
Судебные дела / Письма / Справка к заседанию международно-правовой секции Научно-консультативного Совета при ВАС РФ
Справка к заседанию международно-правовой секции Научно-консультативного Совета при ВАС РФ
Справка к заседанию международно-правовой секции
Научно-консультативного Совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации
(по вопросу применения статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 г и статей 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации).
В практике арбитражных судов Российской Федерации выявлена неопределенность в применении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 г. (далее - Соглашение от 15.09.2004).
Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности статья 165 НК РФ, устанавливает общий порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов. Порядок подтверждения такого права, предусмотренный Соглашением от 15.09.2004, в целом соответствует порядку, установленному НК РФ Вместе с тем в абзаце 2 пункта 4 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004, закрепляется дополнительное правило, не предусмотренное внутренним налоговым законодательством. Согласно указанной норме «в случае, если налогоплательщиком не представлены все предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения документы для применения ставки НДС 0 процентов, налоговых вычетов, освобождения от уплаты акцизов, налоговый орган вправе принять решение об обоснованности применения ставки 0 процентов, применения вычетов и освобождения от акцизов при наличии подтверждения от налоговых органов другой стороны факта уплаты косвенных налогов в полном объеме».
При этом статьей 4 Соглашения от 15.09.2004 предусмотрено правило о том, что налоговые органы государств сторон обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств-участников, на основании согласованного налоговыми органами Порядка обмена информацией.
В судебной практике в настоящее время формируется подход к порядку и условиям применения абзаца 2 пункта 4 раздела II Положения. При этом ключевое значение приобретает ответ на следующий вопрос: входит ли в обязанность налоговых органов в случае непредставления налогоплательщиком документов, на основании которых в соответствии с пунктом 2 раздела II Положения предоставляется право на ставку НДС 0 процентов, налоговые вычеты, освобождение от уплаты акцизов, получить недостающую информацию посредством межгосударственного информационного обмена, либо обращение к межгосударственным информационным системам в названном случае является правом налоговых органов? (проблема № 1).
При обсуждении данного вопроса выявляются две позиции.
1) Гражданско-правовое понимание полномочия налоговых органов, предусмотренного абзацем 2 пункта 4 раздела II Положения
Данная позиция фактически заключается в поддержке и развитии мнения налоговых органов о том, что непредставление документов, перечень которых установлен статьей 165 НК РФ и пунктом 2 раздела II Положения, является достаточным основанием для отказа в применении ставки НДС 0 процентов, освобождении от уплаты акцизов и представлении налоговых вычетов. Далее налоговые органы указывают, что абзац 2 пункта 4 раздела II Положения не возлагает на них обязанность принять меры по получению информации, а только предоставляет право, т.е. фактически налоговые органы могут действовать по собственному усмотрению.
Кроме того, налоговые органы приводят и второй довод: отсутствие возможности получения данных из межгосударственных информационных систем, поскольку фактически обмен информацией на основании Соглашения от 15.09.2004 не осуществляется. Как правило, арбитражные суды Российской Федерации не соглашаются с данной аргументацией (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2007 по делу № А40-71204/06-108-408, Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2007 по делу № А06-2814 У/4-24/06), полагая наличие вступившего в силу Приказа ФНС РФ достаточным подтверждением существования соответствующей системы обмена информацией.
2) Административно-правовое понимание полномочия налоговых органов, предусмотренного абзацем 2 пункта 4 раздела II Положения
Ссылка налоговых органов на то обстоятельство, что они не обязаны использовать полномочие, закрепленное в абзаце 2 пункта 4 раздела II Положения, противоречит пониманию компетенции в административно-правовых отношениях, в рамках которых полномочия органов управления включают в себя неразрывную связь прав и обязанностей действовать определенным образом, установленным законом. Налоговый кодекс РФ возлагает на налоговые органы обязанность принять меры по получению документов, необходимых для решения вопроса о правильности исчисления налогов (например, статья 101 обязывает информировать налогоплательщика о необходимости представления объяснений и документов). Абзац 2 пункта 2 4 раздела II Положения представляет налоговым органам дополнительную возможность по проверке данных, представленных налогоплательщиком. Таким образом, полномочие, предусмотренное абзацем 2 пункта 4 раздела II Положения, следует понимать как обязанность налоговых органов.
Следовательно, в целях оказания содействия судебной практике необходимо ответить на следующие вопросы:
Устанавливает ли Соглашение от 15.09.2004 особый режим, отличающийся от общего режима, предусмотренного налоговым законодательством, соответственно, особый порядок действий налоговых органов?
Каким образом следует толковать полномочие, предусмотренное абзацем 2 пункта 4 раздела II Положения?
Существует ли фактически межгосударственная информационная система, позволяющая получать данные об операциях российских и белорусских налогоплательщиков?
Решение первой проблемы важно для определение позиций по второй, более общей, проблеме: вправе ли арбитражный суд при рассмотрении споров об оспаривании актов налоговых органов об отказе в применении ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость принимать и оценивать новые документы, не представлявшиеся в налоговые органы, и с учетом новых документов принимать решения, в том числе признавать акт налогового органа незаконным? (проблема 2). Данный вопрос также выносится на обсуждение членов НКС.
Можно выделить 3 подхода к её решению.
1. Одни суды в подобных ситуациях признают акты налоговой инспекции незаконными, подтверждают право на 0 ставку, указывая, что представленный в суд полный комплект документов подтверждает фактически совершенную операцию, имевшую место в действительности и предполагающую применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость. Учитывая, что операции, на которые закон распространяет ставку 0 процентов, фактически существовали, отказ в применении такой ставки носит незаконный характер.
В обоснование своей позиции суды ссылаются на практику Конституционного Суда РФ, в частности пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 г. № 13-П, котором указано, что когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, предусмотренное статьей 46 (ч.1) Конституции РФ.
Кроме того, суды вышестоящих инстанций при обосновании такой позиции ссылаются на статьи 270, 288 АПК РФ и указывают, что основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 14385/06).
2. Другие суды полагают, что представление документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения непосредственно в суд не является поводом для признания судом решения инспекции незаконным, поскольку налогоплательщиком не соблюден порядок подтверждения права на получение возмещения при применении налоговой ставки 0 процентов по НДС и в пределах срока, установленного пунктом 2 раздела II Положения (Постановления Президиума ВАС РФ от 06.07.2004 № 1200/04, от 21.09.2005 № 4152/05, от 18.04.2006 №1647/05).
3. В настоящее время предпринимаются попытки сформировать третью позицию, которая предполагает, что акт, налоговой инспекции, принятый на этапе налоговой проверки, судами незаконным не признается, поскольку принимался на основании имевшихся документов. Однако право на вычет налогоплательщика, предъявившего требования в суд в пределах сроков, установленных законодательством, судом подтверждается, если есть основания для этого. При этом налогоплательщик заявляет требование не о признании акта налогового органа незаконным, а о признании права на вычет.
Отдел международного права ВАС РФ
17.09.2007
Темы: Налоги  НДС  Подтверждение права на получения возмещения НДС по ставке 0%  Налоговые вычеты  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 09.07.2025 Требуется ли исчислять НДС при передаче товаров зарубежному филиалу: ответ ФНС
- 30.06.2025 Минфин уточнил: когда «упрощенщик» обязан начать платить НДС
- 11.09.2018 Какие документы надо собрать для подтверждения 0% ставки НДС при экспорте?
- 23.08.2018 Для подтверждения нулевой ставки по НДС отметка о выпуске товаров на таможенной декларации не нужна
- 19.04.2018 АКИТ просит упростить порядок подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Смена транспорта при экспорте товара – с какой даты отсчитывать 180 дней для подтверждения экспорта?
- 24.09.2021 Подтвердить право на применение нулевой ставки НДС станет проще
- 25.08.2021 Нулевая ставка НДС. Уточнили перечень иностранных представительств, для которых при реализации товаров будет применяться ставка НДС 0%
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 10.07.2025
Определением взысканы
судебные расходы на оплату услуг представителя и уплату государственной пошлины.Итог: определение отменено в части взыскания государственной пошлины. В удовлетворении требования в данной части отказано, поскольку государственная пошлина взыскана в федеральный бюджет с лица, освобожденного в силу закона от ее уплаты.
- 09.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС и штраф, сославшись на умышленные действия общества по созданию формального документооборота с контрагентами с целью получения налоговой экономии в виде занижения подлежащих уплате в бюджет сумм НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку контрагенты не имеют возможности выполнения поставок в связи с отсутствием у них трудовых и материальных ресурсов, явл
- 09.07.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности по взаимоотношениям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку первичные документы по договорам поставки и подряда содержат противоречия, контрагенты включены в производственный процесс формально, источник возмещения НДС не сформирован.
- 06.08.2024
Обществу отказано
в возмещении НДС в связи с необоснованным предъявлением к вычету налога, исчисленного по ставке 20 процентов, при оказании услуг, связанных с международной перевозкой товаров.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку услуги приобретены обществом с целью исполнения по договорам на организацию перевозок внешнеторговых грузов, связаны с международной перевозкой товаров и подлеж
- 12.06.2024
По результатам
рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки обществу были доначислены НДС, пени, предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с получением обществом необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отка
- 14.02.2024
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы и подлежащих уплате в бюджет налогов в результате завышения расходов и включения в налоговые вычеты НДС по хозяйственным операциям с контрагентами в отсутствие реальных хозяйственных операций.Итог: требование удовлетворено в части эпизодов по сделкам с некоторыми контрагентами, посколь
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДС, налог на прибыль и пени в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогам на сумму вычетов по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем со
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана направленность действий общества и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания искусственного документооборота без осуществления реальной экономической деятельности.
- 29.06.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, ссылаясь на то, что представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность хозяйственных операций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у спорных контрагентов отсутствовала фактическая возможность для осуществления указанных налогоплательщиком хозяйственных операций.
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-02-08/48073
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 29.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 02-01-06/33918
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 03.07.2025 Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-11-09/51466
- 06.12.2024 Письмо Минфина России от 07.11.2024 г. № 03-07-11/109588
- 22.02.2023 Письмо Минфина России от 12.01.2023 г. № 03-07-08/1323
- 24.01.2023 Письмо Минфина России от 09.12.2022 г. № 03-07-11/121016
- 20.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-10/35615
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
- 20.01.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-07-08/126784
Комментарии