Судебные дела / Письма / Справка к заседанию международно-правовой секции Научно-консультативного Совета при ВАС РФ
Справка к заседанию международно-правовой секции Научно-консультативного Совета при ВАС РФ
Справка к заседанию международно-правовой секции
Научно-консультативного Совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации
(по вопросу применения статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 г и статей 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации).
В практике арбитражных судов Российской Федерации выявлена неопределенность в применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 г. (далее - Соглашение от 15.09.2004).
Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности статья 165 НК РФ, устанавливает общий порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов. Порядок подтверждения такого права, предусмотренный Соглашением от 15.09.2004, в целом соответствует порядку, установленному НК РФ Вместе с тем в абзаце 2 пункта 4 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004, закрепляется дополнительное правило, не предусмотренное внутренним налоговым законодательством. Согласно указанной норме «в случае, если налогоплательщиком не представлены все предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения документы для применения ставки НДС 0 процентов, налоговых вычетов, освобождения от уплаты акцизов, налоговый орган вправе принять решение об обоснованности применения ставки 0 процентов, применения вычетов и освобождения от акцизов при наличии подтверждения от налоговых органов другой стороны факта уплаты косвенных налогов в полном объеме».
При этом статьей 4 Соглашения от 15.09.2004 предусмотрено правило о том, что налоговые органы государств сторон обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств-участников, на основании согласованного налоговыми органами Порядка обмена информацией.
В судебной практике в настоящее время формируется подход к порядку и условиям применения абзаца 2 пункта 4 раздела II Положения. При этом ключевое значение приобретает ответ на следующий вопрос: входит ли в обязанность налоговых органов в случае непредставления налогоплательщиком документов, на основании которых в соответствии с пунктом 2 раздела II Положения предоставляется право на ставку НДС 0 процентов, налоговые вычеты, освобождение от уплаты акцизов, получить недостающую информацию посредством межгосударственного информационного обмена, либо обращение к межгосударственным информационным системам в названном случае является правом налоговых органов? (проблема № 1).
При обсуждении данного вопроса выявляются две позиции.
1) Гражданско-правовое понимание полномочия налоговых органов, предусмотренного абзацем 2 пункта 4 раздела II Положения
Данная позиция фактически заключается в поддержке и развитии мнения налоговых органов о том, что непредставление документов, перечень которых установлен статьей 165 НК РФ и пунктом 2 раздела II Положения, является достаточным основанием для отказа в применении ставки НДС 0 процентов, освобождении от уплаты акцизов и представлении налоговых вычетов. Далее налоговые органы указывают, что абзац 2 пункта 4 раздела II Положения не возлагает на них обязанность принять меры по получению информации, а только предоставляет право, т.е. фактически налоговые органы могут действовать по собственному усмотрению.
Кроме того, налоговые органы приводят и второй довод: отсутствие возможности получения данных из межгосударственных информационных систем, поскольку фактически обмен информацией на основании Соглашения от 15.09.2004 не осуществляется. Как правило, арбитражные суды Российской Федерации не соглашаются с данной аргументацией (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2007 по делу № А40-71204/06-108-408, Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2007 по делу № А06-2814 У/4-24/06), полагая наличие вступившего в силу Приказа ФНС РФ достаточным подтверждением существования соответствующей системы обмена информацией.
2) Административно-правовое понимание полномочия налоговых органов, предусмотренного абзацем 2 пункта 4 раздела II Положения
Ссылка налоговых органов на то обстоятельство, что они не обязаны использовать полномочие, закрепленное в абзаце 2 пункта 4 раздела II Положения, противоречит пониманию компетенции в административно-правовых отношениях, в рамках которых полномочия органов управления включают в себя неразрывную связь прав и обязанностей действовать определенным образом, установленным законом. Налоговый кодекс РФ возлагает на налоговые органы обязанность принять меры по получению документов, необходимых для решения вопроса о правильности исчисления налогов (например, статья 101 обязывает информировать налогоплательщика о необходимости представления объяснений и документов). Абзац 2 пункта 2 4 раздела II Положения представляет налоговым органам дополнительную возможность по проверке данных, представленных налогоплательщиком. Таким образом, полномочие, предусмотренное абзацем 2 пункта 4 раздела II Положения, следует понимать как обязанность налоговых органов.
Следовательно, в целях оказания содействия судебной практике необходимо ответить на следующие вопросы:
Устанавливает ли Соглашение от 15.09.2004 особый режим, отличающийся от общего режима, предусмотренного налоговым законодательством, соответственно, особый порядок действий налоговых органов?
Каким образом следует толковать полномочие, предусмотренное абзацем 2 пункта 4 раздела II Положения?
Существует ли фактически межгосударственная информационная система, позволяющая получать данные об операциях российских и белорусских налогоплательщиков?
Решение первой проблемы важно для определение позиций по второй, более общей, проблеме: вправе ли арбитражный суд при рассмотрении споров об оспаривании актов налоговых органов об отказе в применении ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость принимать и оценивать новые документы, не представлявшиеся в налоговые органы, и с учетом новых документов принимать решения, в том числе признавать акт налогового органа незаконным? (проблема 2). Данный вопрос также выносится на обсуждение членов НКС.
Можно выделить 3 подхода к её решению.
1. Одни суды в подобных ситуациях признают акты налоговой инспекции незаконными, подтверждают право на 0 ставку, указывая, что представленный в суд полный комплект документов подтверждает фактически совершенную операцию, имевшую место в действительности и предполагающую применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость. Учитывая, что операции, на которые закон распространяет ставку 0 процентов, фактически существовали, отказ в применении такой ставки носит незаконный характер.
В обоснование своей позиции суды ссылаются на практику Конституционного Суда РФ, в частности пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 г. № 13-П, котором указано, что когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, предусмотренное статьей 46 (ч.1) Конституции РФ.
Кроме того, суды вышестоящих инстанций при обосновании такой позиции ссылаются на статьи 270, 288 АПК РФ и указывают, что основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 14385/06).
2. Другие суды полагают, что представление документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения непосредственно в суд не является поводом для признания судом решения инспекции незаконным, поскольку налогоплательщиком не соблюден порядок подтверждения права на получение возмещения при применении налоговой ставки 0 процентов по НДС и в пределах срока, установленного пунктом 2 раздела II Положения (Постановления Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 № 1200/04, от 21.09.2005 № 4152/05, от 18.04.2006 №1647/05).
3. В настоящее время предпринимаются попытки сформировать третью позицию, которая предполагает, что акт, налоговой инспекции, принятый на этапе налоговой проверки, судами незаконным не признается, поскольку принимался на основании имевшихся документов. Однако право на вычет налогоплательщика, предъявившего требования в суд в пределах сроков, установленных законодательством, судом подтверждается, если есть основания для этого. При этом налогоплательщик заявляет требование не о признании акта налогового органа незаконным, а о признании права на вычет.
Отдел международного права ВАС РФ
17.09.2007
Темы: Налоги  НДС  Подтверждение права на получения возмещения НДС по ставке 0%  Налоговые вычеты  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 06.03.2024 Калининградский депутат предложил уравнять российский НДС с зарубежным
- 06.03.2024 Минфин против отмены НДС с авансовых платежей
- 05.03.2024 В ГД внесли проект о расширении списка детских товаров со ставкой НДС 10%
- 11.09.2018 Какие документы надо собрать для подтверждения 0% ставки НДС при экспорте?
- 23.08.2018 Для подтверждения нулевой ставки по НДС отметка о выпуске товаров на таможенной декларации не нужна
- 19.04.2018 АКИТ просит упростить порядок подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Смена транспорта при экспорте товара – с какой даты отсчитывать 180 дней для подтверждения экспорта?
- 24.09.2021 Подтвердить право на применение нулевой ставки НДС станет проще
- 25.08.2021 Нулевая ставка НДС. Уточнили перечень иностранных представительств, для которых при реализации товаров будет применяться ставка НДС 0%
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 09.11.2022
Налоговый орган
предложил уменьшить УСН, исчисленный в завышенном размере, доначислил НДС, НДФЛ, налог на имущество физических лиц, начислил пени и штраф, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы ухода от налогообложения путем "дробления бизнеса" с использованием подконтрольных лиц, применяющих специальный режим налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогово
- 26.10.2022
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно применил налоговые вычеты по НДС по хозяйственным операциям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что контрагент не является исполнителем работ по заключенным с налогоплательщиком договорам и что последний в отсутствие реальных хозяйственных операций с контрагентом созда
- 17.03.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, пени и штрафы, указав на получение обществом необоснованной налоговой выгоды от минимизации налоговых обязательств в результате "дробления бизнеса" путем создания группы взаимозависимых лиц, осуществляющих розничную торговлю, с целью формального соблюдения условий, позволяющих применять ЕНВД.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку доказано осуществле
- 17.03.2024
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания фиктивного документооборота по сделкам, реальность которых не подтверждена.Итог: требование частично удовлетворено по НДС с учетом раскрытия реального поставщика, в остальной части в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты введены в цепочку поставок формально, материально-технической базой не обладают, п
- 17.03.2024
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и объектах налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты являются техническими организациями, необходимой материально технической базой для оказания услуг перевозки грузов не обладают, создание фиктивного документооборота направлено на занижение ра
- 14.02.2024
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы и подлежащих уплате в бюджет налогов в результате завышения расходов и включения в налоговые вычеты НДС по хозяйственным операциям с контрагентами в отсутствие реальных хозяйственных операций.Итог: требование удовлетворено в части эпизодов по сделкам с некоторыми контрагентами, посколь
- 21.11.2022
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с выводами о неправомерном принятии к вычету по НДС сумм, выставленных контрагентами по ставке 18 процентов вместо 0 процентов, а также неправомерном учете в составе внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, суммы безнадежных долгов при наличии неиспользованного резерва по сомнительным долгам.Итог: в
- 27.11.2019
Налоговый орган
отказал в возмещении НДС, указывая, что налогоплательщик достоверно не подтвердил реализацию спорного товара на экспорт и факт вывоза товара.Итог: требование удовлетворено, поскольку факт экспорта каменного угля и обоснованность применения ставки 0 процентов по НДС общество подтвердило документально.
- 13.03.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и налог на прибыль, начислены пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, так как доказано получение обществом необоснованной налоговой выгоды вследствие создания схемы по искусственному созданию вычетов по НДС, при этом период начисления пеней подлежит определению с учетом действия моратория на начисление финансовых санкций.
- 13.03.2024
Налоговым органом
была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДС за период, по результатам которой было вынесено оспариваемое решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Итог: требование удовлетворено, поскольку материалами налоговой проверки не доказано получение заявителем необосно
- 13.03.2024
Налоговым органом
было принято решение о доначислении НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку счета-фактуры, отраженные в книге продаж налоговой декларации по НДС, содержат недостоверные сведения о налоговой базе по реализации услуг и исчисленной сумме НДС.
- 05.03.2024 Письмо Минфина России от 08.02.2022 г. № 03-04-05/8313
- 15.06.2023 Письмо ФНС России от 02.06.2023 г. № ЗГ-3-8/7361
- 09.03.2023 Письмо Минфина России от 10.01.2023 г. № 03-01-11/424
- 13.03.2024 Письмо ФНС России от 29.02.2024 г. № СД-2-3/2962@
- 05.03.2024 Письмо Минфина России от 18.01.2024 г. № 03-07-11/3227
- 04.03.2024 Письмо Минфина России от 05.02.2024 г. № 03-07-11/8982
- 22.02.2023 Письмо Минфина России от 12.01.2023 г. № 03-07-08/1323
- 24.01.2023 Письмо Минфина России от 09.12.2022 г. № 03-07-11/121016
- 11.01.2023 Письмо Минфина России от 28.11.2022 г. № 03-07-11/115976
- 16.02.2024 Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258
- 16.02.2024 Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/272
- 20.12.2023 Письмо Минфина России от 01.11.2023 г. № 03-07-11/104317
Комментарии