Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Обложение ЕСН компенсации по уходу за ребенком до 3-х лет

Обложение ЕСН компенсации по уходу за ребенком до 3-х лет

Подпункт 1 пункта 1 статья 238 НК РФ устанавливает, что не подлежат налогообложению ЕСН государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. При этом возникают спорные ситуации по поводу квалификации некоторых выплат, как государственные пособия. Например, компенсация по уходу за ребенком до 3-х лет. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 августа 2003 года № А42-147/03-16 по этому поводу отмечено:

29.08.2007

Подпункт 1 пункта 1 статья 238 НК РФ устанавливает, что не подлежат налогообложению ЕСН государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. При этом возникают спорные ситуации по поводу квалификации некоторых выплат, как государственные пособия. Например, компенсация по уходу за ребенком до 3-х лет. В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 августа 2003 года № А42-147/03-16 по этому поводу отмечено:

"В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на то, что занижение налоговой базы по единому социальному налогу (далее - ЕСН) на сумму компенсационных выплат по уходу за ребенком до 3 лет на основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110 неправомерно, поскольку названный Указ не имеет законодательного статуса.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку расчета ОАО "Ковдорский ГОК" за период с 01.04.99 по 31.12.01, о чем составлен акт от 07.10.02 N 04-23/05-131-дсп. По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено обжалуемое решение от 31.10.02 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
В ходе проверки налоговая инспекция установила, что ОАО "Ковдорский ГОК" неправомерно занизило налоговую базу по единому социальному налогу на сумму компенсационных выплат по уходу за ребенком до 3-х лет, выплачиваемых на основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110, который не относится к законодательным актам. В результате недоимка по ЕСН составила 3181,71 руб.
Согласно статье 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия и все виды компенсационных выплат, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан с 01.01.01 были установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб., в том числе компенсационные выплаты матерям по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. Порядок назначения и выплаты указанной компенсации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94.
По мнению кассационной инстанции, суд первой инстанции, сославшись на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 25.06.01 N 9-П, сделал правильный вывод о том, что компенсационная выплата, установленная названным Указом Президента РФ от 30.05.94 N 1110, подпадает под понятие гарантий и компенсаций применительно к положениям статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежит обложению единым социальным налогом.
Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права и оснований для его отмены нет."

Выводы:

Данная ситуация является очень спорной. Суд сослался на Постановление КС РФ от 25.06.01 № 9-П, где отмечено следующее: по смыслу статей 80 (часть 2) и 90 (части 1 и 3) во взаимосвязи со статьями 4 (часть 2), 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 76 (части 1 и 2), 77 (часть 2), 78 (часть 1), 82 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, в данном случае, когда предметом регулирования является полномочие, относящееся, по существу, к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов, и имеет место рассогласование всей системы правовых норм, регулирующих организацию государственного пенсионного обеспечения - при том, что федеральный законодатель на протяжении длительного времени не внес необходимых корректив в соответствующие законодательные акты, - Президент Российской Федерации, в осуществление предусмотренного Конституцией Российской Федерации полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и в целях исполнения возложенной на него обязанности по охране прав и свобод человека и гражданина, был вправе предпринять правовое регулирование указом - при условии, что действие такого указа во времени ограничивается моментом вступления в силу соответствующего законодательного акта.

В Федеральном Законе 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", такого пособия не поименовано (статья 8). В то же время статья 5 Закона устанавливает, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относится установление видов обязательного социального страхования, а статья 7 Закона относит к страховому случаю материнство.

Поскольку все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), налогоплательщики имеют шансы доказать рассматриваемую позицию.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги
  • 05.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.

    Итог: в удовле

  • 07.04.2024  

    Оспариваемым актом обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ

  • 14.11.2022  

    Налоговый орган начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые вычеты
  • 15.01.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС в связи с выводом о неправомерном применении налогового вычета по НДС за счет совершения сделки с ООО.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что общество, используя спорного контрагента (ООО), преследовало цель по формированию искусственных условий для применения вычетов по НДС.

  • 15.01.2025  

    Решением налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представленными доказательствами подтверждается получение необоснованной налоговой выгоды в связи неправомерным включением в состав налоговых вычетов затрат по НДС по взаимоотношениям с контрагентом.

  • 12.01.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС и расходов для целей налогообложения прибыли по сделкам с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт отсутствия у контрагентов трудовых и материально-технических ресурсов, необходимых для осуществления фи


Вся судебная практика по этой теме »

Льготы
  • 18.02.2009   Компенсации за вредные и тяжелые условия труда не облагаются ЕСН. Аттестация рабочих мест проведена
  • 14.02.2008   Обществом правомерно не включена в налоговую базу при исчислении единого социального налога установленная законодательством льгота по проезду работников и членов их семей к месту отдыха и обратно.
  • 12.12.2007   То обстоятельство, что Правительством Российской Федерации в проверяемом периоде не были установлены размеры компенсационных выплат, не может влиять на правовую природу средств (в том числе в связи с выплатами надбавок за производство работ вахтовым методом), выплачиваемых работодателями, и определенных законодательством о налогах и сборах при исчислении ЕСН и НДФЛ в качестве компенсационных выплат.

Вся судебная практика по этой теме »