Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Применение статьи 119 НК РФ в отношении налоговых агентов
Применение статьи 119 НК РФ в отношении налоговых агентов
Приказом МНС РФ от 3 июля 2002 г. № БГ-3-03/338 утверждена форма налоговой декларации. При этом в декларации существует раздел, где налоговые агенты рассчитывают сумму налога, которую они должны перечислить в соответствии с НК РФ в качестве налогового агента. На этом основании налоговые органы пытаются привлечь налоговых агентов к ответственности по статье 119 НК РФ. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20 октября 2003 года № А05-4075/03-227/18 отмечено следующее:
29.08.2007Приказом МНС РФ от 3 июля 2002 г. № БГ-3-03/338 утверждена форма налоговой декларации. При этом в декларации существует раздел, где налоговые агенты рассчитывают сумму налога, которую они должны перечислить в соответствии с НК РФ в качестве налогового агента. На этом основании налоговые органы пытаются привлечь налоговых агентов к ответственности по статье 119 НК РФ. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20 октября 2003 года № А05-4075/03-227/18 отмечено следующее:
Р"Решением налоговой инспекции от 24.03.2003 N 03/2892 государственное учреждение юстиции "Архангельский областной центр регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" привлечено к ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 119 НК РФ за нарушение сроков представления деклараций по налогу на добавленную стоимость за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2001 года, а также за первый, второй, третий и четвертый кварталы 2002 года.
Декларации за перечисленные налоговые периоды направлены Учреждением по почте 11.02.2003, то есть с нарушением установленного срока.
Государственное учреждение юстиции "Архангельский областной центр регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании договора от 14.06.2000 N 83/2000, заключенного с муниципальным образованием "Плесецкий район" в лице его Комитета по управлению муниципальным имуществом, арендует нежилое помещение под служебное помещение своего филиала.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 161 и пункта 4 статьи 174 НК РФ Учреждение является налоговым агентом, а потому обязано исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость.
Пунктами 3 и 5 статьи 174 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов производить уплату (перечисление) налога на добавленную стоимость по месту своего нахождения. При этом налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законодательством о налогах и сборах - пунктом 5 статьи 174 НК РФ - предусмотрена обязанность налогового агента представлять в налоговые органы декларацию по налогу на добавленную стоимость.
Ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета установлена статьей 119 НК РФ. Однако эта норма распространяется только на налогоплательщиков, на что прямо указано в ее диспозиции.
Между тем Учреждение не является в рассматриваемом случае налогоплательщиком: исполняя обязанности по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислению в бюджет удержанных сумм налога на добавленную стоимость Учреждение выступает в роли налогового агента.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом.
В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.
Ответственность за непредставление налоговым агентом налоговому органу в установленный срок необходимых для осуществления налогового контроля документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ. За это нарушение предусмотрено взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Поскольку налоговая инспекция неправомерно привлекла Учреждение, выступающее в рассматриваемом случае в качестве налогового агента, к ответственности по статье 119 НК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Учреждением требования."
Выводы:
Налоговые агенты не подлежат привлечению к ответственности по статье 119 НК РФ, так как не являются субъектами ответственности. Требования налоговых органов об уплате такого штрафа являются незаконными и не подлежат исполнению. Следует отметить, что документ, предоставляемый налоговым агентом о расчете своей обязанности по перечислению налога, не отвечает понятию налоговой декларации (статья 80 НК РФ), поскольку налоговый агент исчисляет лишь часть налоговой обязанности налогоплательщика, а также в силу того, что налоговый агент можете перечислять налог за нескольких налогоплательщиков.



