Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Применение льгот по статье 239 НК РФ к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

Применение льгот по статье 239 НК РФ к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

Введение нового порядка уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование вызывает не мало вопросов. Наибольшие вопросы вызывает формулировка пункта 2 статьи 10 Закона 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", которая звучит следующим образом: "Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса РФ ." Но по ЕСН статьей 239 НК РФ предусмотрены льготы и встает вопрос, учитываются данные льготы при расчете взносов на обязательное страхование. Позиция налоговых органов сводится к тому, что в отношении взносов льготы по статье 239 НК РФ не применяются. Именно такой спор рассмотрен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2003 года № А56-26312/02:

29.08.2007

Введение нового порядка уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование вызывает не мало вопросов. Наибольшие вопросы вызывает формулировка пункта 2 статьи 10 Закона 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", которая звучит следующим образом: "Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса РФ ." Но по ЕСН статьей 239 НК РФ предусмотрены льготы и встает вопрос, учитываются данные льготы при расчете взносов на обязательное страхование. Позиция налоговых органов сводится к тому, что в отношении взносов льготы по статье 239 НК РФ не применяются. Именно такой спор рассмотрен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2003 года № А56-26312/02:

"Учреждение организационно-технического обеспечения функционирования предприятий" "Эра" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решений Инспекции по Московскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 02.08.2002 N 29/13270, N 29/13271 о доначислении учреждению соответственно 742042 руб. 49 коп. и 793611 руб. 13 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2002 года и полугодие 2002 года.
Решением от 08.10.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2002, заявленные учреждением требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает, что статья 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающая льготы по единому социальному налогу, не применяется в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом инспекция указывает на положения приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 и письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.05.2002 N СД-09-27/4254 "О предоставлении льгот по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организаций инвалидов".
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители учреждения возражали против них.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, учреждение является некоммерческой организацией, единственным учредителем и собственником имущества которой выступает Региональная общественная организация инвалидов труда и детства "Светоч" (пункты 1.2, 1.5 устава учреждения, лист дела 27). Членами последней могут быть участвующие в ее работе граждане Российской Федерации. При этом инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80 процентов от общей численности ее членов (пункт 3.1 устава организации, лист дела 35).
Оспариваемые решения инспекции приняты по результатам камеральной проверки представленных учреждением расчетов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за I квартал и полугодие 2002 года. Инспекция, руководствуясь статьями 88 и 75 НК РФ, пришла к выводу о занижении учреждением налоговых платежей - страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом в оспариваемых решениях инспекцией не дано правового обоснования своей позиции применительно к главе 24 НК РФ и положениям Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
Удовлетворяя заявленные учреждением требования, суд первой инстанции исходил из того, что после вступления в силу Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исключены из состава единого социального налога, а следовательно, на указанные платежи не может распространяться статья 239 НК РФ. При этом основанием для признания оспариваемых решений инспекции недействительными послужил вывод суда о выходе инспекции за пределы компетенции налогового органа - вопросы взыскания недоимок и пеней по страховым взносам отнесены к компетенции органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал на ошибочность вывода суда первой инстанции относительно пределов компетенции налоговых органов, применив абзац 3 статьи 2 и статью 25 Закона N 167-ФЗ.
По смыслу последней очевидно разграничение контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и взыскания недоимки и пеней по страховым взносам как самостоятельных полномочий различных органов.
Полномочия налоговых органов по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование позволяют последним в рамках мероприятий налогового контроля принимать соответствующие решения на основании статей 31, 87 и 101 НК РФ.
В остальном правовая позиция суда апелляционной инстанции также соответствует нормам материального права.
Согласно статье 234 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Пунктом 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ установлено, что финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительных частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 241 НК РФ устанавливаются соответствующие ставки единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.
Статья 243 НК РФ определяет порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога. Абзацем 2 пункта 2 названной статьи установлено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ.
Следовательно, ставка единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, включает в себя налоговый вычет в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Нормы Закона N 167-ФЗ не устанавливают ни оснований, ни порядка предоставления льгот по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
С учетом систематического толкования указанных норм материального права, следует признать, что установленные главой 24 НК РФ льготы по единому социальному налогу применяются и в отношении страхователей - плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Учреждение является налогоплательщиком, освобожденным от уплаты единого социального налога в соответствии с абзацами 2 и 4 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ, как созданное для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственным собственником имущества которого выступает общественная организация инвалидов, среди членов которой инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов (пункты 2.1, 2.2 устава учреждения, листы дела 34 - 35).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о неприменении по делу статьи 239 НК РФ является ошибочным.
Суд апелляционной инстанции указал в мотивировочной части постановления на ошибочность выводов суда первой инстанции и правильно применил нормы материального права.
При таких обстоятельствах следует признать, что доводы кассационной жалобы несостоятельны. Обжалуемые судебные акты являются законными, основания для их изменения либо отмены отсутствуют."

В аналогичном споре в Постановлении ФАС Уральского округа от 27 мая 2003 года № Ф09-1500/03-АК принял прямо противоположное решение:

"Инспекция МНС РФ по г. Златоусту обратилась в. Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Злат-АМС" штрафа в размере 5611,04 руб. за неуплату сумм налога в результате неправильного исчисления платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Решением от 14.01.03 Арбитражного суда Челябинской области в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 05.03.03 решение оставлено без изменения.
Инспекция МНС РФ по г. Златоусту просит в кассационной жалобе решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на нарушением судом ст. ст. 3, 10, 14 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. ст. 234, 239 НК РФ, п. 1 ст. 5 НК РФ. Налоговый орган полагает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога, в связи с чем применение положений о льготах по уплате единого социального налога, установленных НК РФ, по отношению к страховым взносам неправомерно.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, поводом для обращения Инспекции МНС РФ по г. Златоусту с настоящим заявлением в суд послужил факт неисполнения ООО "Злат-АМС" в добровольном порядке требования от 15.07.02 N 4 на уплату штрафа в размере 5611,04 руб., наложенного на общество решением заявителя от 15.07.02 N 910 (с изменениями и дополнениями от 25.11.02 в части переквалификации правонарушения с п. 1 ст. 122 НК РФ на п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ) на основании акта камеральной проверки от 10.07.02 N 21, согласно которому общество, неправомерно воспользовавшись льготой по единому социальному налогу (пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ) в отношении страховых взносов в Пенсионный фонд, не исчислило авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2002 года, в результате чего не были исчислены и уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 28055,19 руб., в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии - 20277,84 руб., на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 7777,35 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления о взыскании штрафа, судебные инстанции исходили из отсутствия оснований для взыскания штрафа, поскольку взносы в Пенсионный фонд являются составной частью единого социального налога, в связи с чем налоговые льготы, предусмотренные ст. 239 НК РФ, распространяются и на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.
Обязанность по исчислению и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует из Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 N 167-ФЗ.
В соответствии с названным Законом и вступлением в силу с 01.01.02 Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в главу 24 Налогового кодекса РФ "Единый социальный налог".
По смыслу вышеназванных норм законодательства следует, что страховые взносы на пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога в силу различий налоговой базы, от которой исчисляется единый социальный налог в федеральный бюджет и страховые взносы в Пенсионный фонд.
Льготы, установленные ст. 239 Налогового кодекса РФ, предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков единого социального налога, но не страхователям, обязанным своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Специальных норм, устанавливающих льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" также не содержит.
Таким образом, вывод суда о распространении положений ст. 239 Налогового кодекса РФ на отношения по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд является ошибочным и противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а судебные акты - отмене."

Выводы:

Очевидно, что данные споры возникают из-за того, что законодатель поленился полностью описать объект и базу для страховых взносов в самом Законе №167-ФЗ. Если предположить, что льготы по ЕСН применимы и для взносов, то получится инвалид не сможет рассчитывать на достойную пенсию, так как обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности (статья 9 Закона № 167-ФЗ). С другой стороны, законом прямо предусмотрена взаимосвязь с ЕСН.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Договор страхования
Все новости по этой теме »

Страховые взносы
Все новости по этой теме »

Ответственность за неуплату взносов и авансовых платежей
Все новости по этой теме »

Льготы
Все новости по этой теме »

Налоговые вычеты
Все новости по этой теме »

Налоги
Все новости по этой теме »

Договор страхования
Все статьи по этой теме »

Страховые взносы
Все статьи по этой теме »

Ответственность за неуплату взносов и авансовых платежей
Все статьи по этой теме »

Льготы
Все статьи по этой теме »

Налоговые вычеты
Все статьи по этой теме »

Налоги
Все статьи по этой теме »

Договор страхования
  • 19.08.2013  

    В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты

  • 26.10.2011  

    ИП ссылается на то, что ОАО не доплатило ему страховое возмещение по риску «перерыв в хозяйственной деятельности». Требования предпринимателя удовлетворены частично, поскольку им представлены доказательства, подтверждающие период производства работ в пострадавшем помещении.

  • 24.01.2010   Допущенная страховой компанией явная неосмотрительность при заключении договоров страхования, не позволяет согласиться с утверждением заявителя об экономической оправданности понесенных им затрат по выплате страхового возмещения, а, следовательно, и об обоснованности учтенных им при исчислении налога на прибыль расходов как это вытекает из статьи 252 НК РФ

Вся судебная практика по этой теме »

Страховые взносы
  • 12.05.2014  

    ФСС РФ не представлены доказательства, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью является «аренда строительных машин и оборудования», что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 22-му классу профессионального риска.  Суды установили невозможность фактического осуществления обществом данного вида деятельности в связи с отсутствием у него на праве собст

  • 18.02.2014  

    Исходя из разъяснений, изложенных в письме Минфина России от 07.05.2010 г. № 03-02-07/1-226, специальный банковский счет ( счет платежного агента, принимающего средства от населения) относится к счетам, об открытии и закрытии которых необходимо сообщать в органы контроля за уплатой страховых взносов.

  • 06.02.2014  

    Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тыс. руб. (абзац 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном


Вся судебная практика по этой теме »

Ответственность за неуплату взносов и авансовых платежей
  • 24.08.2016   Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.1996 г. № 20-П, в рассматриваемых отношениях по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию пени не являются финансовой санкцией за несвоевременную уплату обязательного платежа, как различного рода штрафы, а являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в установленный законом срок, то есть нос
  • 20.05.2015  

    Пенсионным фондом принято решение о взыскании страховых взносов, пеней за счет денежных средств находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках. Факт неполучения указанного решения не свидетельствует о нарушении процедуры по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, поскольку Пенсионный фонд полностью выполнил свои обязанности по направлению решения и его вина в недоставке решения отсутствует. Документами, подтверждающими при

  • 06.05.2015  

    Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения. Таким образом, процедура принудительного взыскания органом контроля за уплатой страховых взносов задолженности по обязательным платежам состоит из взаимосвязанных э


Вся судебная практика по этой теме »

Льготы
  • 18.02.2009   Компенсации за вредные и тяжелые условия труда не облагаются ЕСН. Аттестация рабочих мест проведена
  • 14.02.2008   Обществом правомерно не включена в налоговую базу при исчислении единого социального налога установленная законодательством льгота по проезду работников и членов их семей к месту отдыха и обратно.
  • 12.12.2007   То обстоятельство, что Правительством Российской Федерации в проверяемом периоде не были установлены размеры компенсационных выплат, не может влиять на правовую природу средств (в том числе в связи с выплатами надбавок за производство работ вахтовым методом), выплачиваемых работодателями, и определенных законодательством о налогах и сборах при исчислении ЕСН и НДФЛ в качестве компенсационных выплат.

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые вычеты
  • 29.11.2016   Для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделки носили реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию.
  • 14.11.2016  

    Суды обоснованно отклонили довод инспекции о двойном возмещении предприятием НДС из бюджета, правильно указав, что в силу подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ двойное возмещение НДС обусловлено одновременным наличием трех условий: получение субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), из федерального бюджета и с учетом налога. Поскольку доказательства наличия данных условий инспекция не представила, основания для вывода

  • 17.10.2016  

    При приобретении товаров по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, к вычету принимается сумма налога, указанная в счете-фактуре, составленном продавцом в российских рублях и выставленном им при реализации товаров по указанным договорам (письмо Минфина России от 30.05.2012 г. № 03-07-11/157).


Вся судебная практика по этой теме »

Налоги

Вся судебная практика по этой теме »

Договор страхования
Все законодательство по этой теме »

Страховые взносы
Все законодательство по этой теме »

Ответственность за неуплату взносов и авансовых платежей
Все законодательство по этой теме »

Льготы
Все законодательство по этой теме »

Налоговые вычеты
Все законодательство по этой теме »

Налоги
Все законодательство по этой теме »