
Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
Вопрос: Организация на УСН с объектом налогообложения "доходы" осуществляет деятельность по реализации подарочных сертификатов различных эмитентов (преимущественно торговых сетей) на основании агентских договоров от своего имени, но за счет принципала.
Также организация выпускает собственную универсальную подарочную карту <*>, номинал которой можно потратить на подарочные сертификаты эмитентов-принципалов.
--------------------------------
<*> Универсальная подарочная карта организации удостоверяет право держателя - физического лица на зачисление номинала карты на баланс и последующий обмен на подарочные сертификаты других эмитентов (преимущественно торговых сетей) на сайте организации в пределах этого номинала. Таким образом, универсальная подарочная карта является способом продажи организацией подарочных сертификатов эмитентов, полученных организацией по агентским договорам на реализацию.
С 01.01.2025 организация является плательщиком НДС по ставке 5%.
Большинство эмитентов подарочных сертификатов находятся на ОСН, являются плательщиками НДС, при этом при распространении подарочных сертификатов они не формируют и не представляют покупателям - юридическим лицам счета-фактуры. Указанный порядок эмитенты обосновывают тем, что, так как конечными держателями подарочных сертификатов являются физические лица, они же приобретают товары (услуги/работы), используя при оплате в магазинах подарочные сертификаты, поэтому счета-фактуры в счет полученных денежных средств за подарочные сертификаты формируются в пользу физических лиц в единственном экземпляре. Следовательно, формировать дополнительно счет-фактуру в пользу юридического лица нет необходимости.
В связи с вышеизложенным:
а) может ли организация-агент также не формировать счета-фактуры за реализованные подарочные сертификаты эмитентов-принципалов покупателям - юридическим лицам;
б) какая ставка НДС должна быть указана в отгрузочных документах при передаче организацией-агентом покупателям - юридическим лицам подарочных сертификатов эмитентов-принципалов;
в) по какой ставке НДС должна быть реализована универсальная подарочная карта, эмитентом которой является сама организация (номинал которой можно потратить на подарочные сертификаты эмитентов-принципалов)?
Организация на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" приобретает подарочные сертификаты различных эмитентов (преимущественно торговых сетей) по договору купли-продажи и перепродает их покупателям - юридическим лицам.
С 01.01.2025 организация является плательщиком НДС по ставке 5%.
Может ли организация учитывать подарочные сертификаты в налоговом учете в качестве товара и, соответственно, уменьшать налогооблагаемую базу по единому налогу на упрощенной системе налогообложения на стоимость приобретения подарочных сертификатов, так как реализация подарочных сертификатов является ее основным видом деятельности и подарочные сертификаты приобретаются для дальнейшей их перепродажи с целью извлечения прибыли?
Письмо Минфина России от 13.11.2024 г. № 03-07-11/111805
Вопрос: Гражданин является ИП на УСН, доход за 2024 г. не превысит 60 млн руб., включая доход по УСН и ПСН. Обязан ли ИП с 01.01.2025 выписывать счета-фактуры (а также вести журнал учета выданных фактур) с указанием "Без НДС"? Обязан ли ИП вести книгу продаж в 2025 г. до тех пор, пока доход в 2025 г. не превысит 60 млн руб.? Обязан ли ИП вести книгу покупок, пока доход с начала 2025 г. не превысит 60 млн руб.?
Письмо Минфина России от 10.09.2024 г. № 03-07-11/86150
Вопрос: О составлении счетов-фактур ИП, применяющим УСН с 1 января 2025 г., в целях исчисления НДС.
Письмо Минфина России от 05.07.2024 г. № 03-07-11/62770
Вопрос: О вычете НДС без наличия счетов-фактур.
Письмо Минфина от 15.02.2024 г. № 03-07-09/13420
Вопрос: Руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации и учитывая возникающие разногласия с покупателями продукции по вопросу оформления счета-фактуры в части его подписания, просим дать письменные разъяснения по отдельным вопросам удаления и дополнения реквизитов счета-фактуры, связанным с его подписанием, а именно: является ли в 2023 - 2024 гг. нарушением требований порядка заполнения счетов-фактур, установленных п. 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, исключение (изменение) следующих реквизитов:
1) в счете-фактуре отсутствуют реквизиты "Индивидуальный предприниматель" и "Реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя", если продавец не является индивидуальным предпринимателем;
2) в счете-фактуре реквизиты "Руководитель организации или иное уполномоченное лицо" и "Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо" разделены на четыре реквизита соответственно: "Руководитель организации", "Уполномоченное лицо", "Главный бухгалтер", "Уполномоченное лицо" с расшифровками их подписей, а под реквизитом "Уполномоченное лицо" указана ссылка на номер и дату приказа организации, которым предоставлено право подписи счетов-фактур в графе "Уполномоченное лицо".
Письмо ФНС России от 23.01.2024 г. № ЗГ-2-15/791
Вопрос: О заполнении счета-фактуры при реализации прослеживаемых товаров в составе выполненных работ.
Письмо ФНС России от 01.09.2023 г. № ЕА-4-15/11188@
Вопрос: О формировании и заполнении даты составления (выписки) счета-фактуры и принятии к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, выставленных с ошибками.
Письмо Минфина России от 18.09.2023 г. № 03-07-09/88743
Вопрос: О заполнении строки "Всего к оплате" счета-фактуры.
Письмо Минфина России от 23.08.2023 г. № 03-07-09/80296
Вопрос: Организация является сельхозтоваропроизводителем - племенным репродуктором. Основной вид деятельности - выращивание и реализация племенных сельскохозяйственных животных. Организация применяет специальный налоговый режим - единый сельскохозяйственный налог. С 2009 г. на основании заявления организация освобождена от исчисления и уплаты НДС. Основным доходом является доход от реализации племенного поголовья крупного и мелкого рогатого скота, что в силу пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ не является операциями, подлежащими налогообложению по налогу на добавленную стоимость (освобождаемыми от налогообложения). В связи с этим требуется ли в случае реализации племенной продукции выставлять счет-фактуру покупателю и формировать налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, если операция по реализации племенных животных не подлежит налогообложению (пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ)?
Письмо Минфина России от 20.06.2023 г. № 03-07-09/57075
Вопрос: Собственниками нежилых помещений (апартаментов, офисов и машиномест) избрана управляющая организация для управления общим имуществом. Решением ОСС от июня 2022 г. управляющая организация наделена полномочиями по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО).
Во исполнение этого решения ОСС договоры заключены, у собственников нет прямых договоров с РСО. Управляющая организация является абонентом РСО, т.е. стороной договора.
На управляющую организацию возложены обязанности по ведению расчетов за коммунальные ресурсы всего здания, так как ввод трубы один на все здание.
Собственники нежилых помещений решением ОСС от февраля 2023 г. наделили управляющую организацию обязанностью вести взаиморасчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО) (поставщиками коммунальных ресурсов - воды, тепла, электроэнергии). Управляющая организация действует за счет собственника за вознаграждение, но не указано, от чьего имени (от своего или от имени собственников).
Агентских договоров с собственниками у управляющей организации нет, но в решении ОСС по этому вопросу указано множество моментов, которые указывают на агентскую схему.
РСО выставляют один комплект документов ежемесячно по одному договору с выделенным НДС. Управляющая организация этот НДС не принимает к вычету и расходы не отражает в учете.
Правильно ли будет применять агентскую схему для взаиморасчетов и выставления комплекта документов с выделением в нем НДС и оформлением счетов-фактур от имени агента? Иными словами, управляющая организация (агент) "перевыставляет" собственникам (принципалам) счет-фактуру на основании показателей счета-фактуры, полученного от продавца, раздробив его на каждого собственника в зависимости от объема потребленных последним ресурсов.
Правомочны ли собственники без рисков принять НДС к вычету по "перевыставленным" документам по коммунальным услугам?
Письмо Минфина России от 22.05.2023 г. № 03-07-09/46349
Вопрос: Ассоциация развития ломбардов (далее - Ассоциация) является саморегулируемой некоммерческой организацией, которая оказывает профессиональную поддержку в сфере ломбардного бизнеса в различных вопросах, в том числе бухгалтерских и юридических.
Получаемые ломбардами непроцентные доходы, такие как доходы от хранения вещей и оказания консультационных и информационных услуг, облагаются НДС в полном объеме, а процентные доходы по денежным займам освобождены от обложения НДС на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Большинство ломбардов получает только процентные доходы по денежным займам, которые освобождены от обложения НДС, поэтому сдают нулевые декларации по НДС.
Однако возникают случаи, когда сумма реализации (или сумма оценки) превышает сумму задолженности клиента. В этом случае требования ломбарда к заемщику погашаются, а разница между суммой, вырученной при реализации (или суммой оценки) невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика должна быть возвращена заемщику. А если заемщик в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда и учитываются в составе внереализационных доходов (ч. 5 ст. 13 Федерального закона "О ломбардах", п. 18 ст. 250 НК РФ).
Согласно разъяснениям Минфина России данный доход, кроме этого, будет облагаться и НДС (Письмо от 25.11.2014 N 03-07-11/59769). В соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ налоговая база по НДС будет определяться как разница между суммами доходов, вырученных залогодержателем, и размером обеспеченного залогом требования к залогодателю, если указанная разница не возвращается залогодателю. Таким образом, сумма разницы после реализации невостребованной вещи - это сумма без учета НДС. Она и является базой для исчисления НДС. Например, при реализации невостребованного имущества образовалась положительная разница в размере 10 000,00 руб. По истечении трех лет данная кредиторская задолженность списана в доходы ломбарда, и будет начислен НДС: 10 000,00 x 20% = 2 000,00 руб.
В связи с тем что операции по начислению НДС на подобные доходы ломбардами не являются типичными, то методические и практические рекомендации по документальному оформлению и заполнению декларации до налогу на добавленную стоимость отсутствуют.
Каким документом необходимо оформить операцию по начислению НДС с доходов от списания кредиторской задолженности перед заемщиком (счет-фактура, бухгалтерская справка)?
Можно ли составить один сводный счет-фактуру (или другой документ) по таким операциям? Если да, то за какой период его можно отразить (день, месяц, квартал)?
С каким кодом операции должна отражаться запись в книге продаж при подобных операциях?
Письмо Минфина России от 13.06.2023 г. № 03-07-11/54244
Вопрос: В соответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ гражданско-правовым договором может быть предусмотрено, что денежное обязательство подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.
В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Более того, договорами об оплате денежных обязательств, выраженных в иностранной валюте или условных единицах, но оплачиваемых в рублях, также могут предусматриваться условия оплаты суммы в рублях, эквивалентной сумме в иностранной валюте, увеличенной на определенный процент.
Также в силу п. 1 ст. 488 ГК РФ гражданско-правовой договор может в себе содержать условия об оплате товара через определенное время после его передачи покупателю, т.е. о так называемой постоплате или отсрочке платежа. Аналогичные условия также могут содержаться и в гражданско-правовых договорах на оказание услуг.
Счета-фактуры, в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ, Письмом Минфина России от 18.10.2018 N 03-07-14/74899, выставляются в срок не позднее пяти календарных дней с даты отгрузки (реализации) товара или оказания услуг.
В соответствии с п. 7 ст. 169 НК РФ, пп. "м" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137), если цены по договору выражены в валюте, а расчеты происходят в рублях, счет-фактура оформляется в рублях.
Из п. 4 ст. 153 НК РФ и Письма Минфина России от 28.12.2017 N 03-07-09/87714 следует, что в счете-фактуре указывается стоимость услуг в рублях, определенная исходя из стоимости услуг в иностранной валюте, пересчитанной в рубли по курсу Банка России на дату оказания услуг.
В соответствии с Письмом Минфина России от 28.12.2017 N 03-07-09/87714 установлена позиция о том, что в счетах-фактурах по услугам, оказанным по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, в графе 5 счета-фактуры, в которой указывается стоимость всего количества оказанных услуг без НДС, следует указывать стоимость услуг без налога в рублях, определенную исходя из стоимости услуг без налога в условных денежных единицах, пересчитанных в рубли по курсу Банка России на дату оказания услуг.
Письмом Минфина России от 23.12.2015 N 03-07-11/75467 установлена позиция, что налоговая база по платежам с отсрочкой платежа (в самом Письме идет речь о частичной предоплате и частичной постоплате) определяется исходя из стоимости оплаченной и неоплаченной частей товара. При этом неоплаченная часть стоимости товаров (работ, услуг) пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки.
Письмом Минфина России от 21.02.2012 N 03-07-11/51 установлено, что, руководствуясь п. 1 ст. 167, п. 4 ст. 153, ст. 250 и ст. 265 НК РФ, при определении налоговой базы на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Банка России без его увеличения на определенный процент.
В связи с вышеизложенным невозможно определить, является ли допустимым указание в счетах-фактурах по договорам с условиями о 100%-ной отсрочке платежа, содержащим условия о денежном обязательстве, подлежащем оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, увеличенной на определенный процент, стоимости товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг), увеличенной на определенный процент, или же только стоимости товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг).
В связи с вышеизложенным требуются разъяснения по следующим вопросам.
Как определяются налоговые базы по НДС и налогу на прибыль по договорам с условиями о 100%-ной отсрочке платежа, содержащим условия о денежном обязательстве, подлежащем оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, увеличенной на определенный процент?
Какая стоимость товара (работ, услуг) в рублях РФ по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг) должна отображаться по договорам с условиями о 100%-ной отсрочке платежа, содержащим условия о денежном обязательстве, подлежащем оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, увеличенной на определенный процент:
а) стоимость товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг), увеличенная на определенный процент, или
б) стоимость товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг) без его увеличения на определенный процент.
Является ли допустимым в соответствии с п. 1 ст. 167, п. 4 ст. 153, ст. 250 и ст. 265 НК РФ указание в счетах-фактурах по договорам с условиями о 100%-ной отсрочке платежа, содержащим условия о денежном обязательстве, подлежащем оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, увеличенной на определенный процент, указание стоимости товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг) без его увеличения на определенный процент?
Допускается ли различное отражение показателей в счете-фактуре и первичном документе?
Письмо Минфина России от 11.07.2023 г. № 03-07-11/64532
Вопрос: Об НДС при уступке покупателем права требования по договору, если перечислена оплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), и о переоформлении счета-фактуры.
Письмо Минфина России от 14.04.2023 г. № 03-03-06/1/33601
Вопрос: О документальном подтверждении расходов счетом-фактурой в целях налога на прибыль и о применении счета-фактуры в целях НДС.
Письмо ФНС России от 26.05.2023 г. № СД-4-3/6648
Вопрос: Об НДС при выставлении подрядчиком, применяющим УСН, первичных учетных документов по формам КС-2 и КС-3 с выделенной суммой НДС без выставления счетов-фактур и по операциям в рамках госконтрактов.
Письмо Минфина России от 23.03.2023 г. № 03-07-07/25320
Вопрос: О выставлении счетов-фактур организацией - участником проекта, использующей право на освобождение от НДС, и утрате права на такое освобождение.
Письмо Минфина России от 13.12.2022 г. № 03-07-09/122145
Вопрос: О регистрации в книге продаж счетов-фактур при восстановлении НДС, принятого к вычету по оплате в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Письмо Минфина России от 25.11.2022 г. № 03-07-11/115385
Вопрос: Пенсионер МО РФ - физическое лицо и не является плательщиком НДС. Спустя несколько лет после окончания военной службы отправил автомобильным транспортом индивидуального предпринимателя личные вещи к избранному месту жительства, после чего представил в военный комиссариат отчетные документы для возврата ему ранее уплаченной суммы. Оплату перевозки личных вещей осуществил из личных средств за наличный расчет и получил у индивидуального предпринимателя кассовый чек. Кроме представленных им документов, в том числе и кассового чека, военный комиссариат затребовал счет-фактуру за перевоз вещей, который ему (с их слов) должен был выдать перевозчик, то есть индивидуальный предприниматель. Индивидуальный предприниматель отказывается выдавать счет-фактуру, ссылаясь на требования п. 7 ст. 168 Налогового кодекса РФ. Обязан ли в данной ситуации индивидуальный предприниматель выдать счет-фактуру или требования военного комиссариата не соответствуют требованиям НК РФ и являются противозаконными?