
Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 5 марта 2009 г. N ВАС-17070/08
Определение ВАС РФ от 5 марта 2009 г. N ВАС-17070/08
Налогоплательщик правомерно принял к вычету НДС по работам, связанным с разведочной скважиной
13.05.2009ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2009 г. N ВАС-17070/08
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Пауля Г.Д. и Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Елабуганефть" б/д о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.07.2008 по делу N А65-6149/2008-СА1-56 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.10.2008 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Елабуганефть" (423603 г. Елабуга, ул. Зеленая, 7) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (420015 г. Казань, ул. К. Маркса, 49) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан от 27.11.2007 N 548 ЮЛ/К о доначислении 522 959 рублей налога на добавленную стоимость за октябрь 2004 года, об отказе в возмещении из бюджета 228 540 рублей налога за октябрь 2004 года и 566 920 рублей налога за ноябрь 2004 года, а также о начислении соответствующей суммы пени.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Елабуганефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (уточненным) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 27.11.2007 N 548 ЮЛ/К о доначислении 522 959 рублей налога на добавленную стоимость за октябрь 2004 года, об отказе в возмещении из бюджета 228 540 рублей налога за октябрь 2004 года и 566 920 рублей налога за ноябрь 2004 года, а также о начислении соответствующей суммы пени.
Решение инспекции, принятое по результатам камеральной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за октябрь и ноябрь 2004 года, мотивировано неправомерным предъявлением обществом к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в составе расходов на освоение природных ресурсов при строительстве скважины N 1012-р, признанной непродуктивной и ликвидированной без ввода ее в эксплуатацию.
Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.07.2008 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 31.10.2008 решение суда оставлено без изменения.
По мнению судов, общество неправомерно включило в налоговые вычеты суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные ему и уплаченные при проведении работ по бурению, испытанию и последующей ликвидации скважины N 1012-р.
Суды, ссылаясь на пункты 2 и 6 статьи 171 и пункт 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), отсутствие доказательств ввода в эксплуатацию скважины N 1012-р, постановки ее на учет в качестве основного средства и неначисление амортизации по ней, пришли к выводу, что обществом не выполнены предусмотренные Кодексом условия для применения налоговых вычетов.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 31.07.2008 и постановления суда кассационной инстанции от 31.10.2008, общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение ими норм права, а также единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
По мнению общества, суды не учли, что скважина N 1012-р изначально пробурена как разведочная и не была принята на баланс, как основное средство, поскольку по инженерно-геологическим условиям не способна приносить прибыль в связи с отсутствием промышленного притока нефти.
Рассмотрев доводы, приведенные в заявлении инспекции, изучив судебные акты и проверив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных положений закона следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия их на учет при наличии соответствующих первичных документов и при условии, что товары приобретались для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 146 Кодекса.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи нефти и газа Пенячинского месторождения Республики Татарстан. В соответствии с лицензионным соглашением об условиях геологического изучения и добычи нефти и газа этого месторождения, прилагаемым к лицензии, общество наделено всеми необходимыми правами для проведения геологического изучения и добычи нефти за счет собственных средств в границах горного отвода.
Во исполнение лицензионного соглашения обществом заключались с другими организациями договоры на осуществление геолого-разведочных работ (в том числе бурение скважины и разного рода геологические исследования и испытания).
Выполнение таких работ и их оплата (в том числе с налогом на добавленную стоимость) подрядчикам инспекцией не оспаривается. Факты строительства скважины N 1012-р в пределах горного отвода, нахождения ее на балансе общества, демонтажа и ликвидации по геологическим причинам подтверждаются письмом Управления Приволжского округа Госгортехнадзора от 28.07.2004 N 03-3523. Факт отнесения этой скважины, ликвидированной после бурения, к фонду скважин Пенячинского месторождения открытого акционерного общества "Елабуганефть" подтверждается письмом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 13.04.2007 N 1600/12.
Бурение разведочной скважины N 1012-р, геологические исследования и испытания, а также последующая ее ликвидация являлись необходимыми условиями разработки названного месторождения. Не проведя такие работы, общество не смогло бы осуществлять добычу и реализацию нефти в будущем на данном месторождении.
Указанные работы проводились обществом с целью получения геологической информации, необходимой для освоения отведенного участка недр и добычи на нем нефти, а не создания имущества (объекта основных средств), подлежащего амортизации. Поэтому выводы судов об отсутствии у общества права на налоговый вычет сумм налога, уплаченных подрядчикам при проведении работ по бурению, испытанию и последующей ликвидации скважины N 1012-р, в связи с непостановкой на учет этой скважины, как основного средства, и неначислением по ней амортизации, неправомерны.
Кроме того, инспекция также не оспаривает, что строительство скважины осуществлялось обществом в связи с освоением природных ресурсов.
Следовательно, правовых оснований для вывода судов об отсутствии у общества права предъявить к вычету суммы налога, уплаченные в составе расходов на освоение природных ресурсов при строительстве скважины, не имелось.
Изучение судебно-арбитражной практики показало, что при разрешении аналогичных споров отсутствует единообразие в вопросах толкования и применения положений Кодекса при схожих обстоятельствах. Так, Федеральный арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 12.10.2004 по делу N А48-766/04-2 указал, что обществом, основным видом деятельности которого является поиск, разведка и добыча углеводородного сырья, правомерно заявлен к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный в составе расходов по строительству скважины, ликвидированной без ввода ее в эксплуатацию и не участвующей в производственном процессе. Такая же позиция содержится в постановлениях ряда других федеральных арбитражных судов, в частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.07.2005 по делу N А29-5503/2004а, постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.05.2008 N А33-9927/07-Ф02-2071/08 и постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.10.2008 по делу N А05-2658/2008.
Учитывая отсутствие единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А65-6149/2008-СА1-56 Арбитражного суда Республики Татарстан для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.10.2008 по указанному делу.
Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
Предложить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 17.04.2009.
Председательствующий судья
М.Г.ЗОРИНА
Судья
Г.Д.ПАУЛЬ
Судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО
Темы: Налоговые вычеты  Нефтегазовая отрасль  
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 23.03.2023 В Госдуме не видят необходимости в пересмотре налогов для нефтяных компаний
- 20.03.2023 Стоимость нефти Brent упала до минимума с 2021 года
- 15.03.2023 Польша, Латвия и Литва призывают уменьшить потолок цен на нефть из России до $51,45 за баррель
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 16.03.2021 Время скостить налоги
- 13.08.2019 Нефть на всех не делится
- 25.01.2019 Богатые льготники против бедных пенсионеров
- 22.03.2023
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод об организации налогоплательщиком и контрагентами искусственных договорных отношений, имитирующих реальную экономическую деятельность, в результате чего созданы условия для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и применения налогового вычета по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, посколь
- 15.03.2023
Налоговый орган отказал в
привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и в возмещении НДС, ссылаясь на неправомерное заявление налоговых вычетов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку поступившие обществу в качестве вклада в уставный капитал денежные средства являются бюджетными инвестициями (направлены на реализацию инвестиционного проекта по строительству завода). При этом общество
- 12.03.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о создании налогоплательщиком искусственного документооборота с участием "проблемных" контрагентов с целью получения незаконной налоговой экономии.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что контрагенты фактически не являлись исполнителями услуг, у налогоплательщика отсутствовали правовые основания для п
- 31.05.2009 Расходы на строительство (бурение) поисковой скважины, которая оказалась непродуктивной, не включены в перечень расходов на освоение природных ресурсов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, указанных в пункте 4 статьи 261 НК РФ
- 24.04.2009 Для исчисления НДПИ объектом налогообложения такого вида добытого полезного ископаемого как нефть является масса нетто
- 15.03.2009 Платежи за недра уплачиваются с объема активного (хранимого) газа, а не объема буферного газа в хранилище
- 16.03.2023 Письмо Минфина России от 13.02.2023 г. № 03-07-11/11591
- 15.03.2023 Письмо ФНС России от 02.03.2023 г. № СД-25-3/79@
- 27.02.2023 Письмо Минфина России от 16.01.2023 г. № 03-07-11/2235
- 16.03.2016 О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены права применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость для отдельных категорий экспортируемых товаров, работ и услуг
- 20.08.2015 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации
- 12.11.2014 О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Комментарии