
Законодательство / Постановления / Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
Вопрос: Организация на УСН с объектом налогообложения "доходы" осуществляет деятельность по реализации подарочных сертификатов различных эмитентов (преимущественно торговых сетей) на основании агентских договоров от своего имени, но за счет принципала.
Также организация выпускает собственную универсальную подарочную карту <*>, номинал которой можно потратить на подарочные сертификаты эмитентов-принципалов.
--------------------------------
<*> Универсальная подарочная карта организации удостоверяет право держателя - физического лица на зачисление номинала карты на баланс и последующий обмен на подарочные сертификаты других эмитентов (преимущественно торговых сетей) на сайте организации в пределах этого номинала. Таким образом, универсальная подарочная карта является способом продажи организацией подарочных сертификатов эмитентов, полученных организацией по агентским договорам на реализацию.
С 01.01.2025 организация является плательщиком НДС по ставке 5%.
Большинство эмитентов подарочных сертификатов находятся на ОСН, являются плательщиками НДС, при этом при распространении подарочных сертификатов они не формируют и не представляют покупателям - юридическим лицам счета-фактуры. Указанный порядок эмитенты обосновывают тем, что, так как конечными держателями подарочных сертификатов являются физические лица, они же приобретают товары (услуги/работы), используя при оплате в магазинах подарочные сертификаты, поэтому счета-фактуры в счет полученных денежных средств за подарочные сертификаты формируются в пользу физических лиц в единственном экземпляре. Следовательно, формировать дополнительно счет-фактуру в пользу юридического лица нет необходимости.
В связи с вышеизложенным:
а) может ли организация-агент также не формировать счета-фактуры за реализованные подарочные сертификаты эмитентов-принципалов покупателям - юридическим лицам;
б) какая ставка НДС должна быть указана в отгрузочных документах при передаче организацией-агентом покупателям - юридическим лицам подарочных сертификатов эмитентов-принципалов;
в) по какой ставке НДС должна быть реализована универсальная подарочная карта, эмитентом которой является сама организация (номинал которой можно потратить на подарочные сертификаты эмитентов-принципалов)?
Организация на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" приобретает подарочные сертификаты различных эмитентов (преимущественно торговых сетей) по договору купли-продажи и перепродает их покупателям - юридическим лицам.
С 01.01.2025 организация является плательщиком НДС по ставке 5%.
Может ли организация учитывать подарочные сертификаты в налоговом учете в качестве товара и, соответственно, уменьшать налогооблагаемую базу по единому налогу на упрощенной системе налогообложения на стоимость приобретения подарочных сертификатов, так как реализация подарочных сертификатов является ее основным видом деятельности и подарочные сертификаты приобретаются для дальнейшей их перепродажи с целью извлечения прибыли?
15.05.2025Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 6 февраля 2025 г., и по вопросам применения налога на добавленную стоимость и составления счетов-фактур (далее - НДС) в отношении операций с подарочными картами (сертификатами) сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Пунктом 1 статьи 167 Кодекса установлено, что при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 156 Кодекса налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. В связи с этим налогоплательщик, являющийся комиссионером (агентом) и осуществляющий на основании договора комиссии (агентского договора) реализацию от своего имени товаров (работ, услуг), имущественных прав комитента (принципала), суммы оплаты, частичной оплаты, в том числе суммы предварительной оплаты, частичной оплаты, получаемые от покупателей этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, в налоговую базу по НДС не включает.
Принимая во внимание, что подарочные карты (сертификаты) являются документами, удостоверяющими права их держателей приобрести у лица, выпустившего подарочные карты (сертификаты), товары (работы, услуги) на сумму, равную номинальной стоимости подарочной карты (сертификата), а суммы денежных средств, получаемые эмитентом при передаче подарочных карт (сертификатов) их покупателю, фактически являются оплатой, частичной оплатой в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), суммы денежных средств, получаемые эмитентом при передаче покупателю подарочных карт (сертификатов), которые удостоверяют права их держателей приобрести товары (работы, услуги), реализуемые этим эмитентом в соответствии с агентским договором, предусматривающим реализацию товаров (работ, услуг) принципала от его имени, в налоговую базу по НДС у эмитента не включаются.
В случае если выпущенные эмитентом подарочные карты (сертификаты) удостоверяют права их держателей приобрести как товары (работы, услуги) эмитента, так и товары (работы, услуги), реализуемые этим эмитентом в соответствии с агентским договором, предусматривающим реализацию товаров (работ, услуг) принципала от его имени, то в указанном случае суммы денежных средств, получаемые эмитентом при передаче покупателю таких подарочных карт (сертификатов), включаются в налоговую базу по НДС у эмитента.
Что касается счетов-фактур, составляемых в отношении оплаты, частичной оплаты, получаемой при передаче подарочных карт (сертификатов), эмитентами которых являются организации (предприятия) и индивидуальные предприниматели розничной торговли и общественного питания, а также другие организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению, то на основании пункта 7 статьи 168 Кодекса указанные организации и индивидуальные предприниматели при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет непосредственно населению требования, установленные пунктами 3 и 4 данной статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считают выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
В связи с этим в отношении оплаты, частичной оплаты, получаемой при передаче подарочных карт (сертификатов), эмитентами которых являются организации (предприятия) и индивидуальные предприниматели розничной торговли и общественного питания, а также другие организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению, счета-фактуры не составляются и их покупателям не выставляются.
Что касается первичных документов, то согласно пункту 4 статьи 168 Кодекса в первичных учетных документах соответствующая сумма НДС выделяется отдельной строкой. При этом обращаем внимание, что порядок заполнения таких документов нормами Кодекса не регулируется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
04.04.2025
Темы: НДС  Оформление счетов-фактур  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 23.05.2025 Минфин уточнил: при покупке услуг у иностранца через посредника НДС платит российская компания
- 24.06.2022 Особенности выставления счетов-фактур при ежедневных отгрузках одному и тому же покупателю
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 11.05.2021 Новые реквизиты счета-фактуры
- 10.06.2025 ФНС объяснила, кто входит в лимит из 5 человек при применении АУСН
- 02.06.2025 Как «упрощенщикам» учитывать доходы при торговле через маркетплейсы: разъяснение УФНС
- 21.05.2025 Минфин подтвердил: при УСН-15% можно учесть компенсацию за личный автомобиль в командировке
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 04.07.2023 Порядок выставления счета-фактуры на аванс для компании-посредника
- 08.06.2023 Порядок выставления счета-фактуры при заключении договора аренды с доверительным управляющим
- 16.03.2023 Строка УПД «Товар (груз) передал/услуги, результаты работ, права сдал» в электронном документе
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, соответствующие суммы пеней, штрафа в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом умышленно создан формальный документооборот с подконтрольным ему контрагентом, не располагавшим материальными и трудовыми ресурсами для выполнения рабо
- 11.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт умышленного создания обществом формального документооборота с вовлечением организаций, не осуществляющих реальной хозяйственной деятельности, целью которого являлась
- 11.06.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы судов относительно законности оспариваемого акта не основаны на полном и всестороннем выяснении фактических обстоятельств дела, относящихся к обязательному предмету исследования, сделаны без надлежащей оценки оснований принятия оспариваемого акта, а также доводов участвующих в деле
- 08.09.2024
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС и пени, выявив, что он неправомерно применил налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что поставка контрагентами товаров налогоплательщику носила реальный характер и что при заключении договоров поставки налогоплательщик не преследовал цель уклониться от налогообложения.
- 23.08.2024
Налоговым органом
отказано в возмещении НДС, поскольку установлено наличие недостоверной информации, содержащейся в представленных обществом на проверку первичных документах, нереальности хозяйственных операций с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказано получение обществом необоснованной налоговой выгоды.
- 18.08.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с неправомерным включением обществом в состав налоговых вычетов суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным от имени контрагентов.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, так как подтверждено создание обществом формального документооборота со спорными контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды в
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 21.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены УСН и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие
Комментарии