Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 14.03.2024 г. № 03-04-05/22629
Письмо Минфина России от 14.03.2024 г. № 03-04-05/22629
Вопрос: О налоговой базе, ставке, вычетах, освобождении от уплаты НДФЛ, о предоставлении льгот по налогу на имущество физических лиц.
12.02.2025Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14.03.2024 г. № 03-04-05/22629
Департамент налоговой политики (далее - Департамент) рассмотрел обращение, поступившее письмом от 13.02.2024, и сообщает следующее.
В части вопроса о налогообложении доходов физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, в том числе на физических лиц, получающих доходы как в денежной, так и в натуральной формах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В настоящее время в Российской Федерации для налогообложения большинства видов доходов физических лиц, в сумме не превышающих 5 млн рублей за налоговый период, установлена единая ставка в размере 13 процентов.
Вместе с тем действующая система налогообложения по налогу на доходы физических лиц ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения, в частности, стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 220 Кодекса.
Таким образом, при наличии оснований, установленных статьями 218 - 220 Кодекса, налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета, который уменьшает его подлежащие налогообложению доходы, указанные в подпункте 9 пункта 2.1 или пункте 6 статьи 210 Кодекса, в соответствующем налоговом периоде.
Кроме того, статьей 217 Кодекса предусмотрен перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц. При этом выплаты, которые на основании федеральных законов положены семьям с детьми, как правило, освобождены от налогообложения.
Одновременно сообщаем, что предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В части вопроса о налогообложении имущества физических лиц.
В соответствии со статьями 12 и 15 Кодекса налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, средства от уплаты которого зачисляются в местные бюджеты и являются существенными доходными источниками указанных бюджетов.
На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части местных бюджетов представляется недопустимым.
В связи с этим на федеральном уровне по налогу на имущество физических лиц перечень налоговых льгот и исключений ограничен.
Так, пунктом 6.1 статьи 403 Кодекса предусмотрено, что физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставляется дополнительный налоговый вычет по налогу на имущество физических лиц в размере кадастровой стоимости 5 кв. м общей площади квартиры, части квартиры, комнаты (7 кв. м общей площади жилого дома, части жилого дома) в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.
Представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры указанных выше налоговых вычетов, а также устанавливать дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц.
Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся предоставления дополнительных налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц многодетным семьям, могут быть урегулированы на местном уровне без внесения изменений в Кодекс.
Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
14.03.2024



