
Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-11/35779
Вопрос: С 2025 г. организации на УСН, превысившие доходы в 60 млн руб., обязаны исчислять НДС. В случае если аванс получен в 2024 г. (без НДС) и в полной сумме отражен в доходах (с него заплачен налог УСН), а реализация с зачетом этого аванса происходит в 2025 г. уже с НДС, в том числе 5% (при этом допсоглашение подписано без увеличения цены договора, т.е. сумма аванса автоматически становится суммой с НДС 5% в том числе), может ли продавец снять в I квартале 2025 г. сумму НДС с доходов УСН (уменьшить на нее текущие доходы) в связи с тем, что данная сумма будет перечислена в бюджет в полном объеме по итогу I квартала 2025 г.? В противном случае получается, что налогоплательщик дважды подпадет под налогообложение (в 2024 г. с суммы НДС заплатил налог УСН, а в 2025 г. полностью сумму НДС заплатит в бюджет), что полностью противоречит действующему законодательству.
Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-07-11/132238
Вопрос: О предложении по уплате НДС и налога на прибыль после получения оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги).
Письмо Минфина России от 17.12.2024 г. № 03-07-11/127325
Вопрос: Об определении налоговой базы по НДС при предоставлении в аренду нежилых помещений.
Письмо Минфина России от 01.02.2024 г. № 03-07-03/8119
Вопрос: Об НДС при ввозе высокоточного оборудования и оборудования, которое не производится в РФ, необходимого для производства технических средств реабилитации.
Письмо Минфина России от 30.11.2023 г. № 03-07-08/115287
Вопрос: Основным видом деятельности ООО является разработка компьютерного программного обеспечения, ОКВЭД 62.01. Организация собственными силами разрабатывает программное обеспечение (далее ПО).
В 2023 г. организация разработала ПО и заключила договор со сторонней организацией на передачу прав использования ПО в предусмотренных лицензионным договором пределах на условиях простой (неисключительной) лицензии. Исключительные права на ПО принадлежат ООО и по условиям лицензионного договора не передаются. За передачу неисключительных прав на ПО договором предусмотрено единовременное вознаграждение, которое выплачивается в течение 180 дней с даты подписания акта приема-передачи лицензии на основании счета. Лицензионное вознаграждение облагается НДС по ставке 20%, так как ПО не включено в единый реестр российских программ. По условиям лицензионного договора права передаются сроком до 30.05.2028.
Как организация должна учесть доход в виде лицензионного вознаграждения: единовременно в полной сумме вознаграждения на дату акта приема-передачи или распределить равномерно на весь срок действия переданных прав по условиям договора?
В какой момент организация должна начислить НДС и выставить счет-фактуру покупателю: в полной сумме вознаграждения на дату акта приема-передачи или равными суммами ежемесячно/ежеквартально в течение срока действия неисключительных прав, переданных по лицензионному договору?
Если организация должна учитывать доход в виде лицензионного вознаграждения равномерно в течение срока действия неисключительных прав, может ли она вести учет дохода с помощью счета 98 "Доходы будущих периодов"?
Письмо Минфина России от 08.12.2023 г. № 03-07-11/118526
Вопрос: Об определении налоговой базы по НДС при реализации подакцизных товаров.
Письмо Минфина России от 19.09.2023 г. № 03-07-07/89265
Вопрос: Каков порядок применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении денежных средств, получаемых застройщиком от участников долевого строительства?
В Письме от 22.06.2023 N 03-07-07/58085 Минфин России давал разъяснение о порядке налогообложения по денежным средствам, получаемым застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства. На основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) денежные средства, полученные налогоплательщиком и не связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются. Поэтому денежные средства, получаемые застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства, не включаются у застройщика в налоговую базу по НДС, при условии, что строительство (создание) объекта долевого строительства осуществляется подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика.
Правомерно ли неотражение застройщиком, не выполняющим строительно-монтажные работы собственными силами и привлекающим другую организацию для выполнения функций генерального подрядчика, осуществляющим закупку и передачу строительных материалов генеральному подрядчику, денежных средств, получаемых от участников долевого строительства и зачисляемых на счет эскроу, в налоговой базе по НДС с учетом пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ?
Письмо Минфина России от 03.08.2023 г. № 03-07-07/72795
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью заключает лицензионные договоры о предоставлении права пользования программами для ЭВМ (на условиях удаленного доступа). Указанные программы включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Лицензионным договором, кроме предоставления права пользования программой, предусмотрены оказание услуг по поддержке работоспособности программы, устранение неисправностей и сбоев в работе программы, техническая поддержка использования программы и прочее, то есть лицензионный договор содержит также элементы договора оказания услуг. При этом перечисленные услуги оказываются в целях использования программы на условиях удаленного доступа, обеспечения качества программы и являются необходимой составной частью реализации исключительных прав на программу, без предоставления указанных услуг использование программы пользователем по назначению затруднительно и может повлечь риск ненадлежащего исполнения лицензиаром своих обязательств перед пользователем программы.
Согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и баз данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Является ли правомерным освобождение от налогообложения реализации исключительных прав на программы ЭВМ и баз данных по лицензионным договорам, предмет которых включает, кроме предоставления права использования программы, также оказание услуг по технической поддержке использования программы и иных связанных услуг?
Письмо Минфина России от 01.09.2023 г. № 03-07-11/83443
Вопрос: Об НДС в отношении полученных продавцом от покупателя денежных средств, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Письмо Минфина России от 15.08.2023 г. № 03-07-13/1/76652
Вопрос: Организация является оператором по организации контейнерных перевозок и оказывает транспортно-экспедиционные услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и контейнеров.
Каков порядок определения места реализации услуг по предоставлению железнодорожных контейнеров за пределами Российской Федерации, оказанных по договору транспортной экспедиции филиалу казахской компании, зарегистрированному на территории РФ? В частности, нормами каких документов следует руководствоваться в целях определения места реализации услуг данному лицу:
- ст. 148 Налогового кодекса РФ;
- Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе?
Письмо Минфина России от 29.07.2023 г. № 03-07-07/71382
Вопрос: Организация является заказчиком-застройщиком, все работы выполняет генеральный подрядчик. Объект - многоквартирный дом с нежилыми помещениями, расположенными в цокольном этаже. В соответствии с Письмом Минфина России от 12.11.2020 N 03-07-15/98846, а также многими разъяснениями и определениями Верховного Суда РФ услуги застройщика, оказываемые по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу застройщиком участнику долевого строительства объекта по договору участия в долевом строительстве в виде нежилых помещений в многоквартирном доме, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Но цена договора определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика. Услуги застройщика НДС не облагаются. Облагается ли НДС сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства при передаче застройщиком участнику долевого строительства объекта по договору участия в долевом строительстве в виде нежилых помещений в многоквартирном доме?
Письмо Минфина России от 25.07.2023 г. № 03-07-07/69446
Вопрос: С 01.01.2022 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривается освобождение от уплаты НДС услуг общественного питания в ресторанах, кафе, столовых и иных аналогичных объектах, а также при выездном обслуживании.
Для применения льготы у налогоплательщика за предшествующий календарный год должны быть:
- сумма доходов в совокупности менее 2 млрд руб.;
- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов не менее 70%;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, определяемый из РСВ, не ниже размера среднемесячной зарплаты по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" разд. I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с ОКВЭД в субъекте РФ, в налоговые органы которого сдается РСВ (условие применяется в отношении налоговых периодов начиная с 01.01.2024).
Как организации определять среднемесячную зарплату и с какими субъектами РФ организации производить сравнение среднемесячной зарплаты, если организация имеет обособленные подразделения в разных субъектах РФ (которым не открыты расчетные счета в банках и которые не производят начисления и выплаты физлицам) и сдает РСВ по месту своего нахождения в целом по организации?
Письмо Минфина России от 04.07.2023 г. № 03-07-08/62096
Вопрос: ООО оказывает российским правообладателям интеллектуальной собственности юридические услуги по регистрации и охране их прав в России и за рубежом. Для осуществления юридически значимых действий в зарубежных странах возникает необходимость привлечения иностранных юридических организаций, зарегистрированных в качестве патентных поверенных в этих юрисдикциях.
В соответствии со ст. 148 НК РФ местом реализации трансграничных юридических услуг признается место регистрации получателя этих услуг и их стоимость облагается в РФ НДС по ставке 20%.
При этом в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ обязанность налогового агента возлагалась на лицо, непосредственно уплачивающее денежные средства иностранному налогоплательщику.
ООО выполняет обязанности налогового агента, уплачивая НДС в бюджет одновременно с перечислением денежных средств иностранному лицу, и перевыставляет эти суммы своему российскому клиенту от имени иностранного лица, так как право зачесть эти суммы НДС принадлежит конечному получателю услуг.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что с 01.01.2023 абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ утратил силу (Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ):
- сохраняется ли у ООО с 2023 г. в рассматриваемой ситуации при оплате трансграничных юридических услуг, оказываемых иностранной юридической организацией российскому правообладателю, обязанность налогового агента в порядке п. 5 ст. 161 НК РФ как участника расчетов? Или эта обязанность переходит к самому российскому получателю этих услуг;
- если обязанность сохраняется, то можно ли ООО продолжить применять старый порядок уплаты такого НДС отдельными поручениями по каждому случаю оплаты трансграничных юридических услуг по делам своих российских клиентов с указанием реквизитов этого платежа? В случае обезличенной оплаты за период у ООО не будет документа, подтверждающего перечисление НДС за конкретного клиента для подтверждения его права на зачет НДС по перевыставляемому ООО от иностранного лица счету-фактуре.
Письмо Минфина России от 12.07.2023 г. № 03-07-08/65141
Вопрос: Согласно абз. 4 п. 1 ст. 172 НК РФ при приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В связи с этим в целях принятия к вычету НДС при приобретении за иностранную валюту у иностранной организации услуг в электронной форме иностранная валюта пересчитывается российской организацией в рубли по курсу Банка России на дату принятия услуг на учет.
Данная позиция соответствует позиции Минфина России, выраженной в Письмах Минфина России от 28.10.2019 N 03-07-08/82723, от 30.04.2019 N 03-07-08/32529.
В свою очередь, для целей НДС днем выполнения работ (оказания услуг) признается дата подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ (услуг) (Письма Минфина России от 14.02.2022 N 03-07-09/9894, от 08.10.2020 N 03-07-11/88016, от 01.02.2019 N 03-07-11/5795).
Таким образом, до 01.10.2022 в случае перечисления иностранным контрагентам аванса с учетом НДС в иностранной валюте, состоящим на учете в российском налоговом органе и оказывающим услуги в электронной форме, изменение курса валюты на дату подписания заказчиком акта сдачи-приемки услуг, по сравнению с курсом валюты на дату перечисления аванса, прямым образом влияет на изменение стоимости услуг как в сторону их уменьшения, так и в сторону увеличения в части изменения суммы НДС в рублевом эквиваленте.
Фактически возникает курсовая разница. При этом особого порядка по пересчету курса для электронных услуг, полученных от иностранных контрагентов, для российской организации в НК РФ не предусмотрено. Специальных положений по последующей корректировке стоимости электронных услуг, поименованных в ст. 174.2 НК РФ, из-за влияния курса в части НДС (на даты аванса и даты подписания акта сдачи-приемки услуг) в гл. 25 НК РФ также не установлено.
В связи с вышеизложенным каков порядок налогообложения курсовых разниц, возникающих до 01.10.2022 из-за изменения курса рубля к иностранной валюте в части НДС в случаях приобретения услуг в электронной форме по предоплате (авансу) у иностранных организаций, состоящих на учете в российском налоговом органе?
Письмо Минфина России от 14.07.2023 г. № 03-07-13/1/66035
Вопрос: Организация (правообладатель) заключает договор коммерческой концессии с организацией, зарегистрированной в Республике Казахстан (пользователем). Предметом договора является предоставление правообладателем пользователю права использовать комплекс исключительных прав правообладателя на условиях неисключительной лицензии на территории Республики Казахстан. Территория использования КИП определяется договором.
Комплекс исключительных прав включает в себя: право использования товарного знака, ноу-хау, логотипа и фирменного стиля правообладателя; коммерческое обозначение; руководство по организации и менеджменту; обучение и развитие в системе правообладателя; единый сайт правообладателя; единый входящий клиентский телефонный номер правообладателя; единый домен почтового сервиса правообладателя; иную информацию, необходимую для запуска и развития бизнеса.
В качестве вознаграждения за предоставление КИП пользователь уплачивает правообладателю паушальный взнос единовременно при заключении договора, а также роялти по окончании каждого отчетного периода.
В соответствии с действующими нормами законодательства местом реализации услуг будет являться территория Республики Казахстан (п. п. 28 - 29 Протокола о взимании косвенных налогов в ЕАЭС, Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).
Верно ли, что суммы паушального взноса и роялти в рамках указанного договора не будут облагаться налогом на добавленную стоимость (п. 1 ст. 146 НК РФ, п. п. 28 - 29 Протокола о взимании косвенных налогов в ЕАЭС)? И в декларации по НДС доходы, полученные в рамках указанной сделки, необходимо отразить в разд. 7 декларации по налогу на добавленную стоимость по коду 1010812?
Письмо Минфина России от 17.05.2023 г. № 03-07-08/44805
Вопрос: Организация (субподрядчик) оказывает услуги по демонтажу зданий на территории г. Мариуполя (ДНР) российской организации, зарегистрированной в г. Москве в 2021 г. Работы осуществляются на основании договора госконтракта (заключен после 5 октября 2022 г. и имеет ИГК). У покупателя госконтракт с генеральным подрядчиком. В 2022 г. оказание услуг облагалось ставкой "Без НДС" и отражалось в разд. 7 налоговой декларации. Каков порядок начисления НДС в 2023 г.? Можно ли применять ставку "Без НДС", как в 2022 г.? Необходимо ли начислять НДС на предварительную оплату по договору оказания услуг, если в платежном поручении оплата "Без НДС"?
Письмо Минфина России от 22.05.2023 г. № 03-07-09/46349
Вопрос: Ассоциация развития ломбардов (далее - Ассоциация) является саморегулируемой некоммерческой организацией, которая оказывает профессиональную поддержку в сфере ломбардного бизнеса в различных вопросах, в том числе бухгалтерских и юридических.
Получаемые ломбардами непроцентные доходы, такие как доходы от хранения вещей и оказания консультационных и информационных услуг, облагаются НДС в полном объеме, а процентные доходы по денежным займам освобождены от обложения НДС на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Большинство ломбардов получает только процентные доходы по денежным займам, которые освобождены от обложения НДС, поэтому сдают нулевые декларации по НДС.
Однако возникают случаи, когда сумма реализации (или сумма оценки) превышает сумму задолженности клиента. В этом случае требования ломбарда к заемщику погашаются, а разница между суммой, вырученной при реализации (или суммой оценки) невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика должна быть возвращена заемщику. А если заемщик в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда и учитываются в составе внереализационных доходов (ч. 5 ст. 13 Федерального закона "О ломбардах", п. 18 ст. 250 НК РФ).
Согласно разъяснениям Минфина России данный доход, кроме этого, будет облагаться и НДС (Письмо от 25.11.2014 N 03-07-11/59769). В соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ налоговая база по НДС будет определяться как разница между суммами доходов, вырученных залогодержателем, и размером обеспеченного залогом требования к залогодателю, если указанная разница не возвращается залогодателю. Таким образом, сумма разницы после реализации невостребованной вещи - это сумма без учета НДС. Она и является базой для исчисления НДС. Например, при реализации невостребованного имущества образовалась положительная разница в размере 10 000,00 руб. По истечении трех лет данная кредиторская задолженность списана в доходы ломбарда, и будет начислен НДС: 10 000,00 x 20% = 2 000,00 руб.
В связи с тем что операции по начислению НДС на подобные доходы ломбардами не являются типичными, то методические и практические рекомендации по документальному оформлению и заполнению декларации до налогу на добавленную стоимость отсутствуют.
Каким документом необходимо оформить операцию по начислению НДС с доходов от списания кредиторской задолженности перед заемщиком (счет-фактура, бухгалтерская справка)?
Можно ли составить один сводный счет-фактуру (или другой документ) по таким операциям? Если да, то за какой период его можно отразить (день, месяц, квартал)?
С каким кодом операции должна отражаться запись в книге продаж при подобных операциях?
Письмо Минфина России от 23.05.2023 г. № 03-07-03/46996
Вопрос: Пунктом 7 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, предусмотрено, что тарифы устанавливаются без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Расходы, учитываемые в составе необходимой валовой выручки региональных операторов для целей расчета единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), определяются без учета НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации услуг дополнительно к цене (тарифу) реализуемых услуг региональный оператор обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг сумму НДС.
Согласно п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации услуг населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).
Региональный оператор как налоговый резидент РФ, находящийся на общей системе налогообложения, реализует услугу по обращению с ТКО по ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС (в размере 20 процентов). При этом форма решения органа регулирования тарифов учитывает значения тарифов с НДС (население) и без НДС (прочие потребители).
Стоит также учитывать, что согласно пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ в том числе услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с действующим законодательством РФ норма, установленная указанным в настоящем абзаце пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ, начинает действовать при условии, что органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога (принято решение об освобождении от налогообложения).
В связи с этим у региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяющих освобождение от налогообложения, предусмотренное вышеуказанным пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ, суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг).
Изучение складывающейся судебной практики показывает, что при установлении единых тарифов по конструкции "с НДС" / "без НДС" у региональных операторов, которые обязаны уплачивать НДС в бюджет, из дебиторской задолженности потребителей, не относящихся к населению, исключается НДС, который при реализации услуг региональный оператор обязан предъявить к оплате покупателю услуг в соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.10.2022 N Ф02-4751/2022 по делу N А33-28515/2021 (о неправомерности применения региональным оператором услуг единого тарифа, увеличенного на сумму НДС). Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2022 N Ф06-25357/2022 по делу N А65-10680/2022 (об отсутствии основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС).
Стандартная форма тарифного решения органа регулирования тарифов, в которой тарифы для населения указываются с НДС, а тарифы для прочих потребителей - без НДС, ошибочно трактуется судами как освобождение регионального оператора от уплаты НДС. При этом в силу налогового законодательства региональный оператор не может быть освобожден от уплаты НДС в отношении отдельной категории потребителей.
Указанная прецедентная практика создает риски формирования недополученных доходов в сумме "входного" НДС.
Учитывая изложенное, возможно ли подготовить поручение Правительства РФ Федеральной антимонопольной службе о рассмотрении и внесении в установленном порядке в Правительство РФ проекта постановления о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"?
Письмо Минфина России от 04.04.2023 г. № 03-07-13/1/29612
Вопрос: Организация является экспедитором, оказывающим услуги по организации доставки груза железнодорожным транспортом заказчику - резиденту Казахстана (юридическое лицо). Заказчику выставлен счет с такой формулировкой: "Услуги по организации предоставления железнодорожного подвижного состава (крытый вагон) по маршруту: ст. Достык эксп. (Казахстан) - ст. Чукурсай (Узбекистан)". Перевозка осуществлялась за пределами территории РФ.
Каков порядок обложения НДС данных услуг у организации?
Письмо Минфина России от 28.02.2023 г. № 03-03-06/3/16345
Вопрос: Об НДС при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав в рамках гуманитарной помощи ДНР, ЛНР и учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с безвозмездной передачей имущества СОНКО.