
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-07-11/132238
Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-07-11/132238
Вопрос: О предложении по уплате НДС и налога на прибыль после получения оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги).
28.03.2025Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27.12.2024 г. № 03-07-11/132238
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее письмом от 11 декабря 2024 г., и по вопросам, касающимся возможности уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и налога на прибыль организаций после получения налогоплательщиками денежных средств за выполненные работы, сообщает следующее.
В настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) моментом определения налоговой базы по НДС, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11,13 - 15 данной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При этом на основании пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие реализацию указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Таким образом, Кодексом установлены равные условия в отношении уплаты и вычета (возмещения) сумм НДС.
Изменение действующего порядка определения налоговой базы по НДС и предоставление налогоплательщикам права уплачивать НДС после поступления оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) нарушит целостность системы налогообложения НДС и может привести к потерям доходов федерального бюджета.
Следует также отметить, что "кассовый" метод определения налоговой базы по НДС (на момент поступления оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги)) был отменен с 1 января 2006 года, в том числе в связи с использованием налогоплательщиками различных схем по уклонению от уплаты НДС путем сокрытия выручки.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что вопросы, касающиеся обеспечения надлежащего исполнения хозяйствующими субъектами своих обязательств перед контрагентами по своевременной оплате приобретаемых товаров (работ, услуг), не подлежат регулированию налоговым законодательством, внесение в Кодекс изменений, предусматривающих отмену обязанности определения налоговой базы по НДС на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), не может быть поддержано.
Что касается налога на прибыль организаций, то налоговой базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (пункт 1 статьи 247 и пункт 1 статьи 274 Кодекса).
При этом реальную прибыль организации возможно оценить только по принципам начисления, исходя из этого основным методом признания доходов и расходов, используемым при исчислении налога на прибыль организаций, является метод начисления.
Также обращаем внимание, что в рамках применения налогоплательщиками метода начисления предусмотрена возможность создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном статьей 266 Кодекса. При этом суммы отчисления в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций (подпункт 7 пункта 1 статьи 265 Кодекса), что позволяет перенести уплату части налоговых платежей на более поздние сроки.
Следует отдельно отметить, что глава 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса позволяет налогоплательщикам, чья выручка незначительна, применять кассовый метод на основании статьи 273 Кодекса как исключение из общего правила. При этом в рамках кассового метода не только доходы, но и расходы организации признаются "по кассе".
Учитывая изложенное, оснований для внесения изменений в положения главы 25 Кодекса, предусматривающих изменение порядка отражения доходов и расходов в целях налогообложения прибыли организаций, не имеется.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
27.12.2024
Темы: НДС  Порядок определения налоговой базы  
- 30.06.2025 Минфин уточнил: когда «упрощенщик» обязан начать платить НДС
- 26.06.2025 ФНС перечислила ошибки в первых декларациях по НДС для упрощенцев
- 16.06.2025 С июля вводят новые правила по налогам и отчётности
- 01.03.2022 Утверждены изменения в форму декларации по НДС, порядок ее заполнения, а также форматы представления в электронном виде
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 25.10.2021 Просроченные подарочные сертификаты и НДС: разъяснения Минфина
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 04.10.2023 Командировка в Республику Беларусь: как учесть «иностранные» ГСМ?
- 25.08.2023 Как учитывается НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам за счет бюджетных инвестиций, полученных в 2018 году?
- 03.07.2025
Обществу доначислен
НДС, начислены пени в связи с получением необоснованной налоговой выгоды.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано, что обществом при согласованности действий с предпринимателем создан формальный документооборот с подконтрольными предпринимателю организациями по выполнению транспортно-экспедиционных услуг с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДС, налог на прибыль и пени в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогам на сумму вычетов по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем со
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана направленность действий общества и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания искусственного документооборота без осуществления реальной экономической деятельности.
- 02.02.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф в связи с неотражением реализации в адрес контрагентов, расходов на приобретение имущественных прав.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как на счет налогоплательщика поступили средства в счет погашения долга по договору займа, данные средства использованы им в своей деятельности, при этом по расчетному счету предоставление налогоплательщиком займа не
- 05.05.2024
Проверкой выявлено
получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Комментарии