Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Получение доказательств при налоговом контроле
Получение доказательств при налоговом контроле
При проведении налогового контроля особое внимание следует уделять процедуре получения информации, которая в последствии может стать одним из доказательств при привлечении к ответственности. В частности, пункт 4 статьи 82 НК РФ устанавливает, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Зачастую налоговые органы пытаются использовать информацию, полученную от органов налоговой полиции. Вопрос о правомерности таких действий рассматривался в Постановлении ФАС Северо-западного округа от 11 сентября 2003 года № А05-155/03-8/12:
29.08.2007При проведении налогового контроля особое внимание следует уделять процедуре получения информации, которая в последствии может стать одним из доказательств при привлечении к ответственности. В частности, пункт 4 статьи 82 НК РФ устанавливает, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Зачастую налоговые органы пытаются использовать информацию, полученную от органов налоговой полиции. Вопрос о правомерности таких действий рассматривался в Постановлении ФАС Северо-западного округа от 11 сентября 2003 года № А05-155/03-8/12:
"Решением руководителя налогового органа от 25.07.2002 N 566-ДСП назначена выездная налоговая проверка соблюдения предпринимателем законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 30.06.2002. В соответствии с данным решением проведение проверки поручено государственному налоговому инспектору Азаровскому А.С. Ссылка на проведение проверки совместно с органами налоговой полиции в названном решении отсутствует.
Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения предпринимателем законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 30.06.2002, результаты которой отражены в акте от 20.09.2002 N 05-14/72ДСП (далее - акт проверки). Согласно названному акту проверка проводилась совместно с капитаном налоговой полиции Ярыгиным Э.Ю. на основании постановления от 20.08.2002 N 35.
Проверка проводилась на основании документов, изъятых у предпринимателя Выгодниковой Е.В. Котласским МРО УФСНП на основании распоряжения начальника Котласского МРО от 17.07.2002 N 1970, объяснений физических лиц, перечисленных в акте проверки, а также протокола обследования помещений, используемых Выгодниковой Е.В. при осуществлении предпринимательской деятельности.
В ходе налоговой проверки инспекция установила неполную уплату ЕНВД за 2000 - 2002 годы в связи с занижением предпринимателем физических показателей при оказании бытовых услуг физическим лицам (изготовление и ремонт мебели), неправомерное неудержание сумм налога с заработной платы наемных работников за проверяемый период, непредставление справок о доходах физических лиц за 2000 - 2001 годы.
По итогам рассмотрения материалов проверки, с учетом представленных налогоплательщиком возражений, налоговым органом вынесено решение от 18.10.2002 N 05-08/5345 ДСП о привлечении предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕНВД за 2000 - 2002 годы, по пункту 1 статьи 123 НК РФ за неперечисление сумм дохода с физических лиц, взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2000 - 2002 годы, пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление сведений, предусмотренных статьей 230 НК РФ, статьей 20 Закона Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" за 2000 - 2001 годы.
Отказывая в удовлетворении требований инспекции в части взыскания с предпринимателя ЕНВД, пеней и штрафных санкций, доначисленных по эпизоду изготовления и ремонта мебели, судебные инстанции исходили из того, что изъятые налоговой полицией документы, а также объяснения физических лиц, полученные налоговой полицией, не могут служить основанием для начисления налогов, сборов и пеней по результатам проверки, проведенной налоговой инспекцией.
Кассационная инстанция считает такой вывод правильным.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, показаний свидетелей, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных кодексом.
При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц.
Статьями 90 - 94 НК РФ определены основания и порядок допроса свидетелей в ходе проведения налоговой проверки, порядок и условия осмотра помещений и документов должностными лицами налогового органа при проведении налоговой проверки, а также производство выемки документов и предметов.
Согласно статье 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля; показания свидетеля заносятся в протокол. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.
В соответствии со статьей 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, которое подлежит утверждению руководителем налогового органа. О производстве выемки, изъятии документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 НК РФ.
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных норм изъятие документов, на основании которых налоговым органом сделан вывод о виновности предпринимателя в совершении налогового правонарушения, производилось должностными лицами органа налоговой полиции, которым не поручалось проведение выездной налоговой проверки предпринимателя; мотивированное постановление о производстве выемки налоговым органом не выносилось, и соответствующий протокол о производстве выемки не составлялся.
Более того, имеющиеся в деле объяснения физических лиц являются ненадлежащими доказательствами по делу, поскольку в нарушение статьи 90 НК РФ эти лица не допрошены должностным лицом налогового органа в качестве свидетелей; протокол с соблюдением формальностей, установленных этой статьей, не составлен.
Таким образом, изъятые налоговой полицией документы, а также объяснения физических лиц, полученные налоговой полицией, не могут служить основанием для начисления налогов, сборов и пеней по результатам проверки, проведенной налоговой инспекцией.
Правомерно отказано судебными инстанциями и во взыскании 22792 руб. 50 коп. ЕНВД, доначисленного за период с 18.08.2000 по 18.08.2001, поскольку в договоре аренды от 18.08.2000 сданная площадь равна 45 кв.м, а положенное в основу доначисления инспекцией ЕНВД по факту занижения физического показателя стационарной площади, равной 90 кв.м, обоснованно отклонено судами в связи с ненадлежащими доказательствами (объяснение предпринимателя получено в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а не в ходе выездной налоговой проверки).
Таким образом, решение налогового органа от 18.10.2002 N 05-08/5345 ДСП не может служить основанием для взыскания доначисленных налогов, пеней и налоговых санкций, требования налогового органа подлежат отклонению."
Выводы:
Таким образом, доказательства, полученные вне процедур налогового контроля, не могут служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, а также для доначисления сумм налогов.
Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Поэтому налоговые органы не могут ссылаться в споре на такие доказательства.



