![](/images/gb/bg-box-sg1.png)
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Ответственность за неведение карточек НДФЛ-1
Ответственность за неведение карточек НДФЛ-1
В соответствии с пунктом 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. По мнению МНС РФ, карточка 1-НДФЛ является первичным документом налогового учета, но при этом налоговый агент подлежит ответственности за неведение таких карточек по статье 120 НК РФ (Письмо МНС РФ от 28 сентября 2001 г. № ШС-6-14/734). Рассматривая иск налогового органа по такому основанию, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 3 февраля 2003 года № А05-9198/02-475/22 отметил:
29.08.2007В соответствии с пунктом 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. По мнению МНС РФ, карточка 1-НДФЛ является первичным документом налогового учета, но при этом налоговый агент подлежит ответственности за неведение таких карточек по статье 120 НК РФ (Письмо МНС РФ от 28 сентября 2001 г. № ШС-6-14/734). Рассматривая иск налогового органа по такому основанию, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 3 февраля 2003 года № А05-9198/02-475/22 отметил:
"Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности удержания обществом подоходного налога и налога на доходы физических лиц за период с 03.10.2000 по 31.12.01.
По результатам проверки составлен акт от 30.04.02 N 27-08/853 ДСП об отсутствии у общества двух налоговых карточек формы N 1-НДФЛ по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2001 год, что, по мнению инспекции, является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Решением инспекции от 29.05.02 N 1/1-27-08/1505 ДСП общество привлечено к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде уплаты 5000 руб. штрафа.
Поскольку общество не уплатило штраф в добровольном порядке, инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о его взыскании.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, правомерно отказал налоговому органу в иске, указав, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена ответственность за отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Установив в пункте 1 статьи 54 НК РФ, что налоговая база исчисляется организациями на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, в статье 120 кодекса законодатель регламентировал ответственность налогоплательщика за грубые нарушения правил учета доходов и расходов, не предусматривая при этом налоговый учет как самостоятельный вид учета.
При этом грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей названной статьи законодатель определил как отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета; отсутствие счетов-фактур; систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика, но не налогового агента.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Согласно пункту 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 N 34-н, формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания с общества штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 120 НК РФ, суд правомерно пришел к выводу о том, что налоговые карточки по учету доходов и подоходного налога являются первичными документами налогового учета, а не регистрами бухгалтерского учета.
Таким образом, является законным вывод суда первой инстанции о том, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена ответственность налогового агента за отсутствие налоговых карточек по учету доходов и подоходного налога как первичных документов налогового учета. Оснований для отмены решения не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт не подлежит отмене."
Выводы:
Таким образом, привлечение к ответственности налогоплательщика по статье 120 НК РФ за отсутствие карточек НДФЛ-1 неправомерно, так как указанные документы не являются первичными документами бухгалтерского учета.
Тем не менее, обращаем внимание наших читателей на следующий момент. Как видно из пункта 1 статьи 120 НК РФ, ответственности подлежат организации, которые в свою очередь могут выступать как налогоплательщики, так и как налоговые агенты. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов - фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (пункт 3 статьи 120 НК РФ). Таким образом, объектом правонарушения является несоблюдение определенных требований, предъявляемых к налогоплательщику, а не налоговому агенту. Поэтому привлечение налогового агента к ответственности, предусмотренной статьей 120 НК РФ неправомерно.
Темы: Налоговые агенты  Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ )  Ответственность за нарушение налогового законодательства  Обязанности налоговых агентов  Налоги  НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)  Ведение справок НДФЛ-2 и карточек НДФЛ-1  
- 29.12.2018 Путин подписал закон о снижении ответственности налоговых агентов по НДФЛ
- 19.10.2018 Депутаты освобождают налоговых агентов от санкций за непреднамеренный срыв сроков уплаты НДФЛ
- 01.06.2018 Что грозит налоговым агентам за ошибки при определении статуса физлица
- 01.06.2012 Показывать убытки станет очень невыгодно
- 16.06.2009 Налоговикам нельзя штрафовать за поздний учет расходов
- 27.03.2024 Повысили размер ущерба, при котором налоговое нарушение может стать преступлением
- 13.03.2024 Минфин: положительный баланс ЕНС не всегда может спасти от штрафа
- 09.02.2024 На Камчатке бывшего директора предприятия ЖКХ подозревают в сокрытии от налогов 9 млн
- 04.02.2013 Бесплатные услуги для VIP-клиентов банков могут обложить НДФЛ
- 28.07.2010 Незаконно удержанный налог агент может востребовать назад
- 27.07.2010 Договор аренды не должен предусматривать обязанность по уплате НДФЛ
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 24.07.2024 В ФНС ответили на вопросы о социальных вычетах по НДФЛ
- 24.07.2024 Обнародован порядок уплаты НДФЛ при изъятии земли для государственных нужд
- 23.07.2024 Работодатель организует питание сотрудников: как начислять НДФЛ и взносы
- 10.06.2021 Госдума приняла закон об «ипотечных каникулах» для самозанятых
- 24.11.2020 Справку 2-НДФЛ работодатель вправе выдать в электронной форме
- 09.09.2020 Работодатель вправе самостоятельно выбрать удобный способ выдачи справок 2-НДФЛ по заявлению сотрудников
- 18.03.2019 Выкуп имущества казны: об уплате НДС налоговыми агентам
- 13.06.2017 Будет ли являться российская организация налоговым агентом по НДС в отношении иностранного контрагента в рамках ст. 174.2 НК РФ?
- 15.07.2015 Порядок сдачи декларации по НДС для налогового агента
- 29.08.2007 Есть ли ответственность за отсутствие книги продаж ?
- 29.08.2007 Ответственность за отсутствие налоговых карточек
- 29.08.2007 Истребование отсутствующих документов
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 17.06.2021 В правительстве разберутся с «серыми» доходами шоубиза
- 09.06.2008 Вопрос о возникновении у предприятия обязанностей налогового агента в рамках агентского договора
- 22.09.2007 Эффективная защита налогоплательщика № 181 от 22.08.07
- 29.08.2007 Вменение дохода физическим лицам
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 01.07.2024 Минтруд предлагает освободить инвалидов I группы от НДФЛ
- 27.06.2024 ВЦИОМ: 84% россиян согласны с возвратом части НДФЛ для семей с детьми с низкими доходами
- 24.06.2024 Арендодатели будут получать профессиональный вычет по НДФЛ
- 30.01.2023 Обновлены коды доходов и вычетов для «бывшей 2‑НДФЛ»
- 04.02.2021 Федеральная налоговая служба отменила справки 2-НДФЛ
- 23.03.2020 Сроки подачи уточненной справки 2-НДФЛ
- 13.02.2014
Отсутствие документов по изъятию
работодателем спецодежды у работника в день увольнения, списание задолженности в бухгалтерском учете работодателя не являются безусловными доказательствами перехода права собственности на спецодежду к бывшему работнику и возникновению у него дохода в размере, указанном налоговым органом; соответственно, инспекцией не доказана обязанность общества предоставлять сообщения о невозможности удержания НДФЛ, равно как и сведени - 13.09.2011
Проект содержит 85 пунктов,
в которых обобщается практика толкования и применения первой части Налогового Кодекса РФ - 24.01.2010 Общество как налоговый агент не может быть привлечено к ответственности за неуплату налога, предусмотренной ст.122 НК РФ. НК РФ не предусмотрена и возможность взыскания с налогового агента налога, не удержанного им с налогоплательщика
- 17.07.2024
По результатам
выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы в связи с неправомерным учетом в составе расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, затрат по сделкам с контрагентами ввиду отсутствия факта выполнения последними работ и выполнения спорных работ собственными силами общества.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не дана оценка довода
- 30.06.2024
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДС, налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, НДФЛ, начислены соответствующие пени и штрафы в связи с искажением сведений о фактах хозяйственной жизни с целью искусственного создания условий для сохранения возможности применения специальных налоговых режимов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установ
- 25.06.2024
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, пени и штраф и предложил уменьшить убытки, выявив, что налогоплательщик неправомерно применил вычет по НДС и включил в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, затраты по хозяйственным операциям с контрагентами, произведенным на основании договоров подряда и поставки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поско
- 25.07.2024
Налоговым органом
доначислен НДС, назначен штраф, предложено уменьшить излишне заявленный к возмещению НДС по причине создания фиктивного документооборота с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как подтверждено самостоятельное выполнение налогоплательщиком спорных работ по организации и перевалке экспортного груза.
- 10.07.2024
Налоговый орган
приостановил операции по счетам налогоплательщика, а также переводы электронных денежных средств, начислил штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ, отказал в принятии налоговой декларации по водному налогу в связи с нарушением установленного п. 1 ст. 333.15 НК РФ срока подачи налоговой отчетности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обязанность по представлению налоговой декларации п
- 12.05.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени в связи с неправомерным применением обществом налоговых вычетов по НДС по хозяйственным операциям с контрагентами, поскольку, по мнению налогового органа, основной целью общества при заключении сделок являлось не получение доходов от результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.Итог: в удовлетворении требования отказано,
- 14.06.2013
Суд кассационной инстанции обоснованно
руководствовался положениями ст. 129 и п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве, ст. 207 и 226 НК РФ и указал, что конкурсный управляющий должником, обладающий полномочиями руководителя общества, выплатил работникам должника в период конкурсного производства заработную плату, но при этом не удержал и не перечислил в бюджет НДФЛ в полном объеме, что противоречит названным нормам права. - 06.02.2013 Тройка судей ВАС РФ в определении о передаче дела в президиум ВАС сочла, что если совокупный доход от услуг не превысил установленных Налоговым кодексом России пределов, то налога не возникает. Дата рассмотрения спора президиумом пока не назначена.
- 06.02.2013 Бесплатные услуги для VIP-клиентов банков могут обложить НДФЛ.
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 21.07.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль и пени, предложил удержать НДФЛ, указав на отсутствие реальных сделок с контрагентами, невосстановление обществом НДС по перечисленным контрагентами авансовым платежам, неуплату НДФЛ с полученных безвозмездно подотчетным лицом денежных средств.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено создание формального документооборота между обще
- 14.07.2024
Обществу доначислены
единый налог по УСН, пени из-за невключения в доходы денежных средств по договорам оказания транспортных услуг; признано неправомерным применение налогообложения в виде ЕНВД, неудержание НДФЛ.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку общество оказывало транспортные услуги, их оплата подлежит учету в целях исчисления налога по УСН; не доказано оказание транспортных услуг собс
- 30.06.2024
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, страховые взносы, штрафы, пени, а также предложено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как представленные обществом документы носят формальный характер и не подтверждают реальность операций по поставке соответствующих запасных частей, контрагенты общества (поставщики) не осуществляли реальной финансово-хозяйствен
- 09.05.2018
Как установлено
судами количество участников азартных игр, получивших выигрыши от общества в проверяемом периоде, составило 14624 человека, тогда как сведения о доходах физических лиц и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет по форме 2-НДФЛ, представлены обществом только в отношении 6379 лиц, в отношении 8245 лиц вышеуказанные сведения в налоговый орган представлены не были. Суд отклонил доводы об - 29.01.2018
Налоговой проверкой
были установлены факты несвоевременного (неполного) перечисления сумм исчисленного НДФЛ, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом. Рассматривая правомерность привлечения общества к ответственности, суд пришел к выводу о недоказанности наличия у общества обязанности по представлению части документов (паспортов транспортных средств и приложений к ним, свидетельство о допуске к работам), что пос - 15.01.2018
Отказывая в
удовлетворении заявленных обществом требований, суд исходил из того, что налоговые агенты обязаны сообщать о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога представлением справок по установленной форме с признаком "2", а также, что нормы НК РФ не предусматривают освобождение налогового агента от обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ при наличии соо
- 27.06.2024 Письмо ФНС России от 11.06.2024 г. № БС-2-11/8717@
- 16.06.2022 Письмо Минфина России от 03.06.2022 г. № 03-04-06/52502
- 08.04.2022 Письмо Минфина России от 17.03.2022 г. № 03-04-06/20552
- 07.03.2024 Письмо Минфина России от 26.02.2024 г. № 03-02-08/16653
- 14.02.2024 Письмо ФНС России от 06.02.2024 г. № ЗГ-2-7/1561
- 15.11.2023 Письмо Минфина России от 17.10.2023 г. № 03-02-07/99155
- 25.06.2024 Письмо Минфина России от 08.05.2024 г. № 03-04-06/42465
- 27.06.2012 Письмо ФНС России от 13.06.2012 г. № ЕД-4-3/9698@
- 17.04.2009 Письмо Минфина РФ от 6 апреля 2009 г. N 03-04-06-01/81
- 01.07.2024 Письмо Минфина России от 17.04.2024 г. № 03-12-11/5/35760
- 07.05.2024 Письмо Минфина России от 17 января 17.01.2024 г. № 03-07-14/2891
- 07.05.2024 Письмо Минфина России от 17 января 17.01.2024 г. № 03-07-14/2891
- 26.07.2024 Письмо Минфина России от 05.02.2024 г. № 03-04-05/9337
- 26.07.2024 Письмо Минфина России от 07.02.2024 г. № 03-04-05/9961
- 26.07.2024 Письмо Минфина России от 04.03.2024 г. № 03-04-05/19276
- 29.05.2024 Письмо ФНС России от 06.05.2024 г. № ЗГ-2-11/7005@
- 31.01.2024 Письмо УФНС по г. Москве от 27.12.2023 г. № 20-21/155725@
- 25.01.2023 Письмо ФНС России от 20.01.2023 г. № АБ-2-19/49@
Комментарии