Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №89-O от 04.05.2000

Определение КС РФ №89-O от 04.05.2000

Правительство Российской Федерации, обязанное в силу статьи 114 (пункты "б" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации в рамках своей компетенции обеспечивать проведение в Российской Федерации единой финансовой, в том числе налоговой, политики и осуществлять иные полномочия, возложенные на него федеральным законом, вправе на основании федерального закона устанавливать порядок взимания налоговых платежей и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства.

04.05.2000  

Определение Конституционного Суда РФ

от 4 мая 2000 г. № 89-О

"По жалобе открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "Об акцизах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 408 "О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В. Витрука, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы ОАО "Самаранефтегаз", установил:

1. Статьей 4 Федерального закона "Об акцизах" установлена средневзвешенная ставка акциза на реализуемую нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, в размере 55 рублей за 1 тонну (пункт 1) и предусмотрено, что дифференцированные ставки акциза по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством Российской Федерации для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий (пункт 3). Такие ставки были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 408, однако не для отдельных месторождений с учетом их горно-геологических и экономико-географических условий, а отдельно для каждой организации, в частности для ОАО "Самаранефтегаз" - в размере 64 руб. 65 коп. за тонну. Полагая, что указанная ставка акциза установлена ненадлежащим образом, ОАО "Самаранефтегаз" отказалось ее применить в налоговом расчете за январь 1999 года и потому было привлечено налоговым органом к ответственности в виде наложения штрафа со взысканием недоимки. Решения первой и апелляционной инстанций Арбитражного суда Самарской области, удовлетворивших требования ОАО "Самаранефтегаз" о признании постановления госналогинспекции недействительным, отменены Федеральным арбитражным судом Поволжского округа, подтвердившим законность и обоснованность действий налогового органа.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ОАО "Самаранефтегаз" требует признать противоречащими Конституции Российской Федерации пункт 3 статьи 4 Федерального закона "Об акцизах" и постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 408 "О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации", поскольку полагает, что федеральный законодатель был не вправе делегировать полномочия по установлению конкретных ставок акциза Правительству Российской Федерации, которое в свою очередь определило дифференцированные ставки акциза на иных, чем предусмотрено Федеральным законом, условиях. Следовательно, по мнению заявителя, оспариваемые им нормативные правовые акты приняты в нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации.

2. В постановлении от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 111 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации, раскрывая конституционный смысл понятия "законно установленные налоги и сборы" (статья 57 Конституции Российской Федерации), указал, что Правительство Российской Федерации, обязанное в силу статьи 114 (пункты "б" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации в рамках своей компетенции обеспечивать проведение в Российской Федерации единой финансовой, в том числе налоговой, политики и осуществлять иные полномочия, возложенные на него федеральным законом, вправе на основании федерального закона устанавливать порядок взимания налоговых платежей и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства. Следовательно, вопрос, поставленный в жалобе ОАО "Самаранефтегаз", уже был разрешен Конституционным Судом Российской Федерации.

Установив Федеральным законом "Об акцизах" средневзвешенную ставку акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, законодатель тем самым определил существенный элемент данного косвенного налога, подлежащего уплате всеми налогоплательщиками, в том числе заявителем. При этом законодатель был вправе обязать Правительство Российской Федерации в интересах самих налогоплательщиков дифференцировать средневзвешенную ставку акциза в зависимости от горно-геологических и экономико-географических условий месторождений, что ставило бы организации, реализующие нефть и газовый конденсат, в относительно равные условия хозяйствования. Вопрос же о проверке законности подзаконного нормативного акта заявитель вправе поставить перед судом общей юрисдикции или арбитражным судом, а не в порядке конституционного судопроизводства.

Кроме того, 2 января 2000 года, до начала обсуждения Конституционным Судом Российской Федерации вопроса о возможности принятия жалобы ОАО "Самаранефтегаз" к рассмотрению, был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах", установивший единую на всей территории Российской Федерации ставку акциза на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, в размере 55 рублей за одну тонну, и исключивший оспариваемую заявителем норму Федерального закона "Об акцизах". Соответственно, утратило силу и оспариваемое им постановление Правительства Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 3 части первой и частью второй статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы ОАО "Самаранефтегаз", поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, ввиду неподведомственности поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации и поскольку оспариваемые нормы к моменту вынесения настоящего Определения утратили силу.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.В. Баглай


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Н.В. Селезнев

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги
Все новости по этой теме »

Акцизы
Все новости по этой теме »

Общеправовые принципы и принципы налогообложения
Все новости по этой теме »

Особенности налогообложения отраслей экономики
Все новости по этой теме »

Нефтегазовая отрасль
Все новости по этой теме »

Налоги
Все статьи по этой теме »

Акцизы
Все статьи по этой теме »

Общеправовые принципы и принципы налогообложения
Все статьи по этой теме »

Принцип законного установления налога
Все статьи по этой теме »

Особенности налогообложения отраслей экономики
Все статьи по этой теме »

Нефтегазовая отрасль
Все статьи по этой теме »

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать

Налоги

Вся судебная практика по этой теме »

Акцизы
  • 17.08.2016   Налоговый орган правомерно начислил обществу пени за период с 25 числа месяца следующего за периодом реализации подакцизных нефтепродуктов на экспорт в мае и июне 2014 года по дату представления документов подтверждающих освобождение от уплаты акциза за эти периоды, представленных с декларациями за ноябрь и декабрь 2014 года, в связи с нарушением 6-месячного срока представления документов с даты представления в налоговый орган банковских гарантий установле
  • 26.04.2016   О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.
  • 09.10.2015  

    Согласно ч. 4 ст. 150 Закона о таможенном регулировании при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях.


Вся судебная практика по этой теме »

Общеправовые принципы и принципы налогообложения

Вся судебная практика по этой теме »

Принцип законного установления налога
  • 24.04.2009   Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на прибыль организаций, каковым является субъект налога, таким образом, чтобы осуществляющие государственные функции организации, обладающие правами юридического лица, признавались налогоплательщиками независимо от того, закреплено ли имущество за этими организациями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) либо оно входит в состав казны
  • 15.10.2008   С учетом большого объема информации об изменении кадастровой стоимости участков, расположенных на территории г. Тюмени, ее размещение в печатном издании не представлялось возможным; информация была размещена на официальном сайте Администрации и в "Интернет-издании Ньюспром.Ру". Публикация кадастровой стоимости земельных участков произведена Администрацией надлежащим образом
  • 12.03.2008   Утрата доказательств публикации или обнародования нормативного акта сама по себе не свидетельствует, что населению г. Сухого Лога и иным заинтересованным лицам не была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием. Отсутствие источника опубликования не влияет на свойство нормативности изданного акта и в рассматриваемом случае не нарушает прав налогоплательщика, выполняющего предписание данного акта и уплачивающего налоги в течение длительного време

Вся судебная практика по этой теме »

Особенности налогообложения отраслей экономики
  • 16.05.2014  

    Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора, правильно отметил, что указанные технические ошибки, ошибки в сведениях, воспроизведенных из документов, послуживших основанием для кадастрового учета, подлежат исправлению с учетом требований ст. 28 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»  на основании решения органа кадастрового

  • 23.04.2014  

    Право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, том числе в суде предусмотрено в статье 24.19 ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ). При этом согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подл

  • 14.04.2014  

    В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Принимая во внимание положения п. 7 ст. 396 НК РФ, суды обоснованно признали верным исчисление предпринимателем с 01.07.2012 г. з


Вся судебная практика по этой теме »

Нефтегазовая отрасль

Вся судебная практика по этой теме »

Налоги
Все законодательство по этой теме »

Акцизы
Все законодательство по этой теме »

Особенности налогообложения отраслей экономики
Все законодательство по этой теме »

Нефтегазовая отрасль

Все законодательство по этой теме »