Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №226-O от 13.11.2001

Определение КС РФ №226-O от 13.11.2001

Возлагая в публичных интересах на организации любых организационно - правовых форм обязанность по обеспечению занятости инвалидов, созданию им необходимых условий труда, предоставлению предусмотренных законом гарантий и льгот в сфере труда, федеральный законодатель вправе с учетом такого обременения и в целях стимулирования использования этими организациями труда инвалидов установить для данной категории работодателей налоговые льготы, в том числе в отношении уплаты единого социального налога.

13.11.2001  

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 ноября 2001 г. № 226-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ АНТОНОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ

ПОДПУНКТА 1 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 239 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Л.В. Антоновой,

установил:

1. Индивидуальный предприниматель Л.В. Антонова, являющаяся работодателем для двух граждан - инвалидов I и III групп, обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой проверить конституционность подпункта 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым организации любых организационно - правовых форм освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

По мнению заявительницы, данная норма, устанавливая льготу по уплате единого социального налога лишь для организаций и не предусматривая такой же льготы для индивидуальных предпринимателей, имеющих работников - инвалидов, ставит эту категорию работодателей, как налогоплательщиков, в неравное положение по сравнению с работодателями - организациями и потому противоречит предписаниям статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2) и 57 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, заявительница утверждает, что на протяжении 1999 - 2000 годов в соответствии с действовавшим в тот период законодательством, в частности пунктом "а" статьи 6 Федерального закона от 20 ноября 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год", она, как и другие индивидуальные предприниматели, освобождалась от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в части выплат, начисленных в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности; в результате же введения в действие оспариваемой нормы право на эту льготу она утратила.

2. Как следует из Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР", а также принятых впоследствии специальных законов о страховых взносах, правовой статус работодателей - организаций и правовой статус индивидуальных предпринимателей как в отношении размеров страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, так и по способам их уплаты законодателем никогда не отождествлялись. При этом ни законодательными актами начала 90-х годов, ни федеральными законами о страховых взносах на 1999 - 2000 годы индивидуальные предприниматели не освобождались от уплаты страховых взносов с сумм выплат и иных вознаграждений, которые они начисляли в пользу работающих у них инвалидов I, II и III групп. Пунктом "а" статьи 6 Федерального закона от 20 ноября 1999 года, на который ссылается заявительница, равно как и пунктом "а" статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" предусматривалось освобождение от уплаты страховых взносов только работодателей - организаций любых организационно - правовых форм, и, следовательно, подпункт 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации, по существу, лишь воспроизводит (с некоторыми уточнениями) норму прежнего законодательства.

Таким образом, утверждение заявительницы о том, что в результате принятия оспариваемой нормы индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями для граждан - инвалидов, утратили право на освобождение от уплаты страховых взносов (с 1 января 2001 года - единого социального налога), которое они имели ранее, не соответствует действительности и не основано на законе.

3. Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов; в соответствии с установленной квотой работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать им условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (части первая, третья и пятая статьи 21, подпункты 1 и 2 пункта 2 статьи 24). Указанным Федеральным законом установлена и ответственность руководителей организаций за нарушение порядка внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (пункт 5 статьи 24).

Возлагая в публичных интересах на организации любых организационно - правовых форм обязанность по обеспечению занятости инвалидов, созданию им необходимых условий труда, предоставлению предусмотренных законом гарантий и льгот в сфере труда, федеральный законодатель вправе с учетом такого обременения и в целях стимулирования использования этими организациями труда инвалидов установить для данной категории работодателей налоговые льготы, в том числе в отношении уплаты единого социального налога.

Таким образом, установление оспариваемой нормой правила об освобождении организаций от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы, не может быть в данном случае истолковано как нарушение конституционного принципа равенства или иных гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан - индивидуальных предпринимателей. Не нарушаются этим и предписания статьи 8 (часть 2) Конституции Российской Федерации о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, поскольку данная налоговая льгота предоставляется всем организациям независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности.

Фактически заявительница ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о включении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием инвалидов на работу по трудовому договору (контракту), в число субъектов, имеющих право на освобождение от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений работникам, являющимся инвалидами. Однако решение данного вопроса является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Антоновой Людмилы Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги
Все новости по этой теме »

Льготы
Все новости по этой теме »

Налоговые вычеты
Все новости по этой теме »

Общеправовые принципы и принципы налогообложения
Все новости по этой теме »

Принцип равенства (недискриминации), в т.ч. при установлении налоговых льгот
Все новости по этой теме »

Налоги
Все статьи по этой теме »

Льготы
Все статьи по этой теме »

Налоговые вычеты
Все статьи по этой теме »

Общеправовые принципы и принципы налогообложения
Все статьи по этой теме »

Принцип равенства (недискриминации), в т.ч. при установлении налоговых льгот
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налоги
  • 07.04.2024  

    Оспариваемым актом обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ

  • 14.11.2022  

    Налоговый орган начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел

  • 09.11.2022  

    Налоговый орган предложил уменьшить УСН, исчисленный в завышенном размере, доначислил НДС, НДФЛ, налог на имущество физических лиц, начислил пени и штраф, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы ухода от налогообложения путем "дробления бизнеса" с использованием подконтрольных лиц, применяющих специальный режим налогообложения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогово


Вся судебная практика по этой теме »

Льготы
  • 18.02.2009   Компенсации за вредные и тяжелые условия труда не облагаются ЕСН. Аттестация рабочих мест проведена
  • 14.02.2008   Обществом правомерно не включена в налоговую базу при исчислении единого социального налога установленная законодательством льгота по проезду работников и членов их семей к месту отдыха и обратно.
  • 12.12.2007   То обстоятельство, что Правительством Российской Федерации в проверяемом периоде не были установлены размеры компенсационных выплат, не может влиять на правовую природу средств (в том числе в связи с выплатами надбавок за производство работ вахтовым методом), выплачиваемых работодателями, и определенных законодательством о налогах и сборах при исчислении ЕСН и НДФЛ в качестве компенсационных выплат.

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые вычеты
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на прибыль организаций, пени, штраф, пени по НДС в связи с необоснованным применением налоговых вычетов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения, путем совершения операций с контрагентами, не осуществляющими реальную фина

  • 14.04.2024  

    Выявив, что налогоплательщик нарушил условия для применения вычета по НДС, налоговый орган решениями отказал ему в возмещении НДС, отказал в применении налоговых вычетов и в уменьшении заявленных к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС.

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку установлено, что сделки налогоплательщика носили реальный характер и что источник в бюджете для возмещения НДС

  • 07.04.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с выводом о создании обществом искусственного документооборота с целью формального соблюдения (создания) условий для применения налоговых вычетов по НДС и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказаны наличие недостоверной информации в представлен


Вся судебная практика по этой теме »

Общеправовые принципы и принципы налогообложения
  • 14.11.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.

    Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе

  • 31.10.2022  

    По результатам выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду неправомерного применения налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов по налогу на прибыль затрат на основании документов, оформленных от имени контрагентов в связи с отсутствием совершения реальных сделок с этими контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представленные об

  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.


Вся судебная практика по этой теме »

Принцип равенства (недискриминации), в т.ч. при установлении налоговых льгот
  • 24.04.2009   В статье 1 областного закона определена категория налогоплательщиков, в отношении которых установлена налоговая льгота по налогу на прибыль организаций - инвесторы, вкладывающие свои средства для развития производства на территории Оренбургской области, а пунктом 1 статьи 2 Закона круг этой категория налогоплательщиков ограничен
  • 06.02.2009   Отец ребенка не лишается равного с матерью права на воспитание детей, а также права на социальное обеспечение для воспитания детей, осуществляемое в том числе посредством предоставления пособия по обязательному социальному страхованию
  • 25.11.2007   Статьей 217 Кодекса определен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей. Таким образом, при применении норм, содержащихся в подпунктах 9 и 10 статьи 217 Кодекса, в зависимости от ставки налога на прибыль физические лица, работающие в организациях, применяющих ставку по налогу на прибыль 0 процентов, оказываются в неравном положении по отношению к физическим лицам, работающим в организациях, уплачивающих н

Вся судебная практика по этой теме »

Налоги
Все законодательство по этой теме »

Льготы
Все законодательство по этой теме »

Налоговые вычеты
Все законодательство по этой теме »

Общеправовые принципы и принципы налогообложения
Все законодательство по этой теме »