
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 марта 2007 года Дело N А56-7408/2006
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 марта 2007 года Дело N А56-7408/2006
Ст. 169 НК РФ не установлена обязанность указывать в счете-фактуре именно юридический адрес продавца и покупателя
27.03.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2007 года Дело N А56-7408/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Михайловской Е.А. и Мунтян Л.Б., при участии от закрытого акционерного общества "Электрик-Микс" Бреньковой Е.И. (доверенность от 12.01.06), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Копакиной А.И. (доверенность от 09.01.07 N 20-05/00026), рассмотрев 22.03.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.06 (судья Спецакова Т.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.06 (судьи Зотеева Л.В., Старовойтова О.Р., Шульга Л.А.) по делу N А56-7408/2006,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Электрик-Микс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга, реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), от 16.01.06 N 06/13 и направленных на его основании требований от 19.01.06 N 72654, N 1721 недействительными в части уменьшения на 320928,82 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленного к возмещению за август 2005 года в завышенном размере; начисления к уплате 2378949 руб. НДС и 7474 руб. пеней, а также взыскания 69550 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 26.09.06 суд удовлетворил заявленные требования, установив соблюдение Обществом в рамках камеральной проверки всех установленных статьями 171 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) условий для принятия к вычету сумм НДС.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 25.12.06 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению налогового органа, Общество неправомерно включило в состав налоговых вычетов за август 2005 года НДС в сумме 206758 руб., "так как импортный товар выпущен в свободное обращение на территории Российской Федерации 26.05.05, а уплата таможенных платежей и НДС таможенным органам произведена в апреле - мае 2005 года, вследствие чего налоговые вычеты в указанной сумме должны быть включены налогоплательщиком в книгу покупок за май 2005 года". Инспекция также указывает на то, что в ходе камеральной проверки не подтверждены вычеты по НДС в сумме 2412844 руб., поскольку представленные заявителем "товарные накладные составлены с нарушением порядка, установленного законодательством, и не могут являться основанием для принятия товаров на учет".
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно акту от 23.12.05 (том 1, листы дела 16 - 25) Инспекция в результате проверки деклараций Общества по НДС за август 2005 года, представленных в НДС в сумме 206758 руб., которая уплачена в апреле - мае 2005 года при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, выпущенных в свободное обращение 26.05.05 и реализованных в июне 2005 года. Вместе с тем, НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Данный вывод основан на том, что в представленных к проверке счетах-фактурах указан адрес Общества, который не соответствует его учредительным документам, а в товарных накладных, актах выполненных работ (оказанных услуг) отсутствуют наименования должностей и (или) расшифровка подписей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, чем нарушены требования пункта 5 статьи 169 НК РФ и статьи 9 Федерального Закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Признав указанные выводы Инспекции правомерными, Общество представило 13.01.06 в НДС за май 2005 года, в которой отразило вычеты в сумме 206758 руб., уплаченной при ввозе на территории Российской Федерации товаров, выпущенных в свободное обращение 26.05.05, а также исправленные счета-фактуры и товарные накладные (том 1, листы дела 56 - 59).
Однако Инспекция не приняла во внимание эти документы и решением от 16.01.06 N 06/13, принятым по результатам проверки деклараций по НДС за август 2005 года, привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 69550 руб. штрафа, предложив ему в срок, указанный в требовании, уплатить названную налоговую санкцию, 2378949 руб. неуплаченного НДС и 7474 руб. пеней, а также уменьшить сумму НДС, исчисленную к возмещению за август 2005 года в завышенном размере, на 329418 руб. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
На основании этого решения налоговый орган направил заявителю требования от 19.01.06 N 1721 об уплате налоговой санкции и N 72654 об уплате налога по состоянию на 19.01.06 в срок до 21.01.06.
Общество оспорило названные ненормативные акты Инспекции в части начисления к уплате 2378949 руб. НДС и 7474 руб. пеней, взыскания 69550 руб. штрафа и уменьшения на 320928,82 руб. НДС, исчисленного к возмещению за август 2005 года в завышенном размере.
Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов при исчислении НДС и порядок реализации этого права установлены статьями 171 - 173 НК РФ. В силу пунктов 1 - 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты, а вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им продавцам товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и фактически уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, установленных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов. При этом из первого абзаца названной нормы следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. В связи с этим в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ приведен перечень реквизитов и сведений, обязательных для счета-фактуры, а составленные и выставленные с нарушением этого порядка счета-фактуры в силу пункта 2 этой статьи не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В данном случае Инспекция неправомерно отказала в вычете сумм НДС, уплаченных Обществом на основании ряда счетов-фактур, в которых адрес покупателя не соответствует его учредительным документам, так как подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ не установлена обязанность указывать в счете-фактуре именно юридический адрес продавца и покупателя. Согласно же пункту 2 данной статьи невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 названной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленной продавцом и уплаченной покупателем.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательствами судами первой и апелляционной инстанций установлено, а Инспекция не оспаривает, что до окончания камеральной проверки деклараций по НДС за август 2005 года Общество представило в счета-фактуры, товарные накладные и акты выполненных работ, которые содержат все предусмотренные статьей 9 Закона N 129-ФЗ и пунктами 5 - 6 статьи 169 НК РФ сведения и реквизиты. В силу пунктов 1 - 2 статьи 169, пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ такие документы являются основанием для вычета сумм НДС, выставленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), которые приняты на учет и используются для осуществления операций, подлежащих налогообложению, что налоговый орган также не оспаривает.
Следует также отметить, что Инспекция неправомерно не приняла во внимание документы, представленные Обществом в камеральной проверки его деклараций. Согласно статье 88 НК РФ в случае выявления в ходе такой проверки ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
В данном случае Общество самостоятельно выполнило требования названной статьи, представив в ходе проверки его деклараций за август 2005 года исправленные первичные документы, а также уточненную декларацию по НДС за май 2005 года. В этой декларации налогоплательщик отразил вычеты по НДС в сумме 206758 руб., уплаченной при ввозе на территории Российской Федерации товаров, выпущенных в свободное обращение 26.05.05. Инспекция не оспаривает право заявителя на применение в мае 2005 года налоговых вычетов в указанной сумме, уплаченной в составе таможенных платежей, а следовательно, и на уменьшение в порядке пунктов 1 - 2 статьи 173 НК РФ суммы НДС, подлежащей уплате за май 2005 года. Вместе с тем, исключение названной суммы налога из состава налоговых вычетов за август 2005 года не повлекло образование недоимки по НДС в этом налоговом периоде, поскольку исчисленная по правилам статьи 173 НК РФ положительная разница, предъявленная к возмещению, превышала неправомерно предъявленную к вычету сумму НДС.
При таких обстоятельствах следует признать, что у Инспекции отсутствовали законные основания для начисления Обществу оспариваемых сумм недоимки и пеней по НДС за август 2005 года, а следовательно, и для привлечения заявителя к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой не основаны на фактических обстоятельствах дела и нормах налогового законодательства, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.06 по делу N А56-7408/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
ТРОИЦКАЯ Н.В.
Судьи
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.
МУНТЯН Л.Б.
--------------------------------------------------------------------------------
Темы: Налоги  НДС  Оформление счетов-фактур  Налоговые вычеты  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 09.07.2025 Требуется ли исчислять НДС при передаче товаров зарубежному филиалу: ответ ФНС
- 30.06.2025 Минфин уточнил: когда «упрощенщик» обязан начать платить НДС
- 24.06.2022 Особенности выставления счетов-фактур при ежедневных отгрузках одному и тому же покупателю
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 11.05.2021 Новые реквизиты счета-фактуры
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 04.07.2023 Порядок выставления счета-фактуры на аванс для компании-посредника
- 08.06.2023 Порядок выставления счета-фактуры при заключении договора аренды с доверительным управляющим
- 16.03.2023 Строка УПД «Товар (груз) передал/услуги, результаты работ, права сдал» в электронном документе
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 16.07.2025
Налоговый орган
начислил пени, приходящиеся на доначисленные суммы НДС и налога на прибыль организаций, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт начисления пеней признан правомерным, установлено, что налоговым органом исключены начисления пеней в период действия моратория.
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговой льготы по НДС в отношении операций, связанных с оказанием услуг по обеспечению деятельности скорой помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что действия сотрудников (водители) налогоплательщика были направлены на создание условий, благоприятству
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, отказал в возмещении суммы НДС, сделав вывод о необоснованном уменьшении налогоплательщиком сумм налога к уплате в результате искажения сведений о хозяйственной деятельности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт искажения налогоплательщиком сведений налоговой отчетности по сделкам с контрагентом, приобретенные у данного контрагента тов
- 08.09.2024
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС и пени, выявив, что он неправомерно применил налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что поставка контрагентами товаров налогоплательщику носила реальный характер и что при заключении договоров поставки налогоплательщик не преследовал цель уклониться от налогообложения.
- 23.08.2024
Налоговым органом
отказано в возмещении НДС, поскольку установлено наличие недостоверной информации, содержащейся в представленных обществом на проверку первичных документах, нереальности хозяйственных операций с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказано получение обществом необоснованной налоговой выгоды.
- 18.08.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с неправомерным включением обществом в состав налоговых вычетов суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным от имени контрагентов.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, так как подтверждено создание обществом формального документооборота со спорными контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды в
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДС, налог на прибыль и пени в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогам на сумму вычетов по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем со
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана направленность действий общества и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания искусственного документооборота без осуществления реальной экономической деятельности.
- 29.06.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, ссылаясь на то, что представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность хозяйственных операций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у спорных контрагентов отсутствовала фактическая возможность для осуществления указанных налогоплательщиком хозяйственных операций.
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-02-08/48073
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 29.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 02-01-06/33918
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 03.07.2025 Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-11-09/51466
- 15.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
- 11.02.2025 Письмо Минфина России от 20.01.2025 г. № 03-07-09/4132
- 26.12.2024 Письмо Минфина России от 13.11.2024 г. № 03-07-11/111805
- 20.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-10/35615
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
- 20.01.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-07-08/126784
Комментарии