
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Порядок привлечения к ответственности по результатам камеральной проверки
Порядок привлечения к ответственности по результатам камеральной проверки
Многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что налоговые органы привлекают их к ответственности на основании камеральной проверки. При этом налоговые органы, пользуясь отсутствием надлежащим образом прописанной процедуры в НК РФ, пытаются создать эффект неожиданности и сразу без предупреждения привлекают налогоплательщика к ответственности.
29.08.2007Многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что налоговые органы привлекают их к ответственности на основании камеральной проверки. При этом налоговые органы, пользуясь отсутствием надлежащим образом прописанной процедуры в НК РФ, пытаются создать эффект неожиданности и сразу без предупреждения привлекают налогоплательщика к ответственности. В Постановлении ФАС Уральского округа от 5 мая 2004 года № Ф09-1705/04-АК
"Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга при проведении камеральной проверки установлен факт представления МУП "Дорсервис" МО "Город Оренбург" декларации по транспортному налогу с нарушением установленного срока. В связи с несвоевременным представлением налогоплательщиком указанных документов по результатам проверки налоговым органом принято решение N 03-31/14151 от 14.07.2003 о привлечении предприятия к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 25095 руб.
В связи с неуплатой штрафных санкций в добровольном порядке по требованию N 1890 от 07.07.2003 налоговый орган обратился в арбитражный суд за их взысканием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из отсутствия оснований для взыскания штрафных санкций в связи с недоказанностью вины налогоплательщика в совершении вменяемого налогового правонарушения и нарушением порядка привлечения к налоговой ответственности.
В соответствии со ст. 10 НК РФ общий порядок привлечения к налоговой ответственности регулируется гл. гл. 14, 15 НК РФ. В связи с отмеченным, из п. 1 ст. 101 НК РФ следует, что налогоплательщику предоставлено право присутствовать при рассмотрении материалов любой проверки (выездной, камеральной), проведенной в отношении него, давать письменные объяснения и возражения, при этом налоговый орган обязан заблаговременно извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов.
В силу п. 6 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований описываемой статьи является существенным нарушением прав налогоплательщика и влечет отмену судом решения налогового органа.
Из материалов дела видно, что материалы камеральной налоговой проверки налогоплательщику не направлялись, МУП "Дорсервис" МО "Город Оренбург" не было предложено представить свои возражения по выводам проверки, предприятие не было извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки, поэтому решение, вынесенное с указанными нарушениями, не может являться основанием для взыскания с налогоплательщика штрафа.
Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении требований, заявленных налоговым органом.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает, что Законом Оренбургской области "О транспортном налоге", в ст. 8, четко и ясно определен срок представления налоговой декларации.
Вывод суда о наличии иного срока, указанного в приложении к данному Закону, является ошибочным так как данное приложение представляет собой примерный образец налоговой декларации с незаполненными графами.
Однако, данный вывод не привел к принятию неправомерного судебного акта."
Выводы:
При привлечении к ответственности по результатам камеральной проверки налоговый обязан уведомить налогоплательщика о дате и месте рассмотрения результатов проверки, а также предоставить возможность налогоплательщику дать возражения и объяснения.
Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ привлечение налогоплательщика к ответственности возможно только в порядке, предусмотренном НК РФ. Учитывая это, необходимо обратиться к порядку, предусмотренному в статьях 100 - 101 НК РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 100 НК РФ по окончании налоговой проверки руководителю организации-налогоплательщика должен быть вручен акт налоговой проверки, чем обеспечивается право налогоплательщика предоставить в налоговый орган свои возражения (пункт 5 статьи 100 НК РФ). А согласно пунктам 1-2 статьи 101 НК РФ решение о привлечении налогоплательщика к ответственности может быть вынесено только после рассмотрения представленных налогоплательщиком письменных возражении и объяснений. Кроме этого, обязанность налогового органа по составлению акта налоговой проверки, не зависимо от ее вида, предусмотрена подпунктами 7 и 9 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ.
О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно (пункт 1 статьи 101 НК РФ). Ответчик не уведомил о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по проведенным налоговым проверкам (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
Однако акт проверки налоговым органом не составлялся, на рассмотрение материалов проверки налогоплательщика не вызывали, в связи с чем налогоплательщик был лишен своего права предоставить пояснения по исчислению и уплате налогов, а также возражения по акту проведенной проверки, что нарушает права и законные интересы налогоплательщика и позволяет налоговому органу перейти сразу к принудительному взысканию налога с целью причинения вреда налогоплательщику.
Таким образом, нарушаются законные права налогоплательщика на досудебное урегулирование спора, что ведет к признанию недействительным решения о привлечении к ответственности на основании пункта 6 статьи 101 НК РФ.
Обращаем Ваше внимание, что по данному вопросу есть и отрицательная практика, поэтому рекомендуем использовать данную аргументацию в совокупности с другими доводами по существу.
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 14.10.2019 В каких случаях ваш счет в банке могут заблокировать на всю сумму?
- 19.04.2018 Налоговая служба представила пример составления возражений на акт налоговой проверки
- 30.05.2014 После получения документов по жалобе от инспекции вышестоящий орган не уведомил налогоплательщика
- 10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции
- 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
- 26.08.2020 У компании в результате пожара сгорели документы, а налоговый орган требовал представить их копии
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 15.03.2019 Как обжаловать итоги выездной налоговой проверки?
- 19.07.2012 Внесение в уведомление об исправлении технической ошибки в акте налоговой проверки указания о привлечении налогового агента к ответственности является основанием для отмены решения инспекции
- 13.07.2009 Наказание без доказательства
- 11.05.2023 Касается ли мораторий на проверки налоговых мероприятий?
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 10.08.2022 Налоговая требует документы вне рамок проверок – что делать?
- 12.11.2023
Оспариваемым решением
налоговый орган указал, что предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год на основании п. 7 ст. 346.13 НК РФ.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не имеется сведений о результатах налоговой проверки предпринимателя, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу об утрате предпринимателем права на применение с
- 27.09.2023
Общество указывало
на то, что должностные лица налогового органа при проведении налоговой проверки предоставили неполные банковские выписки. Жалоба на данные действия (бездействие) вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства того, что сделанный по результатам проверки вывод о совершении обществом налогового правонарушения
- 21.08.2023
Оспариваемые акты
вынесены в связи с неисполнением решения, принятого по результатам проведенной в отношении налогоплательщика проверки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку превышение сроков проведения налоговой проверки и выставления требования не привело к нарушению предельного срока для принудительного взыскания задолженности.
- 22.11.2023
По результатам
рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было вынесено оспариваемое решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу были начислены НДС, пени. Сделки общества с контрагентами были признаны "фиктивными", так как они не были отражены контрагентами в бухгалтерской и налоговой отчетности.Итог: требование удо
- 22.11.2023
По результатам
проведенной выездной проверки налоговым органом было вынесено оспариваемое требование о взыскании во внесудебном принудительном порядке доначисленных налоговым органом сумм налогов и пеней.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом не допущено нарушений сроков выставления оспариваемого требования.
- 29.10.2023
Общество полагает,
что налоговым органом в связи с нарушением длительности налоговой проверки была утрачена возможность взыскания задолженности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) с учетом объект
- 19.04.2023
По результатам
камеральной проверки налоговой декларации выявлено неверное применение коэффициента на автомобильный бензин и дизельное топливо, без учета изменений, внесенных в налоговое законодательство.Итог: требование удовлетворено, поскольку НДПИ налогоплательщиком исчислен и уплачен в соответствии с коэффициентом, действовавшим на момент подачи декларации, заявление налогового органа о необходимости
- 21.12.2022
Камеральной проверкой
декларации по УСН начислена недоимка по налогу и пени, так как налогоплательщик, которому выданы патенты на осуществление розничной торговли, строительство зданий, ремонт построек, строительные отделочные работы, применил специальный налоговый режим в виде патентной системы налогообложения (ПСН) по видам деятельности, к которым ПСН не применима.Итог: требование удовлетворено частичн
- 16.10.2022
Общество посчитало
выставленное требование незаконным ввиду нарушения налоговым органом срока проведения выездной налоговой проверки и вступления в законную силу принятого по итогам проверки решения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку превышение длительности вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки обусловлено обеспечением обществу права на защиту и введением огранич
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
- 17.11.2022 Письмо Минфина России от 13.10.2022 г. № 03-03-07/99218
- 16.11.2022 Письмо ФНС России от 08.11.2022 г. № СД-4-3/15064@
- 04.09.2023 Письмо УФНС по г.Москве от 08.08.2023 г. № 20-21/089994@
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
- 13.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-13-05/4481
- 06.10.2022 Письмо ФНС России от 29.09.2022 г. № ПА-3-20/10550@
- 22.09.2022 Письмо ФНС России от 09.09.2022 г. № ЕА-2-15/1188@
Комментарии