Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

29.08.2007

Обстоятельства, исключающие вину

При привлечении к ответственности за нарушение положений НК РФ необходимо исходить из понятия вины, а также обстоятельств, исключающих вину лица. Налоговые органы часто пренебрегают данными положениями. К чему это приводит, отмечено в Постановлении ФАС Уральского округа от 22 сентября 2003 года № Ф09-3081/03-АК:

Нарушение книги покупок и право на вычет по НДС

Мы уже говорили о разнообразных способах, которые придумывают налоговые органы, чтобы не принимать к вычету суммы уплаченного НДС поставщикам. Предлагаем очередную фантазию налоговых органов, которые заявляют, что нарушение ведения книги покупок является основанием для не принятия к вычету сумм НДС. ФАС Северо-Западного округа в Постановлении 20 июня 2003 года № А26-7607/02-26, проверяя правомерность такой позиции, отметил:

Дискриминационные льготы по налогу на прибыль

Рассмотрим Определения КС РФ от 20 ноября 2003 г. № 391-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Согласно оспариваемого пункту ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 процентов, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 процентов; при определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. По мнению заявителя, оспариваемые нормы в части определения общего числа работников предприятия и среднесписочной численности работников предприятия - с учетом смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, - не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 57.

Если на одном из расчетных счетов нет денег, можно ли взыскивать налоги за счет иного имущества налогоплательщика

Статья 47 НК РФ устанавливает, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ. На практике налоговые органы очень часто перейти ко взысканию налога за счет иного имущества, используя данное право как инструмент давления на налогоплательщика. Например, налоговый орган, выяснив отсутствие денежных средств на одном расчетом счете при наличии других, приступает к процедуре, предусмотренной статьей 47 НК РФ. Насколько правомерны такие действия, рассматривали в ...

Вменение дохода физическим лицам

Еще до вступления 23 Главы НК РФ в пункте 8 Информационного Письма ВАС РФ от 21 июня 1999 г. N 42  было отмечено, что вмененный налоговым органом физическому лицу доход в виде материального блага подлежит включению в совокупный доход этого лица в случае, если размер дохода мог быть определен применительно к данному физическому лицу. Налоговые органы продолжают игнорировать данное разъяснение, что влечет новые судебные разбирательства. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 2 июня 2003 года № А56-34212/02 рассмотрена аналогичная ситуация:

Если ККМ не сопряжена с контроллерами управления топливо-раздаточной колонки, есть ли ответственность ?

Налогоплательщики, занимающиеся розничной торговлей горюче-смазочными материалами, сталкиваются с тем, что налоговые органы пытаются привлечь их к ответственности за не применение ККМ, если сама ККМ не сопряжена с контроллерами управления топливо-раздаточной колонки. Именно такая ситуация рассмотрена  ...

Смешанные составы проверяющих на выездных проверках

Многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что к ним на проверку приходят инспектора из разных инспекций, в том числе вышестоящих. Такую "чехарду", на взгляд налоговых органов, позволяет делать НК РФ. А проще говоря, МНС РФ считает, что раз в НК РФ чего-то не написано, то значит можно делать, что угодно. Но именно такой беспечностью МНС РФ и может воспользоваться налогоплательщик, чтобы более эффективно защищать свои права. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа
от 13 ноября 2003 г. № А10-613/03-20-Ф02-3939/03-С1 рассмотрена ситуация, когда на повторную проверку пришел смешанный состав проверяющих:

Пени на авансовые платежи

Органы пенсионного Фонда РФ считают, что за несвоевременную уплату авансовых страховых платежей на обязательное пенсионное страхование должны  начисляться пени. Правомерность взимания пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей на обязательное пенсионное страхование. Вот, что отмечено в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 7 марта 2003 года № А05-10532/02-527/10:

Применение вычета по НДС у лизингодателя

На практике некоторые лизинговые компании сталкиваются с тем, что налоговые органы отказывают в вычете по НДС, ссылаясь на положения статьи 39 НК РФ. То есть налоговые органы считают, что у лизингодателя отсутствует реализация, а значит нельзя принять к вычету НДС. Насколько правомерен такой отказ, рассматривали в  ...

Расходы по командировкам

У налогоплательщиков до введения 25 Главы НК РФ возникало множество споров по отнесению на себестоимость затрат в виде командировочных расходов. Налоговые органы не признают такие расходы, если цель, с которой направлялись сотрудники в командировку, не была достигнута. Аналогичный спор был рассмотрен в Постановлении ФАС Московского округа от 7 июля 2003 г. № КА-А40/4386-03:

Применение норм НК РФ к "плате за грязь"

Как мы уже говорили, Правительство РФ утвердило нормативы платы за загрязнение окружающей среды, легитимность которых до сих пор под вопросом. Тем не менее, МНС РФ сразу поспешило издать Письмо от 25.07.2003 г. № НА-6-21/826@, в котором напомнило об уплате данных платежей. Видимо, МНС РФ находится до сих пор в некоторой эйфории от Определения КС РФ № 284-О, рассчитывая хоть как-то применить это Определение.  На самом деле ситуация с данными платежами складывается не в пользу МНС РФ, что еще раз подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 2 июня 2003 г. № КА-А41/3458-03:

Применение статьи 40 НК РФ к безвозмездным сделкам

Применение статьи 40 НК РФ вызывает множество вопросов. В частности, возможность применения к безвозмездным сделкам. Налоговые органы пытаются применять нормы статьи 40 НК РФ к таким сделкам. Такую позицию оценивали в Постановлении ФАС Московского округа от 28 января 2004 г. № КА-А41/11444-03

Порядок применения статьи 123 НК РФ

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению (статья 123 НК РФ). Данная формулировка статьи 123 НК РФ позволяет налоговым агентам в определенных случаях избежать ответственности. Именно такая ситуация описана в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2003 г. № А19-8150/3-5-Ф02-2903/03-С1:

Оспаривание перевода в другую инспекцию

В крупных городах, в частности в Москве, некоторые налогоплательщики сталкиваются с тем, что их автоматически без согласия переводят на налоговый учет в другие инспекции, в основном в межрайонные. При этом встает вопрос, может ли налогоплательщик оспорить приказ о переводе. В Постановлении ФАС Московского округа от 11 апреля 2003 г. № КА-А40/1680-03 отмечено:

Предоставление справок НДФЛ-2 организаторами азартных игр

МНС РФ в своем Письме от 16 марта 2004 № 04-3-01/153 указывает, что индивидуальные предприниматели - организаторы азартных игр с использованием игровых автоматов являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц. При этом обязанности указанных налоговых агентов в соответствии со статьей 230 НК РФ ограничиваются ведением учета выплаченных доходов физических лиц и сообщением налоговому органу сведений о выплаченных доходах. С такой же позицией налоговые органы подходят и к организаторам лотерей. Именно такой случай рассмотрен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2004 года № А05-6751/03-18, суд отметил:

Может ли налоговый орган определить состав регистров налогового учета и применить статью 126 НК РФ ?

При применении пункта 1 статьи 126 НК РФ возникает вопрос, может ли налоговый орган самостоятельно определять, какие документы должен составлять налогоплательщик и соответственно предоставлять по запросу налогового органа. Именно такая спорная ситуация рассмотрена в ...

Процедура взыскания налога

Налоговый Кодекс РФ предоставляет налоговым органам право принудительного взыскания сумм налогов как за счет денежных средств, так и иного имущества. Тем не менее, это не дает права налоговым органам использовать одновременное использование этих процедур взыскании. В Постановлении ФАС Центрального округа от 13 марта 2003 г. № А35-3830/02А отмечено:

Неправильное время на чеке ККМ влечет ответственность ?

При проведении контроля за применением контрольно-кассовой техники налоговые органы пытаются расширить состав правонарушения по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушений РФ, в частности привлекают к ответственности за неправильное указание времени в чеке. Насколько это правомерно, разбирались в...

Проблемы исчисления недоимки при камеральной проверке

Многие налогоплательщики уже испытали на себе последствия злоупотребления налоговыми органами своим правом истребовать документы при камеральной проверке. Данные Требования налоговых органов превращаются в инструмент давления на налогоплательщика, а также понуждают налогоплательщика нести неоправданные расходы по изготовлению огромного числа копий истребуемых документов. Мы уже писали, что из НК РФ возможно сделать вывод, что налоговый орган ограничен в объеме истребуемых документов при камеральной проверки. В связи с этим встает вопрос, возможно ли доначисление налога по итогам камеральной проверки. Такая спорная ситуация рассмотрена в ...

Розлив масел

По мнению УМНС по г. Москва, изложенному в Письме от 24 апреля 2002 г. № 24-11/18850, поскольку действующие государственные стандарты (ГОСТы), регламентирующие производство моторных масел, содержат требования по упаковке (розливу, расфасовке) моторных масел в потребительскую тару, эта операция квалифицируется как часть процесса их производства. Следовательно, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розлив (расфасовку) этой подакцизной продукции, возникает объект налогообложения, и в соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ они признаются плательщиками акцизов. Именно такая позиция налоговых органов послужила причиной спора, рассмотренного ФАС Уральского округа от 15 января 2003 года № Ф09-2871/02-АК. В Постановлении отмечено:

Перейти к странице:

В разделе Вы найдете наиболее важные законы, письма Минфина РФ и ФНС РФ, а также налоговые законопроекты. Ежемесячно в разделе Аналитика публикуются обзоры позиций Минфина и ФНС РФ. Для более удобного поиска по документам рекомендуем воспользоваться Рубрикатором.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок