Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 июня 2007 года Дело N А29-5669/2006а

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 июня 2007 года Дело N А29-5669/2006а

Налоговый орган, вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказал, что данные комплектующие составляют комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое со стоимостью более 10000 рублей.

22.06.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 июня 2007 года Дело N А29-5669/2006а

(извлечение)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (далее - ГОУ ВПО, Университет) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 20.06.2006 N 12-16/12.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Коми (далее Управление).

Решением от 27.10.2006 Арбитражного суда Республики Коми заявленное требование удовлетворено в части доначисления налога на прибыль в сумме 361430 рублей, пеней по нему в сумме 101804 рублей, штрафа в сумме 8656 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 48801 рубля, пеней по нему в сумме 17812 рублей и штрафа в сумме 6077 рублей. В остальном Университету отказано в удовлетворении заявленного требования.

Постановлением от 12.02.2007 Второго арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Заявитель считает, что суды неправильно применили статьи 153, 154, 162, 254 Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Республики Коми от 25.12.2003 N 82-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год" (далее Закон от 25.12.2003 N 82-РЗ); выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Университет, приобретая отдельные комплектующие (оперативную память, материнскую плату, видеокарту, звуковую карту и прочее) для сборки системных блоков и персональных компьютеров, общая стоимость которых после сборки составила более 10000 рублей, неправомерно списывал стоимость данных комплектующих в материальные затраты; неправомерно применил пониженную ставку налога на прибыль в 2004 году в части зачисляемой в республиканский бюджет, так как финансируется за счет средств федерального бюджета; неправомерно не включил в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость суммы штрафных санкций (пеней), полученные им за просрочки оплаты обучения.

Университет с доводами кассационной жалобы не согласился, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 22.06.2007.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ГОУ ВПО за период с 01.01.2002 по 31.12.2004 (по единому социальному налогу за период с 01.10.2002 по 31.12.2004, по налогу на доходы физических лиц за период с 01.02.2003 по 31.12.2004) и установила, что Университет необоснованно в 2002 - 2004 годах включал в состав расходов, связанных с производством и реализацией, затраты по приобретению имущества, стоимость которого превышает 10000 рублей и должна погашаться путем начисления амортизации. Университет неправомерно в 2004 году применил пониженную ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 13 процентов, поскольку не финансировался из республиканского бюджета. ГОУ ВПО в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации не исчислило налог на добавленную стоимость с сумм пеней, полученных им за просрочку оплаты за обучение.

Исполняющий обязанности руководителя налогового органа принял решение от 20.06.2006 N 12-16/12 о привлечении Университета к налоговой ответственности, в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 261935 рублей, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 44943 рублей. В этом же решении ГОУ ВПО, в частности, доначислен налог на прибыль в сумме 1632110 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 167033 рублей и соответствующие им суммы пеней.

Не согласившись с принятым решением, Университет обжаловал его в Управление.

Заместитель руководителя Управления в решении от 31.08.2006 N 221 изменил решение Инспекции в части, касающейся доначисления налога на прибыль, пеней по нему и штрафа. Университету предложено доплатить 1268432 рубля налога на прибыль за 2002 - 2004 годы, 269487 рублей пеней по нему и 143800 рублей штрафа.

Частично не согласившись с решением Инспекции, в редакции решения Управления Университет обжаловал его в арбитражный суд.

Арбитражный суд Республики Коми частично удовлетворил заявленное требование, руководствуясь пунктами 2 и 7 статьи 3, статьей 39, статьей 153, пунктом 1 статьи 154, пунктом 1 статьи 162, пунктом 1 статьи 254, пунктом 1 статьи 256, статьей 321.1, статьей 275.1, пунктом 7 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Суд посчитал, что расходы на приобретение отдельных комплектующих компьютеров стоимостью каждого менее 10000 рублей подлежат списанию на затраты единовременно, так как данное имущество не является амортизируемым; в Законе от 25.12.2003 N 82-РЗ отсутствует прямое указание на то, что пониженную ставку налога на прибыль в части бюджета субъекта Российской Федерации могут применять только бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета Республики Коми. Пени, уплаченные Университету за просрочку оплаты за обучение, не связаны с оплатой реализованных Университетом товаров (работ, услуг), поэтому они не должны включаться в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу налогового органа, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой понимается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном в главе 25 Кодекса.

Согласно статье 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В пунктах 1, 2 статьи 253 Кодекса указано, что расходы, связанные с производством и (или) реализацией, включают в себя, в том числе суммы начисленной амортизации.

В пункте 1 статьи 256 Кодекса установлено, что амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.

Из содержания данной нормы следует, что амортизация не начисляется на те виды имущества, которые не отвечают приведенным критериям, в связи с чем затраты на приобретение такого имущества должны учитываться единовременно.

Суды обеих инстанций установили, что Университет в 2002 - 2004 годах приобрел имущество (радиотелефон, лазерный принтер, цифровой фотоаппарат, портативный персональный компьютер, системный блок, персональный компьютер), стоимость единицы которого превышала 10000 рублей, и имущество (отдельные комплектующие, системные блоки) стоимостью менее 10000 рублей. Суды посчитали правомерным отнесение имущества стоимостью более 10000 рублей к амортизируемому.

Сделав вывод в отношении имущества стоимостью менее 10000 рублей, суды пришли к выводу о том, что налоговый орган, вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказал, что данные комплектующие составляют комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое со стоимостью более 10000 рублей. Данный вывод материалам дела не противоречит.

В силу изложенного является правомерным вывод судов о том, что имущество, стоимость которого менее 10000 рублей, при отсутствии доказательств его вхождения в качестве составной части в другое оборудование не является амортизируемым. Следовательно, его стоимость правомерно учтена Университетом в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

Таким образом, суды правомерно признали недействительным решение Инспекции в части доначисления налога на прибыль за 2002 год в сумме 9137 рублей, за 2003 год в сумме 25574 рублей и за 2004 год в сумме 17706 рублей, соответствующих им сумм пеней и штрафа и удовлетворили требование Университета в данной части.

В силу пункта 1 статьи 284 Кодекса налоговая ставка устанавливается (если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 настоящей статьи) в размере 24 процентов. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере пяти процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере семнадцати процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере двух процентов, зачисляется в местные бюджеты.

Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная настоящим пунктом налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13 процентов.

В соответствии с Перечнем налоговых льгот по платежам в республиканский бюджет Республики Коми на 2004 год, являющимся приложением к Закону от 25.12.2003 N 82-РЗ, ставка налога на прибыль организаций в части сумм, зачисляемых в республиканский бюджет Республики Коми, снижена до 13 процентов для бюджетных учреждений здравоохранения, культуры и спорта, образования и социального обеспечения Республики Коми.

В силу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

На основании пункта 7 статьи 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Суды обеих инстанций установили, что ГОУ ВПО является бюджетным учреждением и находится на территории Республики Коми.

Довод Инспекции о том, что исчислять налог на прибыль могут только те бюджетные учреждения Республики Коми, которые финансируются из средств бюджета субъекта Республики Коми, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку в Законе от 25.12.2003 N 82-РЗ такого условия не содержится.

Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что в материалах дела имеется письмо Инспекции от 13.07.2004 N 05-69/7727, в котором налоговый орган подтверждает право налогоплательщика на применение льготной ставки по налогу на прибыль в части бюджета субъекта Российской Федерации в 2004 году.

Следовательно, вывод судов обеих инстанций о том, что Университет в 2004 году правомерно исчислял и уплачивал налог на прибыль по сниженной ставке, материалам дела не противоречит.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение налогового органа в данной части и удовлетворили требование Университета.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Реализацией товаров (работ, услуг), согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса, признается передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг.

На основании статьи 153 Кодекса при определении налогооблагаемой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг).

В силу пункта 1 статьи 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг).

Из приведенных норм следует, что налогом на добавленную стоимость может облагаться только та сумма, которая увеличивает стоимость товаров (работ, услуг).

В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка (пени, штрафы) является способом обеспечения исполнения обязательств.

Таким образом, уплата неустойки связана с нарушением условий договора, а сумма неустойки платится сверх цены товаров (работ, услуг) и, компенсируются возможные или реальные убытки потерпевшей стороне.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций сделали правильный вывод о необоснованности доначисления Инспекцией Университету налога на добавленную стоимость за 2002 - 2004 годы в общей сумме 48801 рубля, соответствующих сумм пеней и штрафа.

Нормы материального права Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены вынесенного судебного акта, судами не допущено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктов 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственные пошлины по первой инстанции в сумме 1000 рублей и по апелляционной инстанции в сумме 1000 рублей подлежат взысканию с налогового органа.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы в размере 1000 рублей, относятся на заявителя.

Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.10.2006 Арбитражного суда Республики Коми и постановление от 12.02.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-5669/2006а оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Коми - без удовлетворения.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Коми уплатить в федеральный бюджет 1000 рублей государственной пошлины по первой инстанции и 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной инстанции в десятидневный срок в порядке, установленном в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неуплаты государственной пошлины по истечении указанного срока Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.

Расходы по оплате государственной пошлины с кассационной жалобы в размере 1000 рублей отнести на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Коми.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги
Все новости по этой теме »

Налог на прибыль
Все новости по этой теме »

Основные средства. НМА. Амортизация. Затраты на землю
Все новости по этой теме »

НДС
Все новости по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
Все новости по этой теме »

Налоги
Все статьи по этой теме »

Налог на прибыль
Все статьи по этой теме »

Основные средства. НМА. Амортизация. Затраты на землю
Все статьи по этой теме »

НДС
Все статьи по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
Все статьи по этой теме »

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать

Налоги

Вся судебная практика по этой теме »

Налог на прибыль
  • 29.11.2016   Нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной если, налоговым органом будет доказано, что налогоплательщику должно быть известно о нарушениях допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированное налогоплательщика с контрагентом.
  • 16.11.2016   Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на учет в расходах текущего периода убытков прошлых лет, без отражения (указания, заявления) суммы данных убытков в налоговой декларации не является основанием для уменьшения, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на прибыль организаций.
  • 14.11.2016   Датой получения дохода признается дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись, - для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств), указанных в п. 14, 15 статьи 250 НК РФ. Таким образом, с момента, когда получатель средств фактически использовал их не по целевому назначению (

Вся судебная практика по этой теме »

Основные средства. НМА. Амортизация. Затраты на землю
  • 05.12.2016  

    Судами обеих инстанций сделан обоснованный вывод, что работы (услуги), выполненные (оказанные) контрагентами по организации строительно-монтажных работ в рассматриваемом случае совершаются не в рамках подрядных договоров на капитальное строительство объектов, а направлены на всестороннее исполнение инвестиционных проектов. При этом данные работы (услуги), выполняемые (оказываемые) контрагентами на протяжении всего периода ст

  • 24.10.2016  

    Вопреки изложенному в кассационной жалобе инспекции, нет никаких оснований утверждать, что требованиями бухгалтерского законодательства предусмотрено начисление амортизации по объекту основных средств, приобретенному с условием перехода права собственности после полной его оплаты, только с момента юридического перехода всего объема прав. Суды правильно указали, что основными критериями признания являются наличие контроля над

  • 24.08.2016   Суды обоснованно исходили из того, что в налоговом законодательстве отсутствует специальная норма, устанавливающая особенности учета расходов и начисления амортизации после проведения модернизации полностью самортизированного основного средства. Следовательно, все последующие расходы общества на модернизацию тепловоза изменяли норму амортизации, оставляя неизменным срок его полезного использования, что не противоречило требованиям Кодекса. При увеличении с

Вся судебная практика по этой теме »

НДС
  • 29.11.2016   Для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделки носили реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию.
  • 17.10.2016   Наличие между обществом и его контрагентами особых форм расчетов, а именно путем проведения взаимозачетов или наличными денежными средствами, не запрещено действующим законодательством и не свидетельствует о недобросовестности хозяйствующего субъекта.
  • 10.10.2016   Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности, осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Вся судебная практика по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
  • 30.11.2016  

    Суды верно указали, что поскольку общество в декларируемом налоговом периоде кроме деятельности, облагаемой НДС, осуществляло также виды деятельности, предусмотренные подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ (санаторно-курортные услуги, освобождаемые от обложения НДС), то в соответствии с исключением, указанным в п. 2 ст. 171 НК РФ, у налогоплательщика изначально отсутствовало право относить к налоговым вычетам суммы НДС, приходящиеся на

  • 07.11.2016  

    Общество документально не подтвердило правомерность принятия к вычету сумм налога, уплаченных поставщикам. Книги покупок, затребованные налоговым органом при проведении налоговой проверки, также представлены обществом лишь в судебном заседании в виде выписок из них. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение налогового органа в части соответствует действующему налоговому зак

  • 03.10.2016  

    Поскольку при реализации инвестиционного договора денежные средства, получаемые заказчиком от инвесторов, являются источником целевого финансирования и не рассматриваются в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ как средства, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), следовательно, объект налогообложения НДС у заказчика отсутствует, как и право на применение налогового вычета по НДС, предъявленному подрядными организации при приобретении у после


Вся судебная практика по этой теме »

Налоги
Все законодательство по этой теме »

Налог на прибыль
Все законодательство по этой теме »

Основные средства. НМА. Амортизация. Затраты на землю
Все законодательство по этой теме »

НДС
Все законодательство по этой теме »

Порядок определения налоговой базы
Все законодательство по этой теме »