Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Порядок удержания налога на доходы физических лиц при расчетах с предпринимателями
Порядок удержания налога на доходы физических лиц при расчетах с предпринимателями
Статья 230 НК РФ обязывает налоговых агентов вести учет доходов. полученных от них физическими лицами, и предоставлять данные сведения в налоговые органы. При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. Поскольку НК РФ не расшифровывает процедуру предъявления необходимых документов, возникают спорные ситуации, когда налоговые органы требуют наличия данных документов у налогоплательщика. Именно такая спорная ситуация рассмотрена в ...
29.08.2007Статья 230 НК РФ обязывает налоговых агентов вести учет доходов. полученных от них физическими лицами, и предоставлять данные сведения в налоговые органы. При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. Поскольку НК РФ не расшифровывает процедуру предъявления необходимых документов, возникают спорные ситуации, когда налоговые органы требуют наличия данных документов у налогоплательщика. Именно такая спорная ситуация рассмотрена в Постановлении Западно-Сибирского округа от 11 августа 2004 года № Ф04-5456/2004(А03-3500-19):
"По мнению налогового органа, в статье 208 Налогового кодекса Российской Федерации указаны доходы, подлежащие налогообложению. Перечень этих доходов не ограничивается вознаграждением за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. В соответствии с пунктом 5 указанной статьи налогообложению подлежат доходы от реализации имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.
соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации на ООО "ЦТО-Старк-Яровое" возложены обязанности налогового агента, который в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
На этом основании Инспекция утверждает, что ООО "ЦТО-Старк-Яровое", не подтвердив факт предъявления налогоплательщиками документов, свидетельствующих о их государственной регистрации в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и постановку на учет в налоговых органах, лишило налоговый орган возможности проконтролировать правильность исчисления, удержания и перечисления налогов, тем самым не выполнило обязанность налогового агента, поэтому правомерно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ЦТО-Старк-Яровое", соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировала доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности удержания, полноты и своевременности перечисления ООО "ЦТО-Старк-Яровое" налога на доходы физических лиц, а также полноты и своевременности представления справок о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ за период с 01.01.2001 по 01.06.2003.
На основании акта проверки от 11.08.2003 N АП-82-05 Инспекция приняла решение от 26.08.2003 N РА-82-05, которым налоговый агент привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1450 руб. за непредставление справок по форме N 2-НДФЛ о доходах 29 физических лиц.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные организации признаются налоговыми агентами.
Согласно статье 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги) в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
Из статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что представленные ООО "ЦТО-Старк-Яровое" первичные документы (счета-фактуры, кассовые и товарные чеки) содержат сведения о том, что часть гражданско-правовых сделок купли-продажи совершалась с участием индивидуальных предпринимателей, поскольку указанные документы имеют ссылку на свидетельства о государственной регистрации и индивидуальные номера налогоплательщиков, подтверждающие постановку на налоговый учет.
Вместе с тем, проведя сравнительный анализ представленных налоговым агентом документов и приложения N 5 к акту налоговой проверки, суд пришел к выводу о правомерном привлечении ООО "ЦТО-Старк-Яровое" к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений о доходах, выплаченных 5 физическим лицам, в том числе Щацкому В.И., Плутахину С.И., Халитовой И.Ю., Омельченко А.В. и Горзий Г.С., в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих их деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
Поскольку доводы налогового органа о том, что индивидуальные предприниматели не предъявляли ООО "ЦТО-Старк-Яровое" документы, свидетельствующие о их государственной регистрации и постановке на учет в налоговых органах, не подтверждены достоверными доказательствами, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о правомерности взыскания штрафа в размере 250 руб.
Принимая во внимание, что платежным поручением от 19.08.2003 N 000111 подтверждается уплата ответчиком штрафа за непредставление справок о доходах за 2001 г. в сумме 500 руб., суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска."
Выводы:
Таким образом, в силу статей 108 НК РФ и статей 65, 200 АПК РФ налоговый орган обязан доказать факт непредъявления необходимых документов.
НК РФ не содержит определения термина "предъявления", поэтому в данном случае необходимо обратиться к толковому словарю, в котором дано следующее определение:
ПРЕДЪЯВИТЬ, явлю, явишь; явленный; сов., что.
1. Показать в подтверждение чегон. П. пропуск. Предъявите билеты!
2. Заявить (о какойн. претензии по отношению к комун.) (офиц.). П. обвинение. П. иск. | несов. предъявлять, яю, яешь. | сущ. предъявление, я, ср.
Таким образом, индивидуальный предприниматель должен показать документы, подтверждающие его государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. Налоговый агент, на наш взгляд, не обязан иметь копии данных документов.
Для более эффективной защиты мы рекомендуем включать в договоры реквизиты свидетельств о государственной регистрации ПБОЮЛ и их ИНН.



