
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Дискриминационные льготы по ЕСН и НДС
Дискриминационные льготы по ЕСН и НДС
Рассмотрим Определение КС РФ от 20 ноября 2003 г. № 396-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хомутовой Натальи Владимировны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 239 НК РФ". Указанные льготы распространяются только на организации. По мнению заявительницы, распространение названными нормами налоговых льгот только на организации исключает применение этих льгот к индивидуальным предпринимателям и тем самым ставит их в неравное положение по отношению к юридическим лицам при выполнении одних и тех же научно-исследовательских работ, что противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 6, 7, 8, 15, 17, 18, 19, 35, 37, 39, 54, 56 и 57.
29.08.2007Рассмотрим Определение КС РФ от 20 ноября 2003 г. № 396-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хомутовой Натальи Владимировны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 239 НК РФ". Указанные льготы распространяются только на организации. По мнению заявительницы, распространение названными нормами налоговых льгот только на организации исключает применение этих льгот к индивидуальным предпринимателям и тем самым ставит их в неравное положение по отношению к юридическим лицам при выполнении одних и тех же научно-исследовательских работ, что противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 6, 7, 8, 15, 17, 18, 19, 35, 37, 39, 54, 56 и 57.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные гражданкой Н.В. Хомутовой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Оспаривая конституционность подпункта 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, заявительница фактически ставит вопрос о распространении предусмотренного этими нормами освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость учреждений образования и науки, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на основе хозяйственных договоров, и на индивидуальных предпринимателей, выполняющих те же самые виды работ.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Постановления от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации", от 28 марта 2000 года по делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", от 19 июня 2002 года по делу о проверке конституционности положений ряда федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС). При этом оценка целесообразности предоставления государством льгот той или иной категории налогоплательщиков в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Выводы:
Как видно КС РФ в обоснование своей позиции ссылается на ранее принятые Решения, в которых он якобы все подробно обосновал. Давайте заглянем в эти решения и мы увидим, что в Постановлении КС РФ от 28 марта 2000 г. N 5-П отмечено:
Указанный конституционный принцип (принцип равенства) не соблюдается и потому, что в неравноправное положение при заключении авторского договора о передаче имущественных авторских прав ставятся сами их обладатели в зависимости лишь от того, являются ли они юридическими или физическими лицами, поскольку, по смыслу статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", плательщиками данного налога являются не физические лица, а предприятия и организации, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.
Такие положения, будучи несправедливыми и дискриминационными, нарушают конституционные права и свободы, вытекающие из статей 19 и 57 Конституции Российской Федерации, что в конечном счете не согласуется с принципом правового государства (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации).
В Постановлении КС РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П отмечается , что
Принцип равного налогового бремени вытекает из статей 8 (часть 2), 19 и 57 Конституции Российской Федерации. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно - правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.
В этом же Постановлении КС РФ отмечает, что льготы устанавливаются в соответствии с общими принципами налогообложения. Также напомним, что в Постановлении КС РФ от 23 декабря 1999 г. № 18-П отмечал следующее:
Освобождение от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как разновидность государственной поддержки адресовано одной и той же категории граждан - инвалидам и поэтому не может зависеть от статуса общественной организации. Следовательно, любые, а не только общероссийские, общественные организации инвалидов должны иметь возможность получения такой поддержки. Этот вывод согласуется с пунктом 10 Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция 3447 (XXX) от 9 декабря 1975 года), устанавливающим, что инвалиды должны быть защищены от любых видов регламентации, носящих дискриминационный характер, и вытекает из положений статей 2 - 4 ратифицированной Российской Федерацией Конвенции MOT 1983 года No. 159 "О профессиональной ориентации и занятости инвалидов", согласно которым национальная политика в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов должна распространяться на все категории инвалидов и быть основанной на принципе равенства возможностей, обеспечиваемых инвалидам, как и трудящимся в целом, а специальные меры, направленные на обеспечение для инвалидов подлинного равенства возможностей, нельзя считать
Следовательно, данная норма носит дискриминационный характер постольку, поскольку в соответствии с ней устанавливаются необоснованные и несправедливые различия при предоставлении государственной поддержки общественным организациям инвалидов в зависимости от того, входят они в состав общероссийских или нет. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Как видно, КС РФ ранее высказывал совершенно иную позицию. При этом в рассматриваемом Определении КС РФ ссылается на эти Решения, где сказано совершенно противоположное. Видимо, КС РФ считает налогоплательщиков, мягко говоря, малограмотными, поскольку позволяет себе такое. Уже не в первый раз КС РФ манипулирует основными конституционными принципами, девальвируя понятия Закона.
Очевидно, что данная инстанция считает, что можно позволить все, так как нет никакого общественного контроля. В этой связи вспоминаются, слова Чезаре Беккария, высказанные им в своем труде «О преступлениях и наказаниях»:
"При полной свободе толкования, судья, то сообразуясь с прямым смыслом закона, то объясняя закон, может всегда произнести решение в пользу того или другого, как ему заблагорассудится, - он всегда уверен, что может прикрыть свое лицеприятие или буквальным, или истолковательным смыслом закона. Таким образом, судья превращается в шарлатана, который, к великому удивлению зрителей, угощает из одной и той же бутылки то сладким, то горьким напитком."
- 30.06.2022 Бизнес прогнозирует повышение цен на услуги туроператоров из-за обнуления НДС для отельеров
- 29.06.2022 В России могут освободить от НДС передачу незарегистрированных лекарств фонду «Круг добра»
- 29.06.2022 Госдума приняла законопроект о налогах на операции по реализации цифровых активов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 17.02.2021 Отельеры смогут учитывать комиссию Booking.com и НДС за нее в качестве расходов или оформлять вычет
- 22.05.2019 На сайте ФНС функционирует удобный сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»
- 22.05.2019 Формулировки «ежемесячно до 15-го числа…» и «ежемесячно не позднее 15-го числа…» являются равнозначными
- 20.03.2014 Отказ в выдаче «алкогольной» лицензии не влечёт возврата государственный пошлины
- 25.11.2007 Путевки сотрудникам не облагаются НДФЛ
- 16.06.2022 Премии аптекам: как не допустить ошибок при исчислении налогов
- 10.06.2022 Первый в нынешнем году обзор судебной практики ВС РФ: налоговые вопросы
- 23.05.2022 Застройщик и вычет НДС
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 04.02.2022 Подготовлены формы реестров, применяемых налогоплательщиками в обоснование применения вычетов по акцизам на виноматериалы
- 28.10.2021 Частичное принятие НДС к вычету
- 15.09.2021 Оперативный контроль, как новая форма налоговых проверок. «Ну что опять?»
- 22.02.2008 Применение презумпции правоты налогоплательщика
- 29.08.2007 Дискриминационные льготы по налогу на прибыль
- 09.10.2017
Обстоятельства: Налоговый орган взыскал
недоимку по НДС и пени в связи с необоснованным применением вычетов по НДС по нереальным сделкам.Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку счета-фактуры содержат недостоверные сведения, подписаны неустановленными лицами и не отражают реальных финансово-хозяйственных операций с контрагентом, у которого отсутствовал персонал, техника, оборот средств по счету носил транзитный характер, налогоп
- 14.08.2017
Обстоятельства: Оспариваемым
решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа, ему предложено уплатить суммы недоимки по НДС и налогу на прибыль, штрафа, пени.Решение: В удовлетворении требования отказано, так как общество реализовало объекты недвижимого имущества взаимозависимому лицу, установлен факт занижения им выручки от реализации недвижимого имущества.
- 19.07.2017
Обстоятельства: По
результатам проверки приняты решения об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, об отказе в возмещении НДС, по операции приобретения гербицида (базагран), поскольку завышены вычеты по НДС по сделке с контрагентом, представлены документы, не отражающие реальные хозяйственные операции.Решение: В удовлетворении требования отказано, так как налоговым орг
- 27.04.2022
Оспариваемым решением
общество привлечено за совершение налогового правонарушения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов, а также ему доначислены НДС и пени в связи с неправомерным применением обществом налоговых вычетов при приобретении продуктов питания, используемых для организации бесплатного питания работников общества.Итог: требование удовлетворено, поскольку организация питания работн
- 04.04.2022
Начислены налог
на прибыль, НДС, пени, штраф ввиду неисчисления НДС по услугам по обработке информации, необоснованного отнесения к расходам остаточной стоимости неотделимых улучшений арендованного имущества.Итог: требование удовлетворено, так как не доказано, что налогоплательщику фактически оказывались услуги по обработке информации, признак безвозмездности передачи неотделимых улучшений имущества аренд
- 16.03.2022
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику недоимку по НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС и получении необоснованной налоговой выгоды путем составления фиктивного документооборота при отсутствии реальности осуществления хозяйственных операций по взаимоотношениям со спорным контрагентом.Итог: дело передано на новое рассмотрение,
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 30.04.2013
Регламент ИФНС не нарушает
закон, так как имеет ненормативную природу. - 04.06.2007 Четырехлетний срок, установленный в статье 9 Закона № 88-ФЗ, должен исчисляться с момента получения предпринимателем лицензии на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, противоречит абзацу второму части первой статьи 9 Закона № 88-ФЗ.
- 24.04.2009 В статье 1 областного закона определена категория налогоплательщиков, в отношении которых установлена налоговая льгота по налогу на прибыль организаций - инвесторы, вкладывающие свои средства для развития производства на территории Оренбургской области, а пунктом 1 статьи 2 Закона круг этой категория налогоплательщиков ограничен
- 06.02.2009 Отец ребенка не лишается равного с матерью права на воспитание детей, а также права на социальное обеспечение для воспитания детей, осуществляемое в том числе посредством предоставления пособия по обязательному социальному страхованию
- 25.11.2007 Статьей 217 Кодекса определен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей. Таким образом, при применении норм, содержащихся в подпунктах 9 и 10 статьи 217 Кодекса, в зависимости от ставки налога на прибыль физические лица, работающие в организациях, применяющих ставку по налогу на прибыль 0 процентов, оказываются в неравном положении по отношению к физическим лицам, работающим в организациях, уплачивающих н
- 01.07.2022 Письмо Минфина России от 06.07.2022 г. № 03-07-11/53356
- 01.07.2022 Письмо Минфина России от 09.06.2022 г. № 03-07-08/54716
- 30.06.2022 Письмо Минфина России от 31.05.2022 г. № 03-07-11/51128
- 24.05.2022 Письмо Минфина России от 26.04.2022 г. № 03-07-08/37835
- 24.05.2022 Письмо Минфина России от 26.04.2022 г. № 03-07-08/37841
- 30.12.2021 Письмо Минфина России от 10.12.2021 г. № 03-07-11/100740
- 21.06.2022 Письмо ФНС России от 08.06.2022 г. № ПА-3-24/5978@
- 02.06.2022 Письмо Минфина России от 18.05.2022 г. № 03-04-05/45793
- 22.05.2019 Письмо ФНС России от 16.05.2019 г. № БА-4-1/9097@
Комментарии