Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Бухгалтеру госсектора. Самые важные изменения законодательства 2016 года

Бухгалтеру госсектора. Самые важные изменения законодательства 2016 года

10.05.2016

Бюджетная классификация

При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год, КОСГУ применяться не будет (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ). Соответственно, бюджетные росписи, бюджетные сметы и Планы ФХД не будут детализироваться по КОСГУ. При составлении и исполнении бюджетов начнут использоваться три классификатора – доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, в состав которых КОСГУ больше входить не будет.

Санкционирование расходов в 2016 году будет осуществляться без применения КОСГУ. При этом целевой характер расходов будет определяться в том числе по коду вида расходов. Поэтому ревизоры больше не смогут использовать КОСГУ для квалификации расходов организаций госсектора в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

В то же время КОСГУ по-прежнему будет входить в состав бюджетной классификации Российской Федерации и будет применяться для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, то есть для отражения уже совершившихся событий (п. 1 ст. 18, ст. 19 Бюджетного кодекса РФ). А ответственность, предусмотренную ст. 15.11 КоАП РФ, за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности никто не отменял. Более того, Правительство РФ инициировало ужесточение этой ответственности, соответствующий законопроект1 к настоящему времени принят в первом чтении.

Коды классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, как и сегодня, будут состоять из 20 знаков (информация о порядке применения бюджетной классификации приводится в соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в редакции приказа Минфина России от 8 июня 2015 г. № 90н и приказа Минфина России от 1 декабря 2015 г. № 190н). Три знака, «высвобождающиеся» в связи с исключением КОСГУ, приобретают новое значение.

В разрядах 18-20 кода классификации доходов бюджетов будет отражаться аналитическая группа подвида доходов бюджетов. Набор цифр, составляющих группу подвида доходов, повторяет «доходные» коды КОСГУ. Таким образом, в 2016 году при перечислении средств в доход бюджета в платежных документах в большинстве случаев необходимо будет указывать прежний набор из 20 цифр, поэтому роста невыясненных поступлений не ожидается.

Принципиально изменится структура классификации расходов бюджетов. Код целевой статьи расходов бюджетов будет состоять из 10 разрядов (8-17 разряды). Для всех бюджетов бюджетной системы действует единое правило: целевая статья должна состоять из двух частей. Первая часть – код программной (непрограммной) статьи (8-12 разряды), вторая часть – код направления расходов (13-17 разряды). Конкретный порядок формирования каждой части целевой статьи определяется публично-правовым образованием самостоятельно с учетом общих требований, установленных Указаниями о порядке применения бюджетной классификации.

Будет скорректирован порядок применения кодов видов расходов. Эти коды будут применять как участники бюджетного процесса, так и бюджетные (автономные) учреждения.

Существенное нововведение: уплата страховых взносов по обязательному социальному страхованию, начисляемых на выплаты персоналу (сотрудникам), будет отражаться по отдельным кодам видов расходов (119, 129, 139 и 149). По этим же элементам видов расходов будет учитываться выплата пособий за счет ФСС РФ. Уплата страховых взносов, начисляемых на выплаты по гражданско-правовым договорам, как и в настоящее время, будет отражаться по тем элементам видов расходов группы 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», за счет которых осуществляется выплата физлицу.

Выплаты персоналу (сотрудникам), не включенные в фонд оплаты труда, будут отражаться обособленно по отдельным элементам видов расходов (112, 122 и 142). Речь идет, в частности, о командировочных расходах. В 2016 году денежные средства на командировки будут выдаваться общей суммой, без детализации по кодам КОСГУ. И только на основании Авансового отчета в учете будет отражено, на что конкретно израсходованы средства.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

При формировании учетной политики на 2016 год и учетных показателей на первый отчетный день 2016 года должна применяться новая редакция п. 21 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее – Инструкция № 157н). Этот пункт устанавливает структуру номера счета бухгалтерского (бюджетного) учета. Поправки были внесены в него п. 2 приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н.

Несмотря на существенные изменения структуры КБК, разрядность счета в плане счетов бухгалтерского (бюджетного) учета останется прежней. Как и сейчас, он будет состоять из 26 знаков.

В 1-17 разрядах номера счета бюджетного учета в 2016 году необходимо будет отражать показатели с 4 по 20 разряд новых кодов КДБ, КРБ и КИФ.

Решен вопрос с применением КБК в целях учета нефинансовых активов казенными учреждениями. В течение года 1-17 разряды номера счета по учету этих активов пока предполагается формировать по прежним правилам. А вот при формировании остатков на начало года в коде счета могут быть оставлены только коды раздела и подраздела, а в 5-17 разрядах номера счета будут указываться нули (последний абзац п. 2 новой редакции Инструкции № 162н в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2015 г. № 184н). Согласно учетной политике для данных целей выбор раздела и подраздела может осуществляться исходя из того функционала, в рамках которого используются конкретные объекты нефинансовых активов. Планируется, что данное правило будет распространяться на все нефинансовые активы, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000.

Еще одно новшество: при формировании счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения» и корреспондирующего с ним счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» вместо кодов раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов необходимо будет указывать нули (абз. 6 п. 2 Инструкции № 162н в новой редакции).

Бюджетные и автономные учреждения с 1 января 2017 года будут обязаны в разрядах с 1 по 4 номера счета указывать код раздела, код подраздела расходов бюджета (п. 21.1 Инструкции № 157н). Своей учетной политикой эти учреждения могут перенести начало применения данного правила на 1 января 2016 года.

Бюджетные и автономные учреждения с 1 января 2016 года могут предусмотреть в своей учетной политике, что в разрядах с 1 по 4 номера счета должен указываться код раздела, код подраздела расходов бюджета. С 1 января 2017 года это правило станет для них обязательным (п. 21.1 Инструкции № 157н).

Учетная политика для целей как бухгалтерского, так и налогового учета применяется последовательно из года в год (п. 12 ст. 167 НК РФ, ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; далее – закон о бухучете). Законодательство допускает возможность изменения учетной политики в случаях, перечисленных в ч. 6 ст. 8 закона о бухучете и в ст. 313 НК РФ.

Так, изменение учетной политики для целей бухгалтерского учета может производиться в случае:

  • изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработки и выбора организацией нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий деятельности организации.

Изменения в учетную политику должны быть утверждены не позднее 31 декабря 2015 года (абз. 6 ст. 313 НК РФ, ч. 5 ст. 8 закона о бухучете).

При формировании учетной политики на 2016 год организации госсектора должны учитывать соответствующие новые положения п. 13 и п. 21 Инструкции № 157н (в редакции приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н) и Инструкции № 162н (в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2015 г. № 184н). В частности, необходимо скорректировать рабочий план счетов, изменить порядок принятия к учету объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, а также определить порядок перевода составленных на иностранных языках первичных документов.

Бухгалтерская (бюджетная) отчетность

Уже сейчас известны планы Минфина России по изменению порядка формирования бюджетной отчетности и бухотчетности бюджетных (автономных) учреждений2. Планируется, что большая часть новшеств будет применяться в 2016 году при составлении промежуточной бухгалтерской (бюджетной) отчетности и отчетности за 2016 год.

БЛАНКИ

Форма 0503128 (месячная, квартальная, годовая) «Отчет о бюджетных обязательствах»

Форма 0503738 (полугодовая, годовая) «Отчет об обязательствах учреждения»

Форма 0503160 (квартальная, годовая) «Пояснительная записка»

Форма 0503760 Пояснительная записка к Балансу учреждения;

При формировании отчетности за 2015 год следует обратить внимание на то, что в Балансах не должно остаться отрицательных остатков по счетам учета расчетов (в том числе по счетам учета расчетов по оплате труда). Баланс за 2015 год бюджетные и автономные учреждения будут сдавать по новому формату: в графах 5 и 9 должны быть собраны данные по всем собственным доходам (доходам от оказания платных услуг, средствам ОМС и средствам во временном распоряжении).

В течение 2015 года Отчеты (ф.ф. 0503128, 0503738) уже представлялись в новой редакции.

В годовой отчетности в составе Пояснительной записки должна быть представлена расшифровка к этим отчетам – Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф.ф. 0503175, 0503775). Бюджетным и автономным учреждениям придется сдавать новую форму – «Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания и по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений» (ф. 0503762).

Данные годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности должны быть подтверждены результатами инвентаризации (п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, п. 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений).

Особое внимание следует уделить анализу дебиторской задолженности. Вся дебиторка, отраженная в отчетности за 2015 год, должна быть обоснованна. Иными словами, ее возникновение должно быть обусловлено положениями определенных нормативных правовых актов. Например, суммы перечисленных контрагентам авансов не могут превышать предельные значения, установленные в публично-правовом образовании. А само решение о перечислении аванса должно отвечать требованиям Бюджетного кодекса РФ по эффективному использованию бюджетных средств. Дебиторка, не отвечающая понятию актива, должна быть списана с баланса. Основанием для списания, напомним, служит заключение юридической службы о том, что исчерпаны все возможности по истребованию задолженности, в том числе по истребованию в судебном порядке.

Другой важный участок инвентаризации – анализ показателей по счету 0 106 10 000 «Вложения в недвижимое имущество учреждения» с обязательным выездом комиссии на строительные площадки. В балансовом учете должны числиться вложения только в те объекты, которые впоследствии будут учтены в составе нефинансовых активов. Остальные вложения следует списать с баланса в порядке, установленном в публично-правовом образовании.

Ни в активе, ни в пассиве Балансов не должно остаться «отрицательных» остатков – сальдо по всем счетам расчетов по состоянию на конец отчетного периода должно быть «развернуто». Например, при наличии дебиторской задолженности по налогам ее необходимо будет отразить в активе баланса, а не в пассиве со знаком «минус».

Проверьте начисление (корректировку) показателей по резервам предстоящих расходов: по расходам на предстоящую оплату отпусков, на оплату обязательств по исковым требованиям, на покрытие обязательств, которые возникнут в связи с планируемой реорганизацией, а также по отсутствующим на отчетную дату документам.

На основании заключенного Соглашения о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на 2016 год отразите в 2015 году доходы будущих периодов (если это предусмотрено учетной политикой).

Планирование, санкционирование и оформление платежных документов

В случае одобрения предложенных Минфином России поправок показатели бюджетных смет получателей бюджетных средств будут формироваться в разрезе кодов КРБ с детализацией до кодов групп, подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. Такое правило предусмотрено соответствующим проектом ведомственного приказа3.

В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения согласно новому порядку формирования Плана ФХД по большинству позиций могут планировать свои расходы на 2016 год по видам расходов (п. 8.1, п. 13 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н). При этом плановые показатели по выплатам могут быть детализированы до уровня групп и подгрупп видов расходов. Эти правила подлежат обязательному применению при формировании планов на 2017 год. (п. 2 приказа Минфина России от 24 сентября 2015 г. № 140н).

С 28 марта 2016 года вступят в силу изменения в приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». В частности, поправки затронули порядок отражения ИНН, КПП, КБК, ОКТМО и УИН в платежных документах на перечисление налогов и других платежей в бюджет.

Административная ответственность

С 9 декабря 2015 года введена административная ответственность за нарушение учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом (ст. 7.35 КоАП РФ, наказание для должностных лиц – штраф в размере от 1% до 10% цены совершенной сделки или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет, для юридических лиц – штраф в размере от 10% до 20% цены совершенной сделки). Штрафовать будут также за непредставление или ненадлежащее представление обязательных сведений (информации) в Росимущество (ст. 19.7.12 КоАП РФ, размер штрафа для граждан – 3-5 тыс. руб., для должностных лиц – 10-20 тыс. руб., для юридических лиц – 70-100 тыс. руб.).

Существуют законопроекты, предусматривающие ужесточение ответственности за нарушение порядка представления статистической информации (ст. 13.19 КоАП РФ), за бухгалтерские нарушения (ст. 15.11 КоАП РФ), а также введение ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок (ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Госзакупки

С 1 января 2016 года вступают в силу положения Главы 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по планированию и нормированию закупок.

НДФЛ

Существенно скорректированы положения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

В частности, перечислять НДФЛ с пособий по временной нетрудоспособности и отпускных необходимо будет по итогам месяца. Можно будет сэкономить время – подготовить один платежный документ на общую сумму задолженности. При выплате других доходов будет применяться единое правило, которое легко запомнить: НДФЛ перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода (подп. "г" п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ).

А вот работы по составлению отчетности станет больше – придется представлять не только годовой расчет по НДФЛ, но и расчеты по форме 6-НДФЛ по истечении каждого квартала (подп. «а» п. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 113-ФЗ). Впервые по форме 6-НДФЛ придется отчитаться за I квартал 2016 года (письмо ФНС России от 24 ноября 2015 г. № БС-4-11/20483@).

Кстати, уже с 8 декабря 2015 года действует новая форма 2-НДФЛ, которую, как напомнила налоговая служба, необходимо будет использовать при формировании отчетности за текущий год (приказ ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485@).

Налог на прибыль

В будущем году вести налоговый учет станет немного проще. Все основные средства и нематериальные активы стоимостью 100 тыс. руб. и меньше при налогообложении прибыли можно будет списать на расходы сразу после ввода в эксплуатацию (п. 7-8 ст. 2, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ). Прежний лимит в 40 тыс. руб. будет применяться к объектам, вводимым в эксплуатацию до 1 января 2016 года.

Страховые взносы

С 1 января 2016 года вырастут предельные величины базы для начисления соцвзносов. Предельная величина базы для начисления взносов в ФСС увеличена до 718 тыс. руб., а для взносов в ПФР – до 796 тыс. руб. (постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265).

Вероятно, в 2016 году перед ПФР необходимо будет отчитываться ежемесячно. Предполагается, что страхователи ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), будут отчитываться в ПФР о каждом работающем у них лице, включая тех, кто заключил договоры гражданско-правового характера, предусматривающие начисление страховых взносов. За непредставление страхователем этих сведений в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к нему будут применяться финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на прибыль
Все новости по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все новости по этой теме »

Административное производство (особенности)
Все новости по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
Все новости по этой теме »

Бухгалтерская отчетность
Все новости по этой теме »

Налог на прибыль
Все статьи по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все статьи по этой теме »

Административное производство (особенности)
Все статьи по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
Все статьи по этой теме »

Бухгалтерская отчетность
Все статьи по этой теме »

Налог на прибыль
  • 07.04.2024  

    Налоговый орган пришел к выводу, что представленные обществом документы не подтверждают реальность хозяйственных операций (пропуск трафика и оказание услуг по пропуску трафика) между обществом и контрагентами, которые не имели возможности исполнить обязательства, предусмотренные договорами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку приговором подтвержден факт умышленных и согласованных действи

  • 07.04.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с выводом о создании обществом искусственного документооборота с целью формального соблюдения (создания) условий для применения налоговых вычетов по НДС и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказаны наличие недостоверной информации в представлен

  • 07.04.2024  

    Налоговым органом принято решение о доначислении НДС, налога на прибыль в связи с выводом о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды по операциям с контрагентами, а также доначислении НДФЛ и страховых взносов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не представлены доказательства реальности хозяйственных операций с контрагентами, надлежащего исполнения обязательств по


Вся судебная практика по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 07.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДФЛ, пени и штраф.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку договор между обществом и контрагентом не противоречит законодательству об оказании услуг и фактически представляет собой договор абонентского обслуживания, таким образом, равные платежи с одинаковой периодичностью соответствуют гражданско-правовому законодательству.

  • 07.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ, НДС, начислены пени и штрафы в связи с выявлением факта создания в целях получения налоговой экономии схемы дробления бизнеса.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказаны факты ведения предпринимателем централизованной деятельности с использованием группы подконтрольных взаимозависимых лиц с целью контроля достижения предельной велич

  • 31.03.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о необоснованном завышении расходов на основании документов, оформленных контрагентом, а также формальном характере взаимоотношений налогоплательщика с данным контрагентом, их взаимозависимости.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказано, что взаимозависимость налогоплательщ


Вся судебная практика по этой теме »

Административное производство (особенности)
  • 06.02.2023  

    О признании незаконным постановления о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ за нарушение валютного законодательства, что выразилось в выплате обществом своим работникам-нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в действиях общес

  • 17.01.2016  

    Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение правил хранения оружия и патронов. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований законодательства РФ, предотвращение и устранение выявленных нарушений до момента обнаружения выявленных административных правонару

  • 14.07.2015  

    Свидетельские показания в отсутствие иных доказательств не могут являться допустимыми доказательствами, определяющими субъекта административного правонарушения, и, как следствие, служить основанием привлечения того или иного лица к административной ответственности.


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 27.03.2024  

    Орган Фонда пенсионного и социального страхования указывает на совершение обществом правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку пропущен срок на обращение в арбитражный суд.

  • 04.02.2024  

    Фонд пришел к выводам о преднамеренном приеме работника на работу перед наступлением страхового случая, о несоответствии профессии и должности диплому об образовании, о невозможности осуществлять физический труд.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт создания страхователем искусственной ситуации, направленной на неправомерную выплату страхового обеспечения, не доказан.

  • 13.12.2023  

    Налоговый орган доначислил страховые взносы, начислил пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком базы для исчисления страховых взносов в связи с использованием схемы ухода от налогообложения в виде подмены трудовых отношений на гражданско-правовые.

    Итог: в удовлетворении требования отказано в части признания недействительным решения, поскольку фактически налогоплательщиком создана схема, на


Вся судебная практика по этой теме »

Бухгалтерская отчетность
  • 20.03.2024  

    Налоговый орган начислил НДС и налог на прибыль, указывая на недостоверность сведений бухгалтерского учета общества.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности общества и его контрагентов, не дана оценка реальности операций между ними.

  • 14.02.2024  

    Налоговый орган предложил налогоплательщику уменьшить НДС, излишне заявленный к возмещению, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, а также отказал в возмещении частично НДС, заявленного к возмещению, сделав вывод о фиктивном характере сделок налогоплательщика с контрагентами с целью получения налоговой выгоды.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку под

  • 16.01.2024  

    Общество ссылается на то, что учетные бухгалтерские регистры в бумажном виде не переданы, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету также не передана.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все документы о финансово-хозяйственной деятельности общества, имевшиеся в распоряжении бывшего руководителя, переданы новому генеральному директору.


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на прибыль
Все законодательство по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все законодательство по этой теме »

Административное производство (особенности)
Все законодательство по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
Все законодательство по этой теме »

Бухгалтерская отчетность
Все законодательство по этой теме »