Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Применение ставки 0 % по НДС
Применение ставки 0 % по НДС
Как всегда при экспорте налогоплательщики сталкиваются с проблемой возмещения экспортного НДС, особенно те, кто оказывает услуги или выполняет работы связанные с экспортом товаров. Налоговые органы считают, что перечень в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ закрытый. Как указано, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 марта 2003 года № А56-20966/02 такая позиция неправомерна:
29.08.2007Как всегда при экспорте налогоплательщики сталкиваются с проблемой возмещения экспортного НДС, особенно те, кто оказывает услуги или выполняет работы связанные с экспортом товаров. Налоговые органы считают, что перечень в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ закрытый. Как указано, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 марта 2003 года № А56-20966/02 такая позиция неправомерна:
"Налоговая инспекция в январе - апреле 2002 года провела камеральную проверку представленной ЗАО "Интелрейлтранс" декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за второй квартал 2001 года, в ходе которой выявила неправомерное предъявление Обществом к возмещению из бюджета 73713 руб. налога на добавленную стоимость, а также неполную уплату указанного налога.
Так, из акта камеральной проверки от 06.05.2002 N 13/183 следует, что ЗАО "Интелрейлтранс" при обложении налогом на добавленную стоимость услуг по экспедиционному обслуживанию экспортных грузов применяло налоговую ставку 0 процентов. По мнению налогового органа, реализуемые Обществом услуги не подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, поскольку фактически налогоплательщик осуществлял перепродажу железнодорожного тарифа. Кроме того, налоговая инспекция указала, что документы, представленные Обществом в обоснование правомерности применения налоговой ставки 0 процентов, не соответствуют требованиям законодательства, поскольку копии выписок банка о поступлении валютной выручки и свифты не заверены печатями банка и руководителем ЗАО "Интелрейлтранс". Из акта проверки также следует, что Общество неправомерно предъявило к возмещению из бюджета 38967,83 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных в производстве экспортной продукции, поскольку платежные документы, подтверждающие эти расходы, относятся к другому налоговому периоду.
На основании материалов проверки налоговый орган вынес решение от 11.06.2002 N 13/18141 об отказе ЗАО "Интелрейлтранс" в возмещении 73713 руб. и доначислении 148460,18 руб. налога на добавленную стоимость, начислении 18706,9 руб. пеней за несвоевременную уплату этого налога, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде 29692 руб. штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость.
ЗАО "Интелрейлтранс" не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
По мнению налогоплательщика, экспедиторская деятельность подпадает под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, поскольку указанная норма распространяется на работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией экспортируемых товаров, в том числе работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров. Таким образом, ЗАО "Интелрейлтранс" обоснованно облагало экспедиторские услуги по налоговой ставке 0 процентов, и поэтому доначисление налоговым органом налога на добавленную стоимость, начисление пеней и взыскание штрафа незаконно. Вместе с тем Общество согласилось с обоснованностью отказа налогового органа в части возмещения 38967,83 руб. налога на добавленную стоимость.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами налогоплательщика и признал недействительными оспариваемые решение и требование налогового органа и обязал налоговую инспекцию возместить Обществу 34745,17 руб. налога на добавленную стоимость путем перечисления на расчетный счет налогоплательщика. Суд также обязал налоговый орган вернуть ЗАО "Интелрейлтранс" денежные средства, списанные с расчетного счета налогоплательщика в нарушение определения суда от 01.07.2002. В остальной части иска Обществу отказано.
Апелляционная инстанция изменила решение суда в части обязания налогового органа возместить Обществу налог на добавленную стоимость путем перечисления денежных средств на расчетный счет ЗАО "Интелрейлтранс", указав, что налогоплательщик не обращался в налоговый орган с заявлением о возврате налога. Кроме того, апелляционная инстанция отменила решение суда в части обязания налоговой инспекции вернуть налогоплательщику списанные с его расчетного счета денежные средства, а также отказа в иске о взыскании штрафа за нарушение определения об обеспечении иска, поскольку Общество такие требования в предмет иска не включало. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит частичной отмене.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации. Изложенное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Поскольку изложенная норма не содержит исчерпывающего перечня работ, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых грузов, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что услуги по экспедиции экспортируемых грузов также облагаются по налоговой ставке 0 процентов.
Судами первой и апелляционной инстанций также установлено, что Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, в обоснование правомерности применения налоговой ставки 0 процентов. Налоговая инспекция этот факт не оспаривает, что подтверждается актом сверки расчетов от 26.11.2002 (листы дела 118 - 119).
При таких обстоятельствах у налогового органа не было оснований для доначисления Обществу налога на добавленную стоимость по экспедиционным услугам.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы налогового органа о том, что налоговая база по экспортным операциям в сумме 890583 руб. не подтверждается представленными налогоплательщиком документами, поскольку из решения налоговой инспекции (листы дела 34 - 35) видно, что пени и штраф налоговый орган рассчитывал, исходя из того, что выручка Общества за второй квартал 2001 года от спорных услуг составила именно 890583 руб.
Кассационная инстанция также согласна с выводом апелляционной инстанции о несоответствии решения налогового органа в части взыскания с Общества 29692 руб. штрафа требованиям законодательства о налогах и сборах, поскольку в решении не описан состав налогового правонарушения, а также отсутствует указание на статью Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой налогоплательщик привлечен к ответственности.
Вместе с тем кассационная инстанция считает неправильными судебные акты в части признания недействительным полностью решения налогового органа. Из заявления и материалов дела видно, что налогоплательщик согласился с обоснованностью отказа налоговой инспекции в возмещении 38967,83 руб. налога на добавленную стоимость, однако в решении и постановлении арбитражных судов это не отражено. В связи с этим судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении 8967,83 руб. налога на добавленную стоимость подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа"
Выводы:
Таким образом, подпункт 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ содержит открытый перечень работ и услуг, связанных с экспортом товаров. Ссылки налоговых органов на то, что данный перечень закрытый неправомерны.
Темы: Налоги  НДС  Подтверждение права на получения возмещения НДС по ставке 0%  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 30.09.2024 ФНС разработала новую форму декларации по НДС
- 28.09.2024 Возмещать ущерб по страховому случаю надо с учетом НДС
- 26.09.2024 Ставка 0% по НДС для санаториев: как применять
- 11.09.2018 Какие документы надо собрать для подтверждения 0% ставки НДС при экспорте?
- 23.08.2018 Для подтверждения нулевой ставки по НДС отметка о выпуске товаров на таможенной декларации не нужна
- 19.04.2018 АКИТ просит упростить порядок подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Смена транспорта при экспорте товара – с какой даты отсчитывать 180 дней для подтверждения экспорта?
- 24.09.2021 Подтвердить право на применение нулевой ставки НДС станет проще
- 25.08.2021 Нулевая ставка НДС. Уточнили перечень иностранных представительств, для которых при реализации товаров будет применяться ставка НДС 0%
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 01.10.2024
Налоговый орган
начислил НДС и налог на прибыль, ссылаясь на создание обществом формального документооборота в рамках заключенных с контрагентами договоров поставки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что товар контрагентами фактически не поставлялся, договоры являются мнимыми сделками, направленными на получение обществом налоговой экономии путем неправомерного предъявлени
- 01.10.2024
Налоговый орган
начислил НДС в связи с созданием налогоплательщиком схемы минимизации налогооблагаемой базы путем привлечения группы взаимозависимых (подконтрольных) лиц, применяющих специальные режимы налогообложения, с целью занижения стоимости аренды земельных участков и получения налоговой экономии.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что договорные отношения с подконтро
- 29.09.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям с контрагентами общества.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт создания обществом формального документооборота, направленного на уменьшение налоговой обязанности по уплате НДС путем совершения операций с контрагентами, не осуществляющим
- 06.08.2024
Обществу отказано
в возмещении НДС в связи с необоснованным предъявлением к вычету налога, исчисленного по ставке 20 процентов, при оказании услуг, связанных с международной перевозкой товаров.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку услуги приобретены обществом с целью исполнения по договорам на организацию перевозок внешнеторговых грузов, связаны с международной перевозкой товаров и подлеж
- 12.06.2024
По результатам
рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки обществу были доначислены НДС, пени, предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с получением обществом необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отка
- 14.02.2024
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы и подлежащих уплате в бюджет налогов в результате завышения расходов и включения в налоговые вычеты НДС по хозяйственным операциям с контрагентами в отсутствие реальных хозяйственных операций.Итог: требование удовлетворено в части эпизодов по сделкам с некоторыми контрагентами, посколь
- 25.09.2024 Письмо Минфина России от 11.09.2024 г. № 03-04-05/86779
- 01.07.2024 Письмо Минфина России от 17.04.2024 г. № 03-12-11/5/35760
- 07.05.2024 Письмо Минфина России от 17 января 17.01.2024 г. № 03-07-14/2891
- 02.10.2024 Письмо Минфина России от 28.08.2024 г. № 03-00-07/81393
- 01.10.2024 Письмо Минфина России от 11.09.2024 г. № 03-07-11/86507
- 30.09.2024 Письмо Минфина России от 16.07.2024 г. № 03-07-11/66265
- 22.02.2023 Письмо Минфина России от 12.01.2023 г. № 03-07-08/1323
- 24.01.2023 Письмо Минфина России от 09.12.2022 г. № 03-07-11/121016
- 11.01.2023 Письмо Минфина России от 28.11.2022 г. № 03-07-11/115976
Комментарии