
Процедура взыскания налога
Процедура взыскания налога за счет имущества налогоплательщика означает лишение последнего права собственности на его имущество, поэтому такая процедура должна проводиться в полном соответствии с законом, дабы не нарушить прав налогоплательщика. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 14 августа 2003 года № А 65-16981/02-СА2-22 рассмотрена интересная ситуация по взысканию:
Последствия подписания решения по налоговой проверке ненадлежащим лицом
Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит определенное решение (статья 101 НК РФ). На практике налоговые органы могут нарушить данные положения. Последствия несоблюдения данных норм рассматривали в ...
Направление требования об уплате налога по неправильному адресу. Последствия.
Налоговый Кодекс РФ предусматривает определенную досудебную процедуру по взысканию налога, которая жестко регламентирована нормами НК РФ. Тем не менее, налоговые органы пытаются сделать из данной процедуры некий элемент неожиданности, в частности направляют Требование об уплате налога по заведомо неправильному адресу. Какие последствия влечет такое Требование, рассматривали в ...
Как выявлять ненадлежащие повторные проверки
Статья 87 НК РФ устанавливает, что запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. На практике бывают ситуации, когда налоговые органы злоупотребляют данным правом, то есть формально назначая повторную проверку, преследует иные цели. Какие в таком случае наступают правовые последствия, рассмотрено в ...
Процедура взыскания налога
Налоговый Кодекс РФ предоставляет налоговым органам право принудительного взыскания сумм налогов как за счет денежных средств, так и иного имущества. Тем не менее, это не дает права налоговым органам использовать одновременное использование этих процедур взыскании. В Постановлении ФАС Центрального округа от 13 марта 2003 г. № А35-3830/02А отмечено:
Приостановление выездных проверок
В Инструкции МНС РФ от 10 апреля 2000 г. № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" предусматривается,. что проведение выездной проверки может быть приостановлено (пункт 1.10.2 Инструкции). То есть, по мнению МНС РФ, выездная проверка может длиться практически неограниченное время. По мнению ФАС Центрального округа, изложенному в Постановлении от 27 марта 2003 г. №А23-3480/02А-5-234, позиция МНС РФ не основана на нормах НК РФ:
Что такое мотивированное решение о проведении повторной проверки ?
Статья 87 НК РФ устанавливает, что повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований статьи 87 НК РФ. Зачастую налоговые органы считают, что само назначение повторной проверки само по себе является основанием для проведения повторной проверки. Насколько правомерна такая позиция, разбирались в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31 марта 2003 года № Ф04/1441-201/А75-2003:
Оформление решения о проведении проверки
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа (статья 89 НК РФ). Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается МНС РФ (Приказ МНС РФ от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318). В частности, в Решении указывается период проверки. Бывают случаи, когда налоговые органы пренебрегают требованиям по составлению Решения о проведения проверки. Такая ситуация может привести к последствиям, указанным в Постановлении ФАС Уральского округа от 6 ноября 2003 года № Ф09-3667/03-АК:
Что такое решение о взыскании налога ?
И снова возвращаемся к процедуре принудительного взыскания налога. Мы уже говорили, что нарушение такой процедуры со стороны налогового органа, может лишать налоговый орган права взыскания сумм налогов. Но сама по себе процедура взыскания в НК РФ описана не всегда четко и понятно, что может привести, порой, к неожиданным выводам. Поэтому хотим обратить Ваше внимание на Постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 января 2003 года Дело N А42-6926/02-С4
Какой налоговый орган может проводить налоговую проверку
В силу статьи 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. То есть один и тот же налогоплательщик может встать на учет по разным основаниям в нескольких налоговых инспекциях. В таком случае возникает вопрос, какой именно налоговый орган может проводить в отношении налогоплательщика процедуры налогового контроля. Именно с таким вопросом разбирались в ...
Может ли налоговый орган определить состав регистров налогового учета и применить статью 126 НК РФ ?
При применении пункта 1 статьи 126 НК РФ возникает вопрос, может ли налоговый орган самостоятельно определять, какие документы должен составлять налогоплательщик и соответственно предоставлять по запросу налогового органа. Именно такая спорная ситуация рассмотрена в ...
Ответственность по статье 134 НК РФ
Истребование документов
Порядок истребования документов
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы (пункт 1 статьи 93 НК РФ). Налоговые органы часто злоупотребляют этим правом, запрашивая документы, без указания их реквизитов. На основании таких требований налоговые органы пытаются привлечь налогоплательщиков к ответственности по статье 126 НК РФ. По аналогичной ситуации в Постановлении ФАС Волго-вятского округа от 14 октября 2002 года № А79-2832/02-СК1-2410 отмечено:
Как определить год проведения выездной проверки ?
Статья 87 НК РФ устанавливает ограничения для проведения налогового контроля, а именно, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. В данном случае встает вопрос о том, что такое год проведения проверки. Поскольку НК РФ не дает прямого ответа на этот вопрос, возникают споры.
Порядок составления и направления Требования об уплате налогов
Пунктом 4 статьи 69 НК РФ установлены обязательные реквизиты Требования а именно:
1) сумма задолженности по налогу
2) размер пеней, начисленных на момент направления требования
3) срок уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах,
4) срок исполнения требования, меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Пресекательный срок на взыскание налога
У многих налогоплательщиков возникает вопрос, а есть ли предельный срок, в течение которого налоговые органы могу взыскать недоимку по налогам. Ведь в НК РФ не содержится прямого указания на такой срок, а такой срок обязательно должен быть, на что указывалось Конституционным судом. Тем не менее, налоговые органы считают, что недоимку они могут взыскивать, когда захотят и выставляют требования об уплате налога и пени. Какие последствия влекут такие действия, отражено в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22 июля 2003 года № А66-1470-03
Как бороться с затягиванием выездных проверок
Мы подробно освещали последствия Постановления Конституционного Суда РФ № 14-П от 16 июля 2004 года. Очевидно, что налоговые органы часто злоупотребляют своими правами и затягивают проверки. Как можно бороться с таким злоупотреблением, рассматривали в ...
Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 91 от 15.12.2004
Рассылка "Эффективная защита налогоплательщиков" № 85 от 16.11.2004
В разделе Вы найдете наиболее важные законы, письма Минфина РФ и ФНС РФ, а также налоговые законопроекты. Ежемесячно в разделе Аналитика публикуются обзоры позиций Минфина и ФНС РФ. Для более удобного поиска по документам рекомендуем воспользоваться Рубрикатором.