Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.09.2023 г. № Ф09-6433/23 по делу № А07-32910/2022

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.09.2023 г. № Ф09-6433/23 по делу № А07-32910/2022

Налоговый орган запросил у общества договоры, акты выполненных работ, штатное расписание, общество указало на необоснованность запроса, наличие у налогового органа сведений о сделках.

Итог: в удовлетворении требования отказано, так как истребование указанных налоговым органом сведений обусловлено необходимостью подтверждения (опровержения) полноты и правильности исчисления и уплаты обществом страховых взносов, оснований для признания действий налогового органа незаконными нет.

10.01.2024Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2023 г. N Ф09-6433/23

 

Дело N А07-32910/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В.,

судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-мастер" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.04.2023 по делу N А07-32910/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-мастер" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Башкортостан о признании незаконными действий.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Межрайонной ИФНС N 1 по Республике Башкортостан - Ахмадиев И.Т. (доверенность от 28.12.2022);

Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан - Мельникова Т.С. (доверенность от 28.12.2022).

 

Общество с ограниченной ответственностью "Строй-мастер" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик, ООО "Строй-мастер") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Башкортостан (далее - Инспекция, МИФНС N 1 по РБ, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по выставлению и направлению требования о представлении документов (информации) от 17.05.2022 N 09-34/11427/НАН.

Согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - УФНС по РБ).

Решением суда первой инстанции от 07.04.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 решение суда оставлено в силе.

В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление судов отменить, заявленные требования удовлетворить. Указывает на то, что действующим законодательством предусмотрена ограниченная возможность налогового органа по истребованию у налогоплательщика документов (информации) в рамках камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам. Инспекцией запрошены документы по взаимоотношениям налогоплательщика с физическими лицами, которые являются плательщиками налога на профессиональный доход (далее - плательщики НПД), которые самостоятельно исполняют свои налоговые обязательства. Сведения о плательщиках НПД отражены на официальном сайте ФНС России. По смыслу положений статьи 422 НК РФ налогоплательщик не обязан был отражать в расчете суммы, выплаченные плательщикам НПД, поскольку в указанной норме такая обязанность у общества отсутствует. Более того, в расчете ООО "Строй-Мастер" не заявлялись пониженные тарифы, нарушений налоговым органом не выявлено. Подобные действия свидетельствуют о злоупотреблении налоговым органом своими полномочиями, чрезмерном истребовании документов (информации).

В представленных отзывах Управление и инспекция просят судебные акты оставить без изменения.

 

В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.

Как следует из материалов дела, инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки ООО "Строй-Мастер" первичного расчета по страховым взносам за 1 квартал 2022 года, представленного 12.04.2022, Инспекцией, в соответствии с п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации, в адрес заявителя направлено требование о представлении документов (информации) N 09-34/11427НАН от 17.05.2022.

Согласно названному требованию, у налогоплательщика были запрошены: договоры, со всеми приложениями, изменениями, дополнениями, спецификациями, акты выполненных работ, штатное расписание за 2021 - 2022 гг., заключенные с одной стороны с физическими лицами: В.С.В., Г.Ф.Ф., М.В.П., М.А.В., М.В.В., М.В.В., С.Ю.В., Ш.Д.А., а с другой - с ООО "Строй-Мастер".

ООО "Строй-Мастер" по акту от 02.08.2022 N 11275 представлены возражения в срок, установленный п. 5 ст. 101.4 НК РФ (входящий N 40420 от 23.08.2022).

В представленных возражениях ООО "Строй-Мастер" указывает на ограниченную возможность у налогового органа по истребованию документов (информации) в рамках камеральной налоговой проверки, также указывает на наличие информации у Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Башкортостан о статусе и сделках, произведенных ООО "Строй-Мастер" с плательщиками налога на профессиональный доход. Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Башкортостан не представлены доказательства обоснованности запрашиваемого документа - штатного расписания за 2021 2022 гг.

Общество с требованием не согласилось и обжаловало его в УФНС России по Республике Башкортостан. Решением Управления ФНС России по РБ от 19.09.2022 N 285/17 жалоба Общества на действия сотрудников налогового органа по вынесению и направлению требования от 17.05.2022 N 0934/11427/НАН оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с действиями Инспекции по выставлению и направлению требования от 17.05.2022, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о соответствии требования налогового органа действующему законодательству, отсутствию нарушений прав и законных интересов общества указанным требованием.

Суды не установили оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

При этом указанному праву налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункт 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ).

Статьей 88 НК РФ предусмотрен порядок проведения камеральной налоговой проверки.

Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В силу пунктов 3 и 4 статьи 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой (за исключением камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса) выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Исходя из пункта 5 статьи 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений плательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 88 НК РФ при проведении налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 Кодекса или если представление документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

В соответствии с пунктом 8.6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (пункт 1 статьи 93 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого плательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого плательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Налоговый орган, должностное лицо которого вправе истребовать документы (информацию) в соответствии с пунктами 1. 2 и 2.1 статьи 93.1 НК РФ, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности плательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 НК РФ).

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного пунктом 3 статьи 93 НК РФ срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Статьей 93 НК РФ не конкретизирован перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика (налогового агента), а в силу пункта 1 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган также наделен правом на истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, что не исключает их получение, в том числе и от самого проверяемого лица.

Таким образом, налоговый орган может запросить любые документы, необходимые для проверки расчета и уплаты налогов и страховых взносов.

В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ) физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

Согласно статье 4 Закона N 422-ФЗ налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Законом N 422-ФЗ.

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется (пункты 1, 2 статьи 5 Закона N 422-ФЗ).

Статьей 14 Закона N 422-ФЗ предусмотрено, что при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения "Мой налог" и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение "Мой налог" устанавливаются порядком использования мобильного приложения "Мой налог".

Как усматривается из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного обществом первичного расчета по страховым взносам за 1 квартал 2022 года.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ в адрес заявителя направлено требование о представлении документов (информации) N 09-34/11427НАН от 17.05.2022.

Из требования от 17.05.2022 N 09-34/11427НАН следует, что инспекцией запрашиваются документы по взаимоотношениям налогоплательщика с физическими лицами.

Заявитель указывает на то, что все перечисленные лица являются плательщиками НПД (информация отражена на официальном сайте ФНС России - https://Npd.Nalog.ru/check-status/) и самостоятельно исполняют налоговые обязательства, о чем было известно налоговому органу.

Кроме того, налогоплательщик считает неправомерным истребование штатного расписания за 2021, 2022 гг., поскольку такой документ регулирует отношения между работником и работодателем учетом того обстоятельства, что инспекция располагала данными о расчетах ООО "Строй-Мастер" с названными лицами, как плательщиками налога на профессиональный доход, оснований для истребования штатного расписания, не имелось.

Налоговый орган указывает на то, что в рамках анализа данных имеющихся в информационных ресурсах им установлено следующее.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, ООО "Строй-Мастер" ИНН 0275087091 состоит на налоговом учете в Инспекции с 18.10.2017.

Основной вид деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий (фактический вид совпадает).

Организация применяет упрощенную систему налогообложения:

- в 2019 году сумма полученных доходов составила 1 450 951 руб. - в 2020 году сумма полученных доходов составила 20 024 259 руб.

- в 2021 году сумма полученных доходов составила 19 373 271 руб.

- срок предоставления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2022 года 25.03.2023

Налоговый орган указывает на то, что имея значительную сумму поступлений на расчетный счет (как указано выше) численность предприятие указывало 0 человек.

Среднесписочная численность организации (согласно расчетам по страховым взносам):

- за 12 месяцев 2019 - 0 человек (2020 - 0 чел., 2021 - 0 чел., 2022 - 0 чел.).

Также, Инспекцией установлено, что Обществом в 2021 - 2022 выплачивалось вознаграждение лицам, зарегистрированным в качестве плательщиков НПД ("самозанятым").

Кроме того, в рамках камеральной проверки расчета по страховым взносам за 2021 год, в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ, Инспекцией в адрес Общества направлено требование о представлении пояснений от 30.03.2022 N 6076 с указанием на то, что выявлены ошибки (искажения, нестыковки) при расчете контрольных соотношений и рисков нарушения налогового законодательства с привлечением "самозанятых" с подменой трудовых договоров договорами гражданско-правового характера.

В ответ на данное требование Заявителем представлено письмо без даты и номера из содержания которого следовало, что требование от 30.03.2022 не содержит указания ошибки (противоречия, нестыковки) в расчете по страховым взносам за 2021, что Общество привлекало "самозанятых" в рамках действующего законодательства, а также что требование не соответствует законодательству и Общество вправе его не исполнять.

Инспекция считает, что запрошенные налоговым органом документы имеют значение для формирования выводов о правильности исчисления и уплаты страховых взносов за 1 квартал 2022 года, поскольку в ходе анализа ею установлены обстоятельства, свидетельствующие о предполагаемом риске нарушения налогового законодательства.

Учитывая установленные по результатам исследования совокупности представленных в материалы дела доказательств обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что перечень истребованных инспекцией документов, соответствует положениям налогового законодательства, в том числе пункту 8.6 статьи 88, статье 93 НК РФ.

При таких обстоятельствах Инспекция при предъявлении обществу требования о предоставлении документов действовала в пределах полномочий, определенными названными выше нормами НК РФ.

Из материалов проверки следует, что истребование указанных налоговым органом сведений обусловлено необходимостью подтверждения (опровержения) полноты и правильности исчисления и уплаты обществом страховых взносов за 1 квартал 2022 года.

Целью истребования документов (п. 1 ст. 93 НК РФ) не является подтверждение или опровержение обоснованности отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ), а является наличие либо отсутствие факта получения обществом необоснованной налоговой выгоды, путем искажения налоговой базы и объекта налогообложения по страховым взносам, в частности, подмены трудовых отношений договорами гражданско-правового характера (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что в данной ситуации отсутствовала совокупность предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания действий инспекции недействительными, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств.

Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.04.2023 по делу N А07-32910/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-мастер" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Д.В.ЖАВОРОНКОВ

 

Судьи

О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Е.А.КРАВЦОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Право проведения налоговых проверок
  • 10.09.2013   Согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
  • 31.03.2009   Данным постановлением КС РФ признал неконституционной ст.89 НК РФ, ограничив право налоговиков на повторные проверки.
  • 07.07.2008   При рассмотрении спора также установлено нарушение инспекцией ст. 89 НК РФ, в частности то, что выездная налоговая проверка согласно акту проводилась не по месту нахождения налогоплательщика, а по месту нахождения налогового органа

Вся судебная практика по этой теме »

Право истребовать документы
  • 09.10.2023  

    Оспариваемым решением общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа за непредставление части запрашиваемых документов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку правом на истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого общества, налоговые органы наделены и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в связи с чем выставление налоговым орг

  • 07.10.2013  

    Подлежат выяснению причины невозможности представления документов, обеспечение их восстановления в целях установления реального объема обязательств перед бюджетом, учитывая, что наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований

  • 05.05.2010   Отсутствие конкретных реквизитов (индивидуализирующих признаков) документов в требовании не позволяет налоговому органу привлечь налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в случае их непредставления. В тоже время, оспариваемое требование само по себе не нарушает права налогоплательщика, поскольку положения статей 89, 93 НК РФ в их совокупности и взаимной связи не содержат запрета налоговому органу истребовать любые документы, относящиеся к

Вся судебная практика по этой теме »