
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Предоставление справок по банковским счетам
Предоставление справок по банковским счетам
Налоговым органам предоставлено право после мотивированного запроса требовать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 2 статьи 86 НК РФ).
29.08.2007Налоговым органам предоставлено право после мотивированного запроса требовать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 2 статьи 86 НК РФ).
"Как следует из материалов дела, Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Тамбова направила 30.10.2002 в адрес филиала ОАО АКБ "Менатеп-СПб" в г. Тамбове (далее - банк) требование-предписание о предоставлении в срок до 05.11.2002 сведений, касающихся его клиента - ООО "Гросс", а именно, копий выписок банка с указанием остатка денежных средств на счете общества на начало и конец дня за период с декабря 2000 года по март 2001 года, а также копий документов, на основании которых производилось зачисление наличных денежных средств на счет этого предприятия.
В связи с неисполнением банком указанного предписания, налоговой инспекцией принято Решение от 27.11.2002 N 111 о привлечении ОАО АКБ "Менатеп-СПб" к ответственности в порядке п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 10000 руб. штрафа.
Поскольку в добровольном порядке штраф не был уплачен банком, налоговый орган обратился в законом установленный срок с иском в суд.
Отказывая во взыскании санкций, суд обоснованно исходил из недоказанности вины банка в совершении вменяемого ему правонарушения и правильно применил нормы действующего законодательства.
В силу п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность наступает в случае непредставления банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Пункт 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации возлагает на банки обязанность выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и физических лиц в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение 5 дней после получения мотивированного запроса налогового органа.
Требование-предписание от 30.10.2002, неисполнение которого повлекло за собой вынесение решения о привлечении банка к ответственности, было направлено филиалу ОАО АКБ "Менатеп-СПб" в г. Тамбове повторно, в связи с ненадлежащим исполнением банком требования Инспекции от 15.10.2002 N 07-42/9818 о предоставлении выписок с указанием остатков денежных средств на начало и конец дня по счету ООО "Гросс", а также копий документов, на основании которых производилось зачисление наличных денежных сумм на счет указанного клиента.
Суд обоснованно указал, что требование от 15.10.2002 банком было исполнено и в адрес налоговой инспекции направлена справка о движении денежных средств на расчетном счете ООО "Гросс" за период с 01.01.2000 по 10.01.2002.
Ответственность банков за непредставление копий каких-либо документов, ненадлежащее оформление справок по операциям и счетам клиентов, ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Довод кассационной жалобы о том, что суду надлежало расширенно трактовать понятие "справка по операциям и счетам клиентов банка", определяя ее не как конкретный документ, а как информацию, необходимую налоговому органу для проведения мероприятий налогового контроля, несостоятелен, поскольку не основан на законе.
Налоговое законодательство, в частности ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается инспекция, устанавливает порядок получения налоговыми органами определенной информации о деятельности налогоплательщика у иных лиц, связанных с ним хозяйственными отношениями. Однако такая информация может запрашиваться в ходе налоговых проверок, в том числе встречных, проведение которых оформляется соответствующими решениями.
Диспозиция ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает конкретный субъект правоотношений - банк, и нарушение, совершенное им - непредставление справок, а не сведений и документов. Ненадлежащее, с точки зрения налогового органа, оформление указанных справок ответственности не влечет.
Учитывая изложенное, оснований для применения в отношении банка санкций в порядке ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется."
Выводы:
Налоговому органу не предоставлено право требовать у банков копий каких-либо документов о клиентах банка вне рамок налоговой проверок, в связи с чем Банк не может быть привлечен к ответственности по статье 135.1 НК РФ. За ненадлежащее оформление справок Банк также не может быть привлечен к ответственности.
- 07.04.2017 ФНС утвердила форму уведомления о невозможности представить документы
- 13.05.2016 Налоговики при встречной проверке могут запрашивать выписку у банков
- 07.10.2013 Непредставление документов налогоплательщиком может быть вызвано разными причинами
- 24.12.2021 ФНС сможет оперативно блокировать имущество компаний и ИП
- 12.08.2021 Порядок привлечения к ответственности за непредставление документов
- 18.02.2021 Депутаты одобрили законопроект об обложении криптовалют налогом
- 21.02.2014 ВАС РФ разъяснил, когда банк не будет «наказан» за непредставление сведений о клиенте
- 15.10.2012 Обязанность банков сообщать об открытии депозитного счета законодательством не установлена
- 14.03.2011 Сколько раз оштрафовать банк за опоздание с выпиской?
- 11.10.2023 Даже при наличии заблокированного РС предприниматель может открывать новые счета
- 16.09.2019 Банк не вправе снять «блокировку» с расчетного счета раньше времени
- 13.08.2019 Налоговая не вправе просто так арестовывать банковские счета обычных граждан
- 27.01.2025 В Туве сотрудникам ФНС за ущерб государству вынесли условный приговор
- 14.01.2025 Планируется увеличить штрафы за уклонение от уплаты налогов в 2,5-5 раз
- 28.12.2024 В Думе внесли проект о наказании за незаконную регистрацию в качестве ИП
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 27.09.2021 Можно ли изымать документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика: позиция ФНС
- 13.05.2019 ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать
- 08.09.2017 О спорах вокруг реквизитов запрашиваемых документов: нужны ли они в требовании?
- 30.05.2022 Вправе ли ИФНС рассчитать доход «упрощенца» по банковским выпискам?
- 17.12.2019 К чему приведет наделение ФНС правом получать имущество компаний в залог?
- 22.03.2017 Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем
- 16.03.2012 Почему банк может отказать ФНС
- 29.08.2007 Истребование документов у банка
- 29.08.2007 Предоставление банком информации
- 14.08.2024 Суды будут учитывать санкции при определении налоговых штрафов
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 10.01.2024
Налоговый орган
запросил у общества договоры, акты выполненных работ, штатное расписание, общество указало на необоснованность запроса, наличие у налогового органа сведений о сделках.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как истребование указанных налоговым органом сведений обусловлено необходимостью подтверждения (опровержения) полноты и правильности исчисления и уплаты обществом страховых взн
- 09.10.2023
Оспариваемым решением
общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа за непредставление части запрашиваемых документов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку правом на истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого общества, налоговые органы наделены и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в связи с чем выставление налоговым орг
- 07.10.2013
Подлежат выяснению причины невозможности
представления документов, обеспечение их восстановления в целях установления реального объема обязательств перед бюджетом, учитывая, что наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований
- 29.03.2017
Суды, не
усмотрев правовых оснований для снижения размера налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ, отказали налогоплательщику в снижении штрафных санкций до 50 000 рублей, отклонив доводы предпринимателя о наличии смягчающих вину обстоятельств. При этом суды учли, что выявленные противоправные действия (бездействие) налогоплательщика носили умышленный характер; поведение налогоплательщика, выразившееся в отчуждении имущества - 06.02.2017
Налоговый орган направил предприятию
требование об уплате налога после истечения срока на добровольную уплату которого вынес оспариваемое решение. Решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушает права общества. - 07.09.2016
Должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении ма
- 26.12.2023
Оспариваемым решением
банк привлечен к ответственности в виде штрафа за несвоевременное сообщение в налоговый орган сведений о предоставлении права использования электронных средств платежей.Итог: требование удовлетворено, поскольку незначительность нарушения срока исполнения банком своих обязанностей, а также сложившаяся экономическая ситуация, повлекшая масштабное увеличение количества банковских опера
- 24.07.2023
О признании
недействительными сделками банковских операций по перечислению предпринимателем денежных средств со счетов, открытых в банке (должнике), и о применении последствий недействительности сделок в виде взыскания с предпринимателя в конкурсную массу банка денежных средств.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что оспариваемые операции были совершены в пределах обычной х
- 16.07.2014
Суды установили, что фактические
обстоятельства дела свидетельствуют о возникновении ошибки при направлении Банком выписки, в связи с нарушением установленного формата. Кассационная инстанция поддерживает вывод судов, что данное обстоятельство не может служить основанием для привлечения Банка к налоговой ответственности по ст. 135.1 НК РФ, поскольку материалами дела подтверждено своевременное направление банком запрашиваемых налоговым органом сведений п
- 04.02.2019
Компания обратилась
в суд с заявлением к ИФНС о признании недействительным постановления о производстве выемки, изъятии документов и предметов, о признании незаконными действий сотрудников инспекции по изъятию подлинников документов в нарушение требований п. 7 ст. 94, ст. 99 НК РФ в отсутствие перечисления изъятых документов и описи с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков изымаемых документов, - 08.05.2017
Отказывая в
удовлетворении заявленных обществом требований, суды исходили из того, что обществом не исполнено обязательство по представлению в установленный срок необходимых для проведения мероприятий налогового контроля документов по требованию налогового органа, налогоплательщик не вправе оценивать обоснованность истребования налоговым органом у него документов и решать вопрос об отказе в их представлении. - 07.12.2016
В кассационной
жалобе общество указывает, что процедура вскрытия упаковок с изъятыми в ходе выемки оригиналов документов не предусмотрена действующим налоговым законодательством. Кассационная инстанция не принимает данный довод во внимание, поскольку представитель общества приглашался налоговым органом для вскрытия коробок изъятых документов с целью соблюдения интересов налогоплательщика; запрета на указанную процедуру также
- 22.12.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладали признаками "технических" компаний, не имели необходимых материальных и трудовых ресурсов для выполнения обязательств по заявленным сделкам, оформление первичных документов со спорными контрагентами имеет ряд недостатков, работы выпол
- 20.10.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и пени в связи с созданием обществом формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представлены доказательства, свидетельствующие о фиктивном характере финансово-хозяйственных операций общества с контраген
- 13.10.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами, а также недостоверности представленных налогоплательщиком сведений.Итог: требование удовлетворено, поскольку представленные на проверку документы содержали достоверные сведения и подтверждали наличие реальных хозяйстве
- 01.05.2024
По результатам
мероприятий налогового контроля были вынесены решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 13.03.2024
- 14.11.2024 Письмо Минфина России от 20.09.2024 г. № 03-02-08/91096
- 06.09.2013 Письмо Минфина РФ от 26 августа 2013 г. N 03-02-07/1/35025
- 06.09.2010 Письмо Минфина РФ от 24 марта 2010 г. N 03-02-07/1-125
- 15.05.2023 Письмо ФНС России от 05.05.2023 г. № КВ-3-14/6303@
- 27.04.2015 О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
- 05.08.2011 Письмо Минфина РФ от 28 июля 2011 г. N 03-02-07/1-266
- 25.07.2024 Письмо ФНС России от 12.07.2024 г. № ЕА-2-15/10152
- 16.09.2019 Информация ФНС России от 13.09.2019 г.
- 13.08.2019 Письмо ФНС России от 06.08.2019 г. № ЕД-4-2/15531
- 09.01.2025 Письмо Минфина России от 15.08.2024 г. № 03-02-08/76889
- 06.09.2024 Письмо Минфина России от 08.07.2024 г. № 03-02-08/63443
- 30.08.2024 Письмо ФНС России от 13.08.2024 г. № ЗГ-2-15/11593
- 26.08.2024 Письмо Минфина России от 04.07.2024 г. № 03-02-08/62683
- 30.07.2024 Письмо Минфина России от 05.03.2024 г. № 03-02-08/19737
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
Комментарии