Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Письма / Справка к заседанию международно-правовой секции Научно-консультативного Совета при ВАС РФ

Справка к заседанию международно-правовой секции Научно-консультативного Совета при ВАС РФ

17.09.2007  

Справка к заседанию международно-правовой секции

Научно-консультативного Совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации

(по вопросу применения статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 г и статей 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации).

В практике арбитражных судов Российской Федерации выявлена неопределенность в применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 г. (далее - Соглашение от 15.09.2004).

Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности статья 165 НК РФ, устанавливает общий порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов. Порядок подтверждения такого права, предусмотренный Соглашением от 15.09.2004, в целом соответствует порядку, установленному НК РФ Вместе с тем в абзаце 2 пункта 4 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004, закрепляется дополнительное правило, не предусмотренное внутренним налоговым законодательством. Согласно указанной норме «в случае, если налогоплательщиком не представлены все предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения документы для применения ставки НДС 0 процентов, налоговых вычетов, освобождения от уплаты акцизов, налоговый орган вправе принять решение об обоснованности применения ставки 0 процентов, применения вычетов и освобождения от акцизов при наличии подтверждения от налоговых органов другой стороны факта уплаты косвенных налогов в полном объеме».

При этом статьей 4 Соглашения от 15.09.2004 предусмотрено правило о том, что налоговые органы государств сторон обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств-участников, на основании согласованного налоговыми органами Порядка обмена информацией.

В судебной практике в настоящее время формируется подход к порядку и условиям применения абзаца 2 пункта 4 раздела II Положения. При этом ключевое значение приобретает ответ на следующий вопрос: входит ли в обязанность налоговых органов в случае непредставления налогоплательщиком документов, на основании которых в соответствии с пунктом 2 раздела II Положения предоставляется право на ставку НДС 0 процентов, налоговые вычеты, освобождение от уплаты акцизов, получить недостающую информацию посредством межгосударственного информационного обмена, либо обращение к межгосударственным информационным системам в названном случае является правом налоговых органов? (проблема № 1).

При обсуждении данного вопроса выявляются две позиции.

1) Гражданско-правовое понимание полномочия налоговых органов, предусмотренного абзацем 2 пункта 4 раздела II Положения

Данная позиция фактически заключается в поддержке и развитии мнения налоговых органов о том, что непредставление документов, перечень которых установлен статьей 165 НК РФ и пунктом 2 раздела II Положения, является достаточным основанием для отказа в применении ставки НДС 0 процентов, освобождении от уплаты акцизов и представлении налоговых вычетов. Далее налоговые органы указывают, что абзац 2 пункта 4 раздела II Положения не возлагает на них обязанность принять меры по получению информации, а только предоставляет право, т.е. фактически налоговые органы могут действовать по собственному усмотрению.

Кроме того, налоговые органы приводят и второй довод: отсутствие возможности получения данных из межгосударственных информационных систем, поскольку фактически обмен информацией на основании Соглашения от 15.09.2004 не осуществляется. Как правило, арбитражные суды Российской Федерации не соглашаются с данной аргументацией (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2007 по делу № А40-71204/06-108-408, Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2007 по делу № А06-2814 У/4-24/06), полагая наличие вступившего в силу Приказа ФНС РФ достаточным подтверждением существования соответствующей системы обмена информацией.

2) Административно-правовое понимание полномочия налоговых органов, предусмотренного абзацем 2 пункта 4 раздела II Положения

Ссылка налоговых органов на то обстоятельство, что они не обязаны использовать полномочие, закрепленное в абзаце 2 пункта 4 раздела II Положения, противоречит пониманию компетенции в административно-правовых отношениях, в рамках которых полномочия органов управления включают в себя неразрывную связь прав и обязанностей действовать определенным образом, установленным законом. Налоговый кодекс РФ возлагает на налоговые органы обязанность принять меры по получению документов, необходимых для решения вопроса о правильности исчисления налогов (например, статья 101 обязывает информировать налогоплательщика о необходимости представления объяснений и документов). Абзац 2 пункта 2 4 раздела II Положения представляет налоговым органам дополнительную возможность по проверке данных, представленных налогоплательщиком. Таким образом, полномочие, предусмотренное абзацем 2 пункта 4 раздела II Положения, следует понимать как обязанность налоговых органов.

Следовательно, в целях оказания содействия судебной практике необходимо ответить на следующие вопросы:

Устанавливает ли Соглашение от 15.09.2004 особый режим, отличающийся от общего режима, предусмотренного налоговым законодательством, соответственно, особый порядок действий налоговых органов?

Каким образом следует толковать полномочие, предусмотренное абзацем 2 пункта 4 раздела II Положения?

Существует ли фактически межгосударственная информационная система, позволяющая получать данные об операциях российских и белорусских налогоплательщиков?

Решение первой проблемы важно для определение позиций по второй, более общей, проблеме: вправе ли арбитражный суд при рассмотрении споров об оспаривании актов налоговых органов об отказе в применении ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость принимать и оценивать новые документы, не представлявшиеся в налоговые органы, и с учетом новых документов принимать решения, в том числе признавать акт налогового органа незаконным? (проблема 2). Данный вопрос также выносится на обсуждение членов НКС.

Можно выделить 3 подхода к её решению.

1. Одни суды в подобных ситуациях признают акты налоговой инспекции незаконными, подтверждают право на 0 ставку, указывая, что представленный в суд полный комплект документов подтверждает фактически совершенную операцию, имевшую место в действительности и предполагающую применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость. Учитывая, что операции, на которые закон распространяет ставку 0 процентов, фактически существовали, отказ в применении такой ставки носит незаконный характер.

В обоснование своей позиции суды ссылаются на практику Конституционного Суда РФ, в частности пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 г. № 13-П, котором указано, что когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, предусмотренное статьей 46 (ч.1) Конституции РФ.

Кроме того, суды вышестоящих инстанций при обосновании такой позиции ссылаются на статьи 270, 288 АПК РФ и указывают, что основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 14385/06).

2. Другие суды полагают, что представление документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения непосредственно в суд не является поводом для признания судом решения инспекции незаконным, поскольку налогоплательщиком не соблюден порядок подтверждения права на получение возмещения при применении налоговой ставки 0 процентов по НДС и в пределах срока, установленного пунктом 2 раздела II Положения (Постановления Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 № 1200/04, от 21.09.2005 № 4152/05, от 18.04.2006 №1647/05).

3. В настоящее время предпринимаются попытки сформировать третью позицию, которая предполагает, что акт, налоговой инспекции, принятый на этапе налоговой проверки, судами незаконным не признается, поскольку принимался на основании имевшихся документов. Однако право на вычет налогоплательщика, предъявившего требования в суд в пределах сроков, установленных законодательством, судом подтверждается, если есть основания для этого. При этом налогоплательщик заявляет требование не о признании акта налогового органа незаконным, а о признании права на вычет.

Отдел международного права ВАС РФ

17.09.2007

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги
Все новости по этой теме »

НДС
Все новости по этой теме »

Подтверждение права на получения возмещения НДС по ставке 0%
Все новости по этой теме »

Налоговые вычеты
Все новости по этой теме »

Налоги
Все статьи по этой теме »

НДС
Все статьи по этой теме »

Подтверждение права на получения возмещения НДС по ставке 0%
Все статьи по этой теме »

Налоговые вычеты
Все статьи по этой теме »

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

12
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Налоги
  • 21.04.2011   Субсидии на частичную компенсацию расходов компании по уплате процентов по кредитам не должны учитываться во внереализационных доходах.
  • 12.10.2010   Право на имущественный вычет по жилью, приобретенному по договору купли-продажи, возникает в том налоговом периоде, в котором за покупателем зарегистрировано право собственности
  • 10.09.2007   Выплаты за время вынужденного прогула являются заработной платой работников и не охватываются нормой, предусмотренной в абзаце девятом подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса, поэтому подлежат обложению единым социальным налогом.

Вся судебная практика по этой теме »

НДС
  • 08.02.2017   Датой получения дохода признается дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись, - для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств), указанных в п. 14, 15 статьи 250 НК РФ. Таким образом, с момента, когда получатель средств фактически использовал их не по целевому назначению (
  • 08.02.2017   Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку представленные обществом документы в обоснование права на применение налоговых вычетов, содержат недостоверные сведения, составлены формально и не отражают реальность сделок по заявленной ООО "Маристый" схеме поставки топлива, в связи с приобретением которого общество заявило к вычету НДС за 2, 3 кварталы 2014 го
  • 18.01.2017   Для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделки носили реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию.

Вся судебная практика по этой теме »

Подтверждение права на получения возмещения НДС по ставке 0%
  • 14.12.2014  

    Согласно ранее действовавшего порядка в соответствии со ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров в таможенном режиме экспорта налогоплательщик должен был одновременно с налоговой декларацией представлять банковские выписки о поступлении выручки от иностранного лица на его счет в российском банке за приобретаемый товар. С вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011 г. № 245-ФЗ

  • 28.09.2014  

    Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Таким образом, выводы судов о том, что компанией был предоставлен полный комплект документов, подтвержда

  • 14.09.2014  

    Налоговая ставка НДС 0% применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом арбитражным судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) сам


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые вычеты
  • 20.03.2017  

    Суды установили, что транспортные расходы, понесенные заявителем в рамках указанных договоров комиссии, не могут быть признаны расходами комиссионера (Предпринимателя), и пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации транспортные расходы фактически относятся к расходам, связанными с исполнением поручений комитента, и в соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (не

  • 26.02.2017  

    Довод общества о том, что при утрате первичных бухгалтерских документов документами, обосновывающими заявленный вычет по НДС, кроме счетов-фактур, могут служить и иные документы, подтверждающие размер НДС, предъявленного к уплате контрагентами налогоплательщика, обоснованно отклонена судами. Суд первой инстанции правомерно отметил, что такими документами могут быть в совокупности копии счетов-фактур и иных документов, подтве

  • 22.02.2017  

    Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что налоговый вычет относится к операции реализации проекта строительства АС в Республике Болгария. Возможность вывоза оборудования не утрачена. В силу п. 3 ст. 172, п. 10 ст. 165 НК РФ и учетной политики, налогоплательщик не вправе до момента реализации проекта строительства или продажи оборудования, заявлять суммы НДС, предъявленные при его приобретении и за усл


Вся судебная практика по этой теме »

Налоги
Все законодательство по этой теме »

НДС
Все законодательство по этой теме »

Подтверждение права на получения возмещения НДС по ставке 0%
Все законодательство по этой теме »

Налоговые вычеты
Все законодательство по этой теме »