
Проведение скрытых повторных проверок
В соответствии со статьей 87 НК РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. На практике налоговые органы злоупотребляют данным правом, предметом разбирательства в Постановлении ФАС Московского округа от 27 мая 2003 г. № КА-А40/3060-03 стало именно такое злоупотребление. Суд отметил:
Последствия нарушения процедуры взыскания налога
При взыскании сумм налогов за счет имущества налогоплательщика налоговые органы обязаны четко следовать установленной в НК РФ процедуре, а также строго выполнять очередность действий. Ненадлежащее выполнение таких действий может привести к признанию недействительной процедуры взыскания налогов. Такая ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС Центрального округа от 20 января 2004 г. № А09-6110/03-30:
Направление Требования об уплате налога
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику требование об уплате налога и сбора. Многим налогоплательщикам приходят требования об уплате налога совершенно неожиданно, когда по данным самого налогоплательщика отсутствует недоимка. Либо само требование оформлено так, что невозможно установить, на основании чего возникла недоимка, по какому налогу и т.п. Аналогичная ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС Московского округа от 30 апреля 2003 г. № КА-А41/2216-03:
Порядок взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика
При взыскании налогов за счет имущества, кроме денежных средств, налогоплательщика необходимо четкое соблюдение процедуры взыскания. Налоговые органы зачастую считают, что могут перейти ко взысканию имущества, то есть "перепрыгнуть" взыскание со счетов налогоплательщиков. Насколько правомерна такая позиция, рассматривали в Постановлении ФАС Уральского округа от 20 января 2004 года № Ф09-4920/03-АК:
Начисление пени на безнадежную недоимку
При невозможности взыскать налог из-за пропуска пресекательных сроков налоговые органы пытаются взыскать с налогоплательщика пеню, выставляя Требование об уплате налога и указывая в нем лишь сумму пени. Такая ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС Уральского округа от 22 января 2004 года №Ф09-4965/03-АК:
Последствия ненадлежащего направления требования об истребовании документов
В силу статей 93 и 88 НК РФ налоговые органы могут затребовать у налогоплательщика необходимые документы. За непредоставление документов может наступить ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ. При этом налоговый орган обязан надлежащим образом вручить налогоплательщику требование о предоставлении документов. Какие последствия наступают в следствие ненадлежащего направления требования, рассматривали в ...
Взыскание налогов и процедура банкротства
При проведении процедур банкротства законодательство устанавливает особый порядок расчетов должника с кредиторами, в том числе и по налогам. Но на практике возникают ситуации, когда налоговый орган считает себя особенным кредитором и предпринимает действия по взысканию недоимки. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 12 января 2004 года № Ф04/108-1004/А67-2003 в такой ситуации отмечено следующее:
Искусственное восстановление сроков взыскания безнадежной недоимки
Одним из излюбленных налоговыми органами приемами при проведении выездной налоговой проверки являются следующие действия: налоговые органы включают в состав недоимки ту недоимку, которая образовалась за пределами трех лет, или за тот период, когда невозможно провести еще раз повторную проверку. Период возникновения такой недоимки всегда лежит за пределами срока, за который проводится проверка. То есть налоговые органы пытаются восстановить пресекательные сроки взыскания налогов. Насколько правомерны такие действия, рассмотрено в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27 ноября 2003 года № А13-4279/03-08:
Если на одном из расчетных счетов нет денег, можно ли взыскивать налоги за счет иного имущества налогоплательщика
Статья 47 НК РФ устанавливает, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика - организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ. На практике налоговые органы очень часто перейти ко взысканию налога за счет иного имущества, используя данное право как инструмент давления на налогоплательщика. Например, налоговый орган, выяснив отсутствие денежных средств на одном расчетом счете при наличии других, приступает к процедуре, предусмотренной статьей 47 НК РФ. Насколько правомерны такие действия, рассматривали в ...
Предоставление справок по банковским счетам
Налоговым органам предоставлено право после мотивированного запроса требовать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 2 статьи 86 НК РФ).
Проведение проверок
Ответственность за непредоставление документов
При проведении
проверок налоговые органы имеет право
запрашивать документы на основании статьи
93 НК РФ. Но налоговые орган часто
злоупотребляют этим правом, указывая в
требовании либо, документы, не относящиеся
к проверке, либо указывают лишь
наименования требуемых документов (договоры,
счета-фактуры и т.п.). Последствия
применения последнего варианта отражены в
Постановлении ФАС Московского округа
от 3 марта 2003 г. № КА-А40/791-03:
Проблемы исчисления недоимки при камеральной проверке
Многие налогоплательщики уже испытали на себе последствия злоупотребления налоговыми органами своим правом истребовать документы при камеральной проверке. Данные Требования налоговых органов превращаются в инструмент давления на налогоплательщика, а также понуждают налогоплательщика нести неоправданные расходы по изготовлению огромного числа копий истребуемых документов. Мы уже писали, что из НК РФ возможно сделать вывод, что налоговый орган ограничен в объеме истребуемых документов при камеральной проверки. В связи с этим встает вопрос, возможно ли доначисление налога по итогам камеральной проверки. Такая спорная ситуация рассмотрена в ...
Получение доказательств при налоговом контроле
При проведении налогового контроля особое внимание следует уделять процедуре получения информации, которая в последствии может стать одним из доказательств при привлечении к ответственности. В частности, пункт 4 статьи 82 НК РФ устанавливает, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Зачастую налоговые органы пытаются использовать информацию, полученную от органов налоговой полиции. Вопрос о правомерности таких действий рассматривался в Постановлении ФАС Северо-западного округа от 11 сентября 2003 года № А05-155/03-8/12:
Применение НК РФ в отношении "платы за грязь"
Продолжаем следить за формированием судебной практики по платежам за загрязнение окружающей среды. И предлагаем ознакомиться несколькими Постановлениями ФАС Западно-Сибирского округа от 1 сентября 2003 года № Ф04/4377-1427/А27-2003, в котором отмечено следующее:
Какие документы можно истребовать при камеральной проверке ?
Практически каждый налогоплательщик сталкивается с тем, что при проведении камеральных проверок налоговые органы запрашивают такое количество документов, что такая проверка, по сути, превращается в аналог выездной проверки. О правомерности подмены одной формы налогового контроля другой разбирались в ...
Какие налоги может проверять налоговый орган на выездной проверке ?
Статья 89 НК РФ устанавливает, что выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Из-за того, что НК РФ не содержит четких требований к указанному решению, возникают спорные ситуации. В частности, налоговые органы считают, что могут проверять любые налоги, независимо от того, что указано в решении о проведении выездной проверки. Правомерность такого похода, рассматривали в ...
Истребование документов
На практике часто возникает вопрос, какие документы может затребовать налоговый орган и за непредоставление каких документов наступает ответственность по статье 126 НК РФ. В постановлении ФАС Уральского округа от 26 июня 2003 года № Ф09-1805/03-АК также указано, когда налоговый орган не имеет право требовать документы:
Порядок проведения выездной налоговой проверки
Из смысла статей 87-89 НК РФ следует, что налоговые органы могут проверить в одной проверке как все налоги, так и определенные налоги. Данное зависит от Решения руководителя налогового органа, который назначает проверку. Бывают случаи, когда налоговые инспекторы, видимо, хотят отличится и проверяют не только те налоги, которые указаны в решении о проведении проверки, но и еще и другие, выбранные по собственному желанию. К чему приводит такая "самодеятельность" отражено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 марта 2003 г.№ А78-6715/02-С2-8/287-Ф02-758/03-С1:
Досудебная процедура взыскания налога
Нормы законодательства построены таким образом, что нарушение со стороны налоговых органов процессуальных норм, закрепленных в НК РФ, влечет невозможность выполнения последующих действий для налоговых органов. В Постановлении ФАС Московского округа от 31 марта 2003 г. № КА-А41/1670-03 рассмотрена следующая ситуация:
В разделе Вы найдете наиболее важные законы, письма Минфина РФ и ФНС РФ, а также налоговые законопроекты. Ежемесячно в разделе Аналитика публикуются обзоры позиций Минфина и ФНС РФ. Для более удобного поиска по документам рекомендуем воспользоваться Рубрикатором.