Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2007 года Дело N А56-38773/2006
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2007 года Дело N А56-38773/2006
Налоговый орган не заявлял ходатайства о проведении почерковедческой экспертизы на предмет соответствия подписей Власовой Т.В. подписям, содержащимся на указанных документах, а также не обращался в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд с заявлением о фальсификации представленных обществом доказательств, подтверждающих его право на применение налоговых вычетов в спорном налоговом периоде.
15.06.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2007 года Дело N А56-38773/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Блиновой Л.В., Пастуховой М.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПЕТРОХОЛДИНГ" Утешевой Т.В. (доверенность от 15.01.2007 N 01/07) и Беляевой М.Ю. (доверенность от 15.01.2007 N 02/07), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу Талья Е.А. (доверенность от 18.04.2007 N 03-40/17), рассмотрев 07.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2007 (судья Градусов А.Е.) по делу N А56-38773/2006,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПЕТРОХОЛДИНГ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным пункта 2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 20.07.2006 N 900 и требования от 01.08.2006 N 12219.
Решением от 29.01.2007 суд удовлетворил заявление общества.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение. Податель жалобы считает, что 1770421 руб. 92 коп. НДС за январь 2006 года, выставленные обществу ООО "Гринпас" и ООО "Грандстрой", не могут быть приняты к вычету, так как не представлены первичные документы.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представители общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку декларации общества по НДС за январь 2006 года, согласно которой всего исчислено 12679064 руб. НДС, к вычету заявлено 16990442 руб. НДС, а к возмещению - 4311378 руб. НДС.
По результатам проверки инспекция решением от 20.07.2006 N 900 уменьшила начисленную в завышенном размере сумму НДС, заявленную к возмещению, на 1770421 руб. 92 коп.
Основанием для принятия указанного решения явилось то, что 642410 руб. 70 коп. НДС за январь 2006 года, выставленные обществу ООО "Гринпас", не могут быть приняты к вычету, так как не представлены первичные документы (акт о приеме выполненных работ (КС-2). По мнению налогового органа, в формах КС-2 и КС-3, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.1999 N 100, должна быть отражена одна и та же сметная стоимость выполненных работ. Кроме того, инспекция считает, что 1128011 руб. 22 коп. НДС за январь 2006 года, выставленные обществу ООО "Грандстрой", не могут быть приняты к вычету, так как счет-фактура от имени ООО "Грандстрой" подписаны неуполномоченными лицами.
Требованием от 01.08.2006 N 12219 инспекция предложила обществу уплатить 1770421 руб. 92 коп. НДС в срок до 03.08.2006.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и требования инспекции.
Суд первой инстанции удовлетворил требования налогоплательщика, установив, что представленные им документы подтверждают обоснованность заявленных вычетов по НДС.
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 названной нормы налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями применения вычетов являются приобретение товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическая уплата сумм налога продавцу, принятие на учет указанных товаров (работ, услуг) и наличие соответствующих первичных документов.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела документы, установил, что общество выполнило условия, необходимые для применения налоговых вычетов.
Кассационная инстанция отклоняет довод инспекции о том, что 642410 руб. 70 коп. НДС за январь 2006 года, выставленные обществу ООО "Гринпас", не могут быть приняты к вычету, так как не представлены первичные документы (акт о приеме выполненных работ (КС-2).
В обоснование данного довода инспекция указывает, что в формах КС-2 и КС-3, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.1999 N 100, должна быть отражена одна и та же сметная стоимость выполненных работ.
Суд первой инстанции правильно указал, что форма КС-2 составлена в ценах 2000 года. С учетом индексов, сметная стоимость работ в перерасчете, указанная в КС-2, соответствует договорной стоимости, отраженной в КС-3. Данный факт подтверждается расчетной стоимостью выполненных работ (л.д. 32).
Кассационная инстанция также не принимает довод инспекции о том, что 1128011 руб. 22 коп. НДС за январь 2006 года, выставленные обществу ООО "Грандстрой", не могут быть приняты к вычету, так как из показаний Власовой Т.В., данных 22.06.2006 в инспекции, следует, что она не являлась директором, главным бухгалтером и учредителем ООО "Грандстрой", финансово-хозяйственные документы от имени данной организации не подписывала, поэтому счет-фактура от 31.01.2006 N 5 от имени ООО "Грандстрой" подписаны неуполномоченными лицами.
В силу пункта 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно пункту 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 11.11.1999 N 100 утверждены Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ. Этим документом предусмотрено, что акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ, подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющими право подписи, и на его основании заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат. Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы.
Судом первой инстанции установлено, что счет-фактура от 31.01.2006 N 5 имеют все необходимые реквизиты и подписи.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) инспекция обязана доказать факт подписания этого документа неуполномоченным лицом.
При этом в оспариваемом решении инспекция не приводит доказательств подписания указанных документов от имени ООО "Грандстрой" лицом, не имеющим на это полномочий. В соответствии с приказом от 30.09.2005 N 1 Власова Татьяна Владимировна приступила к исполнению обязанностей генерального директора ООО "Грандстрой" с 30.09.2005 (л.д. 61).
В материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.12.2006, согласно которой по состоянию на 22.12.2006 генеральным директором ООО "Грандстрой" также является Власова Татьяна Владимировна (л.д. 111 - 115).
Налоговый орган не заявлял ходатайства о проведении почерковедческой экспертизы на предмет соответствия подписей Власовой Т.В. подписям, содержащимся на указанных документах, а также не обращался в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд с заявлением о фальсификации представленных обществом доказательств, подтверждающих его право на применение налоговых вычетов в спорном налоговом периоде.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследовал все представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что инспекция не доказала наличия согласованных действий общества и его контрагентов по созданию схемы необоснованного возмещения сумм налога из бюджета.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
В связи с тем, что с 01.01.2007 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2007 по делу N А56-38773/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий
САМСОНОВА Л.А.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
ПАСТУХОВА М.В.



