитель налогового органа вынес решение от 19.04.2006 N 3365, в котором предложил налогоплательщику уменьшить заявленную к возмещению сумму налога на добавленную стоимость на 5057 рублей.
Индивидуальный предприниматель, полагая, что он документально подтвердил то обстоятельство, что заявленные к возмещению суммы вычетов связанны с осуществляемой им производственной деятельностью, и у налогового органа не было правовых оснований для истребования у налогоплательщика дополнительных документов в ходе камеральной проверки, обжаловал названное решение Инспекции в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 88, пунктом 1 статьи 93, пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводам, что налогоплательщик не подтвердил использование услуг связи в производственной деятельности и что он отказался от оспаривания затрат по счетам-фактурам ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ", в связи с чем суд отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь названными нормами, а также статьями 23, 87, 89 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, бухгалтерскую отчетность, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно статье 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (абзац 4 статьи 88 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
В пункте 1 статьи 171 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Из пункта 2 статьи 171 Кодекса следует, что налоговые вычеты производятся в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, в числе других операций, признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 146 Кодекса).
Исходя из анализа названных норм, Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд пришли к правильному выводу о том, что при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в ходе которой проверяется правильность исчисления налога, налоговый орган при необходимости вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
Как установили суды, в рассматриваемом случае у Инспекции в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной Предпринимателем декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года возникли вопросы относительно производственной направленности затрат по приобретению товаров и услуг, по которым была заявлена к вычету спорная сумма налога на добавленную стоимость.
В указанном периоде Предприниматель осуществлял оптовую торговлю лесоматериалами. Спорная сумма налога на добавленную стоимость была заявлена к вычету по счетам-фактурам ООО "МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ", предъявленным Предпринимателю за приобретенные продукты питания и товары бытовой химии, а также по счетам-фактурам ОАО "Мобильные Телесистемы", предъявленным за оказанные услуги связи.
С учетом изложенного налоговый орган вправе был истребовать у Предпринимателя дополнительные документы, что он фактически и сделал, выставив налогоплательщику требование от 10.04.2006 N 13-32/9904.
Предприниматель, в свою очередь, в подтверждение права на заявленные вычеты обязан был представить в налоговый орган необходимые документы.
Как правильно указали суды в принятых судебных актах, действующим налоговым законодательством не установлен конкретный перечень документов, подтверждающих факт приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения. Поэтому Предприниматель вправе был представить налоговому органу не только распечатку телефонных переговоров, но и другие документы, свидетельствующие о производственном характере затрат на оплату услуг связи.
Предприниматель не представил в Инспекцию ни истребованные документы, ни какие-либо иные документы, содержащие необходимые сведения.
С учетом изложенного Арбитражный суд Ярославской области правомерно отказал Предпринимателю в удовлетворении требования о признании решения налогового органа от 19.04.2006 N 3365 недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что в данном случае налоговая проверка из камеральной стала выездной, не соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам дела, поэтому отклоняются.
Остальные доводы, приведенные в кассационной жалобе, признаются несостоятельными.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права; не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы в сумме 50 рублей относятся на Предпринимателя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.01.2007 Арбитражного суда Ярославской области и постановление от 13.03.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А82-9374/2006-37 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - без удовлетворения.
Темы: Налоги  НДС  Налоговые вычеты  Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях  Обязанности налогоплательщиков  Обязанность предоставления документов налоговому органу  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 09.07.2025 Требуется ли исчислять НДС при передаче товаров зарубежному филиалу: ответ ФНС
- 30.06.2025 Минфин уточнил: когда «упрощенщик» обязан начать платить НДС
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 30.06.2025 ФНС разъяснила: итоги проверки контрагента узнать нельзя
- 30.06.2025 ФНС уточнила правила амнистии: как бизнесу списать долги за дробление
- 30.06.2025 ФНС объяснила, как бизнесу списать долги по амнистии за дробление
- 07.10.2022 Мобилизация не освобождает предпринимателя от уплаты налогов
- 18.05.2021 Финансовые компании обяжут сообщать информацию о клиентах ФНС
- 20.09.2019 Банк вернул платежку по уплате налога: обязательства не исполнены
- 12.08.2021 Порядок привлечения к ответственности за непредставление документов
- 07.04.2017 ФНС утвердила форму уведомления о невозможности представить документы
- 07.11.2016 Налогоплательщики смогут отправить налоговикам многие документы в электронном виде
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 14.07.2025 Как стартапу платить меньше налогов: гибкие схемы и законные способы оптимизации
- 08.07.2025 Миллионы россиян столкнутся с внезапным взысканием долгов: как это будет
- 27.06.2025 Какие письма из ФНС могут прийти и что с ними делать
- 06.04.2017 Об уплате налога через проблемный банк
- 20.05.2015 Первый отчет граждан по заграничным банковским счетам - комом
- 09.07.2014 Требования налогового органа по пеням и штрафам исполняются банком в третью очередь
- 06.07.2022 К чему приведет отказ предоставить документы в рамках «встречной» проверки
- 13.05.2019 ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать
- 08.09.2017 О спорах вокруг реквизитов запрашиваемых документов: нужны ли они в требовании?
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 16.07.2025
Налоговый орган
начислил пени, приходящиеся на доначисленные суммы НДС и налога на прибыль организаций, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт начисления пеней признан правомерным, установлено, что налоговым органом исключены начисления пеней в период действия моратория.
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговой льготы по НДС в отношении операций, связанных с оказанием услуг по обеспечению деятельности скорой помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что действия сотрудников (водители) налогоплательщика были направлены на создание условий, благоприятству
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, отказал в возмещении суммы НДС, сделав вывод о необоснованном уменьшении налогоплательщиком сумм налога к уплате в результате искажения сведений о хозяйственной деятельности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт искажения налогоплательщиком сведений налоговой отчетности по сделкам с контрагентом, приобретенные у данного контрагента тов
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДС, налог на прибыль и пени в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогам на сумму вычетов по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем со
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана направленность действий общества и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания искусственного документооборота без осуществления реальной экономической деятельности.
- 29.06.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, ссылаясь на то, что представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность хозяйственных операций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у спорных контрагентов отсутствовала фактическая возможность для осуществления указанных налогоплательщиком хозяйственных операций.
- 09.01.2023
Налоговый орган
указывал на неисполнение предпринимателем в установленный срок требования о погашении в добровольном порядке задолженности по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что предприниматель имеет в собственности недвижимое имущество, обязанность по упла
- 12.12.2022
Участник ссылался
на уклонение общества от предоставления документации.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку часть запрошенных документов уничтожена во время пожара, отчетность по ЕНВД за предыдущие налоговые периоды предоставляется в порядке, установленном действующим налоговым законодательством. Остальная часть документов предоставлена участнику.
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 13.09.2023
О признании
недействительным решения налогового органа об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).Итог: требование удовлетворено, поскольку на общество незаконно была возложена обязанность по уплате излишней суммы административного штрафа, чем было нарушено его право на свободное распоряжение денежными средствами.
- 30.07.2023
Об отмене
постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники.Итог: требование удовлетворено, поскольку в действиях предпринимателя отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, так как используемая предпринимателем холодильная витрина не обеспечивает сохранность товара.
- 24.05.2023
Истец указывает,
что ему было необоснованно отказано в предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, а также справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями.
- 04.08.2024
О включении
в третью очередь реестра требований кредиторов задолженности по договорам поставки и субаренды самоходных машин.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухга
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 24.10.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о создании налогоплательщиком условий, направленных исключительно на получение налоговой экономии при отсутствии реальных сделок с контрагентами.Итог: требование удовлетворено, поскольку все представленные документы подтверждают реальность совершенных сделок и их разумную деловую цель, обусловленную характером предпринимательской
- 24.10.2023
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-02-08/48073
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 29.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 02-01-06/33918
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 03.07.2025 Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-11-09/51466
- 20.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-10/35615
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
- 20.01.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-07-08/126784
- 01.04.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-02-08/126727
- 17.02.2025 Письмо Минфина России от 16.01.2025 г. № 03-02-08/2702
- 02.06.2023 Письмо Минфина России от 28.04.2023 г. № 03-02-07/39497
- 22.01.2025 Письмо Минфина России от 24.09.2024 г. № 03-02-08/91904
- 21.10.2024 Письмо Минфина России от 29.07.2024 г. № 03-00-07/70477
- 25.06.2024 Письмо Минфина России от 17.05.2024 г. № 03-02-08/45043
- 12.05.2025 Письмо Минфина России от 13.01.2025 г. № 03-02-08/1102
- 05.12.2024 Письмо Минфина России от 25.10.2024 г. № 03-02-08/103734
- 16.07.2024 Письмо Минфина России от 24.04.2024 г. № 03-02-08/38517
Комментарии