Судебные дела / Постановления / Постановление Президиума ВАС РФ от 22.05.2007 N 16499/06 по делу N А47-16231/2005АК-25
Постановление Президиума ВАС РФ от 22.05.2007 N 16499/06 по делу N А47-16231/2005АК-25
Согласно ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить пени - установленную этой статьей денежную сумму.
03.07.2007ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2007 г. N 16499/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Поповченко А.А. -
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Оренбургской области от 18.05.2006 по делу N А47-16231/2005АК-25 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.10.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга - Будыка И.Н., Комаров Э.В., Шарыпов Р.М.
Заслушав и обсудив доклад судьи Поповченко А.А., а также объяснения представителей заявителя, Президиум установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Хряпина В.Н., осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, (далее - предприниматель) по вопросам соблюдения налогового законодательства в части правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2002 по 31.03.2005, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 31.12.2004, а также достоверности, полноты и своевременности представления в налоговый орган сведений о выплаченных физическим лицам доходах.
По результатам проверки на основании акта от 01.08.2005 N 13-16/236 инспекцией принято решение от 18.08.2005 N 13-16/71988, в соответствии с которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за неполную уплату единого налога на вмененный доход за IV квартал 2004 года и I квартал 2005 года в виде взыскания 4386 рублей 40 копеек штрафа; пунктом 1 статьи 126 Кодекса за непредставление в инспекцию документов и (или) иных необходимых для осуществления налогового контроля сведений в виде взыскания 2350 рублей штрафа; статьей 123 Кодекса за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде взыскания 3837 рублей 60 копеек штрафа. Кроме того, обществу предложено доплатить 21932 рубля единого налога на вмененный доход, уплатить 19188 рублей налога на доходы физических лиц, 1272 рубля 52 копейки пеней за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход и 1315 рублей 66 копеек пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц.
Поскольку предприниматель недоимки по налогам, пени и штрафы не уплатил, инспекция обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об их взыскании.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.05.2006 требование инспекции удовлетворено в части взыскания 6187 рублей 60 копеек штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 и статьей 123 Кодекса; в удовлетворении требования в части взыскания налогов и пеней, а также штрафа, установленного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, отказано.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 02.10.2006 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Отказывая в удовлетворении требования инспекции в части взыскания недоимки по единому налогу на вмененный доход, пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, суды исходили из того, что инспекция не представила доказательств, подтверждающих фактическое использование предпринимателем торгового помещения площадью 58 кв. метров.
В части начисления налога на доходы физических лиц суды руководствовались положениями пункта 9 статьи 226 Кодекса, согласно которому уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, Президиум считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции в части отказа во взыскании пеней по налогу на доходы физических лиц подлежат отмене с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении заявленного инспекцией требования по следующим основаниям.
Согласно статье 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 этой статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Исчисление и уплата сумм налога на доходы физических лиц производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Согласно статье 75 Кодекса пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу главы 11 Кодекса пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Поскольку статьей 226 Кодекса обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени - это способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.
Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность.
Ссылка судов на пункт 9 статьи 226 Кодекса не может быть признана обоснованной, поскольку указанная правовая норма предусматривает недопустимость уплаты налоговым агентом налога на доходы физических лиц за счет его средств. В настоящем же случае имеет место не уплата налога налоговым агентом, а принудительное взыскание пеней.
Данный подход отражен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.09.2006 N 4047/06.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в части отказа во взыскании пеней по налогу на доходы физических лиц, поэтому в этой части подлежат отмене на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части же начисления суммы налога на доходы физических лиц судебные акты соответствуют нормам действующего налогового законодательства, доводы инспекции в указанной части являются необоснованными.
В части начисления единого налога на вмененный доход оспариваемые судебные акты также следует оставить без изменения, поскольку они вынесены в соответствии с нормами действующего законодательства. Доводы инспекции не опровергают выводов судов и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами, что не может являться основанием для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.05.2006 по делу N А47-16231/2005АК-25 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.10.2006 по тому же делу в части отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга во взыскании с предпринимателя Хряпина В.Н., осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, 1315 рублей 66 копеек пеней по налогу на доходы физических лиц отменить.
Требование инспекции о взыскании с предпринимателя Хряпина В.Н. 1315 рублей 66 копеек пеней удовлетворить.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
- 22.10.2021 В расчете по форме 6-НДФЛ компании указывают только те доходы, которые начислены и фактически выплачены гражданам на дату представления расчета
- 22.10.2021 Кто сдает отчетность в ИФНС за предпринимателя в случае его смерти?
- 11.02.2020 Налоговые агенты должны представить отчетность по НДФЛ за 2019 год не позднее 2 марта
- 10.01.2008 Работодатель может платить НДФЛ за работника?
- 05.10.2007 Налоговый агент может платить не в тот бюджет
- 20.09.2007 НДФЛ нужно перечислять по месту подразделений
- 04.02.2013 Бесплатные услуги для VIP-клиентов банков могут обложить НДФЛ
- 28.07.2010 Незаконно удержанный налог агент может востребовать назад
- 27.07.2010 Договор аренды не должен предусматривать обязанность по уплате НДФЛ
- 05.05.2015 Президент ужесточил контроль за взиманием подоходного налога
- 24.08.2012 Налоговых агентов, не перечисливших налоги, оштрафуют на 5 тыс. руб.
- 20.02.2009 Начальник предприятия наказан за неуплату налогов
- 30.05.2012 Начисление пени при отсутствии задолженности: дело направлено на новое рассмотрение
- 28.05.2012 Начисление пени должно сопутствовать обязанности по уплате налога
- 23.04.2012 Добровольная переплата на налогу: налоговикам придется платить пени
- 15.03.2023 Как и в каких разделах формы 6-НДФЛ отразить доход и стандартные налоговые вычеты на детей за декабрь 2022 года?
- 29.09.2022 Как можно убедиться в налоговом статусе сотрудника?
- 21.02.2022 Выплата отпускных в конце года – сам отпуск в январе следующего, как заполнить отчет 6-НДФЛ?
- 29.08.2007 Взыскание пени с налогового агента
- 03.06.2004 Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 50 от 01.06.2004
- 09.06.2008 Вопрос о возникновении у предприятия обязанностей налогового агента в рамках агентского договора
- 22.09.2007 Эффективная защита налогоплательщика № 181 от 22.08.07
- 29.08.2007 Вменение дохода физическим лицам
- 21.07.2016 Недостоверные документы и ответственность налогового агента
- 14.08.2008 «Простительная» ошибка налогового агента
- 29.08.2007 Применяется ли статья 123 НК РФ за излишне удержание и неперечисление налога налоговым агентом?
- 29.08.2007 Когда налоговый орган не может взыскать пеню
- 29.08.2007 Применение статьи 75 НК РФ к "плате за грязь"
- 29.08.2007 Начисление пени на безнадежную недоимку
- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 28.11.2023
Вступившим в
законную силу судебным актом установлено, что в результате нарушения управляющим очередности погашения требований текущих кредиторов в бюджет РФ не была перечислена сумма текущих платежей по НДФЛ.Итог: требование удовлетворено, поскольку управляющий, действуя разумно и добросовестно, должен был погашать текущие обязательства по НДФЛ в режиме второй очередности текущих платежей; у управляющег
- 26.11.2023
Проверкой выявлено
наличие у договора управления, заключенного обществом с индивидуальным предпринимателем, признаков трудового договора, необоснованное неотражение выплаченных по договору вознаграждений в целях удержания НДФЛ и страховых взносов.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку при определении размера налоговой задолженности общества не были приняты во внимание уплаченные предпринима
- 02.07.2007 Налоговый агент обязан перечислять в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения сумму налога, определяемую исходя из суммы дохода, выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, поэтому при перечислении организацией в бюджет по месту регистрации юридического лица, а не по месту нахождения структурного подразделения, что влечет непоступление части налога в бюджет по месту расположения обособленного подразделения, обязанность по пер
- 22.05.2007 Пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность.
- 12.05.2003
Вопрос о
конституционности одновременного взыскания пени и штрафа при совершении налогового правонарушения также был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конс
- 14.06.2013
Суд кассационной инстанции обоснованно
руководствовался положениями ст. 129 и п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве, ст. 207 и 226 НК РФ и указал, что конкурсный управляющий должником, обладающий полномочиями руководителя общества, выплатил работникам должника в период конкурсного производства заработную плату, но при этом не удержал и не перечислил в бюджет НДФЛ в полном объеме, что противоречит названным нормам права. - 06.02.2013 Тройка судей ВАС РФ в определении о передаче дела в президиум ВАС сочла, что если совокупный доход от услуг не превысил установленных Налоговым кодексом России пределов, то налога не возникает. Дата рассмотрения спора президиумом пока не назначена.
- 06.02.2013 Бесплатные услуги для VIP-клиентов банков могут обложить НДФЛ.
- 20.10.2008 Сумма удержанного НДФЛ была перечислена обществом в бюджет до завершения налоговой проверки, вследствие чего об отсутствуют основания для применения налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ
- 16.10.2008 Налоговый орган, применяя ответственность по ст. 123 НК РФ, исчислил штраф не за неправомерное неперечисление сумм налога, а за нарушение сроков перечисления налога, что указанная норма закона не предусматривает
- 27.04.2008 Из буквального содержания ст. 123 НК РФ следует, что ответственность налогового агента установлена за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Данная статья не предусматривает ответственность за несвоевременное перечисление сумм налога в бюджет.
- 07.04.2024
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДФЛ, НДС, начислены пени и штрафы в связи с выявлением факта создания в целях получения налоговой экономии схемы дробления бизнеса.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказаны факты ведения предпринимателем централизованной деятельности с использованием группы подконтрольных взаимозависимых лиц с целью контроля достижения предельной велич
- 31.03.2024
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик не подтвердил реальность хозяйственных операций с его контрагентами, действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.Итог: требование удовлетворено, поскольку на момент заключения и исполнения договора спорные контрагенты являлись действующими юридическими лицам
- 27.03.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и пени в связи с выводом налогового органа о необоснованном получении обществом налоговой выгоды.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о недобросовестности и неосмотрительности общества, а также доказательств наличия согласованных действий с контрагентом с целью получения необоснованной н
- 03.04.2024 Письмо Минфина России от 06.02.2024 г. № 03-07-08/9511
- 25.03.2024 Письмо Минфина России от 09.02.2024 г. № 03-03-06/1/11209
- 21.03.2024 Письмо ФНС России от 01.03.2024 г. № БС-2-11/3034@
- 27.06.2012 Письмо ФНС России от 13.06.2012 г. № ЕД-4-3/9698@
- 17.04.2009 Письмо Минфина РФ от 6 апреля 2009 г. N 03-04-06-01/81
- 15.12.2008 Письмо Минфина РФ от 1 декабря 2008 г. N 03-11-04/2/184
- 24.08.2012 О внесении изменения в главу 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- 26.02.2009 Проект изменений ст.199.1 УК РФ
- 22.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2023 г. № Ф04-3911/2023 по делу № А70-21036/2022
- 14.01.2009 Письмо Минфина РФ от 19 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-525
- 10.07.2008 Письмо Минфина РФ от 23 июня 2008 г. N 03-02-07/1-228
Комментарии