Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 20.05.2022 г. № 03-04-09/47034
Письмо Минфина России от 20.05.2022 г. № 03-04-09/47034
Вопрос: Об НДФЛ при продаже жилого помещения.
07.06.2022Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20.05.2022 г. № 03-04-09/47034
Департамент налоговой политики в связи с письмом от 17.05.2022 рассмотрел обращение и по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества, сообщает следующее.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Кодекса освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 Кодекса.
Так, подпунктом 4 пункта 3 статьи 217.1 Кодекса установлено, что минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года, в случае если в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).
На основании абзаца второго подпункта 4 пункта 3 статьи 217.1 Кодекса в целях указанного подпункта не учитывается жилое помещение (доля в праве собственности на жилое помещение), приобретенное (приобретенная) в собственность налогоплательщика и (или) его супруга (супруги) в течение 90 календарных дней до даты государственной регистрации перехода права собственности на проданное жилое помещение (проданную долю в праве собственности на жилое помещение) от налогоплательщика к покупателю.
Исходя из вышеизложенного, если на момент продажи жилого помещения в собственности налогоплательщика не находится иное жилое помещение (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым подпункта 4 пункта 3 статьи 217.1 Кодекса), минимальный предельный срок владения проданным жилым помещением будет составлять три года.
Если срок владения жилым помещением менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, то доход от продажи такого жилого помещения подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
В то же время с учетом положений подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогообложению будет подлежать не полная сумма полученного дохода от продажи жилого помещения, а сумма дохода, уменьшенная на размер имущественного налогового вычета, не превышающего в целом 1 000 000 рублей, или на сумму фактически произведенных налогоплательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением продаваемого жилого помещения.
В случае реализации предложения об отмене уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов отдельных категорий налогоплательщиков необходимо учитывать, что суммы налога на доходы физических лиц в основном поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, из которых, в частности, финансируются программы социальной поддержки.
При этом освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц не является субсидией или иной социальной выплатой отдельным категориям граждан.
Кроме того, отмечаем, что органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать решения о поддержке той или иной категории граждан в рамках адресной социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Дополнительно сообщаем, что ранее физлицо по вышеуказанному вопросу в Департамент не обращалось.
Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
20.05.2022



