
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 23 марта 2007 г. Дело N КА-А40/1739-07
Постановление ФАС Московского округа от 23 марта 2007 г. Дело N КА-А40/1739-07
ст. 164 НК РФ не содержит конкретного указания на какой-либо таможенный режим, а понятие "экспортируемые" применительно к данной статье толкуется вне связи с конкретным таможенным режимом.
23.03.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
23 марта 2007 г.Дело N КА-А40/1739-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.07.
Полный текст постановления изготовлен 23.03.07.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Черпухиной В.А., судей Антоновой М.К., Дудкиной О.В., при участии в заседании от истца (заявителя): Б., дов. от 05.02.07, П., дов. N 075-00/7-49 от 22.12.06; от ответчика: Т., дов. N 57-04-01/8 от 28.12.06, рассмотрев 16.03.07 в судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 6 на решение от 19.09.06 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Черняевой О.Я., на постановление от 06.12.06 N 09АП-16001/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое Окуловой Н.О., Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., по иску (заявлению) ОАО "Дальневосточное морское пароходство" о признании решения недействительным к Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 6,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.06 удовлетворены требования ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (далее - заявитель) о признании незаконными решения Межрегиональной инспекции НДС за сентябрь 2005 г. в размере - 5079390 руб., а также вынесенных на его основании решений от 21.02.2006 N 158, 162, 164 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Применив ст. ст. 75, 164, 165, 167, 173, 176 НК РФ, суды указали, что заявитель подтвердил правомерность применения налоговой ставки 0% по НДС за сентябрь 2005 г., представив в Инспекцию документы, установленные законом, в связи с чем оснований для вынесения оспариваемых решений не имелось.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением закона.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителей Общества, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Доводы Инспекции о том, что заявитель в нарушение пп. 2 п. 4 ст. 165 НК РФ не представил документы, подтверждающие правомерность удержания иностранными контрагентами сумм брокерской комиссии из валютной выручки, тем самым не подтвердил фактическое поступление в полном объеме валютной выручки от иностранного покупателя работ (услуг), облагаемых по ставке 0%, на счет налогоплательщика в российском банке, проверялись при разрешении спора.
Судом установлено, что в пакете документов заявителем были представлены договоры (фиксчур-ноуты), которые содержат условие о брокерской комиссии.
Включение условия о брокерской комиссии в текст договора не противоречит требованиям действующего законодательства (ст. 240 КТМ РФ).
Поскольку представленные договоры содержат основание для незачисления части валютной выручки в отношении брокерской комиссии, которое не противоречит п. 2 ст. 165 НК РФ судом правомерно, с учетом полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, сделан вывод о подтверждении заявителем применения ставки 0 процентов по НДС на заявленную сумму реализации.
Доводы налогового органа о непредставлении заявителем на камеральную проверку других документов, связанных с основанием удержания суммы брокерской комиссии, чем те, что указаны в фиксчур-ноутах (договорах), не соответствуют требованиям п. 4 ст. 165 НК РФ, т.к. указанные документы не входят в предусмотренный законом перечень. Кроме того, в ходе проведения камеральной проверки налоговый орган указанные документы не запрашивал.
В кассационной жалобе НДС 0% при представлении в составе документов копий грузовых таможенных деклараций, в графе "Тип декларации" которых указан код "ЭК 51".
Код "ЭК 51" используется при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории. При помещении товаров под таможенный режим экспорта используется код "ЭК 10".
Кассационная инстанция полагает, что этот довод необоснован.
Абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ не содержит указания на какой-либо таможенный режим (импорт, экспорт, транзит, временный ввоз, временный вывоз, реэкспорт).
Из этого подпункта Закона следует, что НДС по налоговой ставке 0% облагаются услуги по перевозке вывозимых за пределы территории РФ и ввозимых в РФ товаров, оказываемые российскими перевозчиками, независимо от заявленного при вывозе или ввозе товара таможенного режима.
Договор перевозки грузов как публичный договор должен содержать одинаковые условия для всех потребителей (ст. НДС только в зависимости от заявленного грузоотправителем (грузополучателем) таможенного режима вывозимых или ввозимых товаров при прочих равных условиях. Тем более, что грузоотправитель (грузополучатель) вправе в любое время, в том числе и после перевозки (перемещения) товара через таможенную границу, изменить ранее заявленный таможенный режим (ст. 25 ТК РФ).
При таких обстоятельствах условия налогообложения услуг по перевозке товаров не должны зависеть от заявленного грузоотправителем (грузополучателем) при ввозе или вывозе этих товаров таможенного режима.
Налоговый орган неправомерно отождествляет налогообложение товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, с налогообложением услуг по перевозке этих товаров. К услугам не применяются таможенные режимы, заявитель не осуществляет вывоз товара в определенном таможенном режиме, а оказывает услуги по перевозке этих товаров.
Кроме того, правомерность вышеуказанного толкования абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подтверждается новой редакцией указанной нормы НК РФ, вступившей в силу с 01.01.06, согласно которой "Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории".
Следовательно, судами обоснованно отклонен довод налогового органа о неправомерном предъявлении заявителем к возмещению НДС в отношении услуг по перевозке товаров, вывезенных в режиме переработки на таможенной территории, а не экспорта, поскольку ст. 164 НК РФ не содержит конкретного указания на какой-либо таможенный режим, а понятие "экспортируемые" применительно к данной статье толкуется вне связи с конкретным таможенным режимом.
Довод Инспекции о том, что заявителем по судорейсу N 05504 вместо грузовых таможенных деклараций были представлены дорожные ведомости в связи с чем, по ее мнению, суды неправильно применили нормы материального права, ошибочен.
Ст. 11 ТК РФ предусматривает, что под таможенной декларацией понимается документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с Таможенным кодексом.
В соответствии п. 4 ст. 63 ТК РФ формы таможенных документов определяются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации,
Согласно положениям п. 1 ст. 81 ТК РФ в качестве транзитной декларации таможенными органами могут приниматься любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, предусмотренные п. 2 ст. 81 ТК РФ.
В этом случае указанные документы принимаются таможенными органами в качестве таможенной декларации, на таких документах должностными лицами таможенных органов проставляются соответствующие отметки.
Таким образом, представление в налоговые органы в пакете документов, обосновывающих правомерность применения НДС 0% в отношении операций, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, коммерческих, транспортных (перевозочных) документов, используемых в соответствии с положениями статьи 81 Таможенного кодекса РФ при таможенном оформлении в качестве транзитной декларации, не противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.
Данное разъяснение содержится и в Письме ФНС России от 21.03.06 N ЩТ-6-03/297@.
Следовательно, судами правомерно сделан вывод об использовании дорожных ведомостей вместо ГТД в случаях транзита груза через территорию РФ железной дорогой.
Ссылка Инспекции на истечение срока контрактов несостоятельна.
Судами установлено, что из условий заключенных заявителем контрактов с компанией "Traconship Co. Ltd" от 15.04.02 N 2PRC02/0116, компанией "Силвер Винд" от 27.04.02 N 02/2704, компанией "Енвин Интернешнл Фрейт" от 01.01.02 N SHA02/0101, что они предусматривают автоматическое продление на следующий год, если ни одна из сторон не представит письменного уведомления другой стороне о прекращении действия договора за один месяц до окончания установленного договором срока.
При продлении контракта на новый срок в новый контракт (контракт, заключенный на новый срок) переносятся все условия старого контракта (в том числе и условие о продлении контракта на новый срок).
Кроме того, представленные заявителем документы (коносаменты, платежные поручения на оплату и другие) подтверждают, что данный договор является действующим и в этом качестве признается всеми участниками договора.
Признавая недействительными решения налогового органа от 21.02.2006 N 158, 162, 164 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" суды исходили из незаконного начисления заявителю налога на добавленную стоимость и пени в связи со следующим.
Пунктом 1.3 раздела "Налог на добавленную стоимость" учетной политики установлено, что моментом определения налоговой базы в отношении реализации услуг по перевозке импортируемых на территорию РФ грузов, по которым правомерность применения нулевой ставки НДС документально не подтверждена в течение 180 дней, датой определения налоговой базы признается 181 день со дня оформления соответствующей ГТД.
Указанный порядок не противоречит положениям ст. 167 НК РФ.
Согласно абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ, в случае если налогоплательщиком на 181 день не собран пакет документов, предусмотренный ст. 165 НК РФ, налогоплательщик обязан исчислить НДС по ставке 18%.
В этом случае по экспортным и транзитным перевозкам грузов моментом определения налоговой базы является день оказания услуг (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ).
Момент определения налоговой базы по импортным перевозкам грузов, по которым документы в течение 180 дней не собраны, налоговым законодательством не определен.
Таким образом, судами был сделан обоснованный вывод о том, что заявителем правомерно, в соответствии с требованиями налогового законодательства, учетной политикой пароходства, момент определения налоговой базы в отношении реализации услуг по перевозке импортируемых на территорию РФ грузов, по которым правомерность применения нулевой ставки НДС документально не подтверждена в течение 180 дней, определен на 181 день со дня оформления соответствующей ГТД.
Кроме того, судами было установлено, что уплата налога заявителем по оказанным услугам по перевозке грузов, применение нулевой ставки НДС по которым документально не подтверждено в течение 180 дней, уже была произведена налогоплательщиком на 181 день в соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ.
Таким образом, начисление пени за период, предусмотренный законодательством для сбора документов, подтверждающих право на применение ставки НДС 0%, является незаконным.
Учитывая изложенные обстоятельства, выводы судов о неправомерном исключении и переносе из строки 010 раздела 2 уточненной налоговой декларации за сентябрь 2005 г. в строку 010 раздела 2 уточненной налоговой декларации за март 2005 г., реализации по перевозкам импортного груза, рейсы по которым окончены в марте 2005 г., а пакет документов не собран в течение 180 дней, сделаны обоснованно, при правильном применении норм материального права.
Также судами было установлено, что решением N 162 заявителю были начислены пени на неподтвержденную сумму реализации по перевозке импортных грузов, а также на сумму авансов, полученных в сентябре 2005 г., в счет предстоящего оказания услуг по перевозке внешнеторговых грузов.
Между тем, обязанность уплатить НДС по неподтвержденной реализации НДС 0% возникает у заявителя лишь на 181 день, поэтому пеня за те 180 дней (с марта по сентябрь 2005 г.), которые предусмотрены для сбора пакета документов, начисляться не должна.
Таким образом, является обоснованным вывод судов о незаконности начисления пени за период, предусмотренный законодательством для сбора документов, подтверждающих права на применение НДС 0%.
Обоснован вывод судов о незаконности пени, начисленной налоговым органом на сумму НДС с авансов, поступивших заявителю в сентябре 2005 года.
В соответствии с п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок.
В рамках ст. 174 НК РФ уплата налога производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Так как авансы получены в сентябре 2005 г., то начисление пени с мая по сентябрь 2005 г. на данные авансы произведено налоговым органом незаконно.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.06 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 6 - без удовлетворения.
Темы: Налоги  НДС  Подтверждение права на получения возмещения НДС по ставке 0%  Налоговые ставки  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 23.05.2025 Минфин уточнил: при покупке услуг у иностранца через посредника НДС платит российская компания
- 11.09.2018 Какие документы надо собрать для подтверждения 0% ставки НДС при экспорте?
- 23.08.2018 Для подтверждения нулевой ставки по НДС отметка о выпуске товаров на таможенной декларации не нужна
- 19.04.2018 АКИТ просит упростить порядок подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте
- 29.03.2019 Услуги оказаны в 2018 году – ставка НДС будет 18%
- 26.03.2019 Ставка НДС, в случае подписания акта в 2019 году составляет 20%
- 13.12.2018 «Иная последовательность» слов в счете-фактуре продавца: налоговые последствия
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Смена транспорта при экспорте товара – с какой даты отсчитывать 180 дней для подтверждения экспорта?
- 24.09.2021 Подтвердить право на применение нулевой ставки НДС станет проще
- 25.08.2021 Нулевая ставка НДС. Уточнили перечень иностранных представительств, для которых при реализации товаров будет применяться ставка НДС 0%
- 21.12.2022 Ставка НДС для конструкторов «Лего 16+» на территории РФ
- 01.03.2022 Ставка НДС при продаже пирожков в кафе
- 13.01.2021 Реализация медицинского оборудования в Казахстан и Киргизию: ставка НДС
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 15.06.2025
Обществу доначислены
НДС в отношении операций с контрагентами, реальность которых не подтверждена, пени и начислен штраф за неполную уплату налога.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку опровергнут факт реального участия ряда организаций в хозяйственных операциях по поставке товара.
- 15.06.2025
Налоговый орган
сделал вывод о неправомерном применении обществом вычетов по НДС по хозяйственным операциям с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены создание обществом и его контрагентами формального документооборота с целью получения вычетов по НДС, непредставление обществом первичных документов по хозяйственным операциям с большинством контраген
- 15.06.2025
Налоговый орган
признал неправомерным принятие обществом, осуществляющим операции по реализации рыбопродукции на экспорт и на внутреннем рынке, к вычету НДС по ставке 20 процентов, выставленного контрагентами по услугам хранения и погрузочно-разгрузочным работам, которые облагаются по ставке 0 процентов.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку услуги не связаны с международной перевозкой п
- 06.08.2024
Обществу отказано
в возмещении НДС в связи с необоснованным предъявлением к вычету налога, исчисленного по ставке 20 процентов, при оказании услуг, связанных с международной перевозкой товаров.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку услуги приобретены обществом с целью исполнения по договорам на организацию перевозок внешнеторговых грузов, связаны с международной перевозкой товаров и подлеж
- 12.06.2024
По результатам
рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки обществу были доначислены НДС, пени, предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с получением обществом необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отка
- 14.02.2024
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы и подлежащих уплате в бюджет налогов в результате завышения расходов и включения в налоговые вычеты НДС по хозяйственным операциям с контрагентами в отсутствие реальных хозяйственных операций.Итог: требование удовлетворено в части эпизодов по сделкам с некоторыми контрагентами, посколь
- 20.11.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф, указав на неправомерность применения налогоплательщиком пониженной ставки при реализации продовольственных товаров.Итог:дело передано на новое рассмотрение, так как судами не дана оценка свойствам спорных продовольственных товаров, не мотивировал отклонение экспертных заключений, подтверждающих отнесение производимой налогоплательщиком продукции к социально знач
- 15.09.2024
Налоговый орган
сделал вывод о необоснованном применении ставки НДС в размере 10 процентов при реализации сычужного продукта и налоговых вычетов и учете расходов по налогу на прибыль по операциям приобретения молока.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку представленные документы не подтверждают правомерность применения вычетов по НДС; поставщик молока установлен, в связи с чем расходы на его
- 28.01.2024
В целях
исполнения условий договора ответчик перечислил истцу аванс, в том числе НДС (18 процентов). Услуги по договору оказаны полностью. В связи с установлением в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в п. 3 ст. 164 НК РФ, налоговой ставки по НДС в размере 20 процентов истец направил ответчику уведомление о необходимости произвести доплату по НДС. Ответчик доплату не произвел.Итог
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 29.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 02-01-06/33918
- 28.02.2025 Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-05-08/132437
- 28.05.2025 Письмо Минфина России от 11.04.2025 г. № 03-07-11/36455
- 22.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079
- 21.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-07/26996
- 06.12.2024 Письмо Минфина России от 07.11.2024 г. № 03-07-11/109588
- 22.02.2023 Письмо Минфина России от 12.01.2023 г. № 03-07-08/1323
- 24.01.2023 Письмо Минфина России от 09.12.2022 г. № 03-07-11/121016
- 28.01.2025 Письмо Минфина России от 06.12.2024 г. № 03-07-11/123249
- 10.01.2025 Письмо Минфина России от 15.11.2024 г. № 03-07-11/113541
- 25.12.2024 Минфина России от 12.11.2024 г. № 03-07-11/111534
Комментарии