Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 2 апреля 2007 года N 03-04-06-02/51
Письмо Минфина РФ от 2 апреля 2007 года N 03-04-06-02/51
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 2 апреля 2007 года N 03-04-06-02/51
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 01.11.2006 N 17 и в соответствии со статьей 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц "все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).
Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) установлено, что под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом согласно статье 20 Трудового кодекса работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Как указывается в рассматриваемом письме, Ассоциация производит выплаты физическим лицам - членам Ассоциации, не состоящим с ней в трудовых отношениях.
Такие физические лица не могут быть командированы Ассоциацией, соответственно, производимые Ассоциацией выплаты не являются командировочными расходами, освобождаемыми от налогообложения налогом на доходы физических лиц согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса. Учитывая изложенное, выплаты, производимые Ассоциацией физическим лицам - членам Ассоциации, не состоящим с ней в трудовых отношениях, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Что касается уплаты единого социального налога, то в соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемыми налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Поскольку члены Ассоциации не являются ее работниками и не выполняют для Ассоциации работы или услуги по гражданско-правовым договорам, то выплаты, произведенные в пользу них, не являются объектом обложения единым социальным налогом.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 217, подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Положениями указанных статей предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. То есть в отношении таких расходов, как суточные, предусматривается законодательное установление соответствующих норм.
Нормы расходов организаций на выплату суточных утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 93).
Поскольку установления специальных норм суточных только для целей обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом Кодексом не предусмотрено, полагаем, что использование в этих целях норм расходов организаций на выплату суточных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 93, не будет противоречить положениям Кодекса.
При этом фактический размер суточных, выплачиваемых работнику при направлении его в командировку, может превышать нормы, установленные указанным постановлением Правительства Российской Федерации, и в соответствии со статьей 168 "Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой" Трудового кодекса Российской Федерации он определяется коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Сумма суточных, превышающая установленные нормы, будет являться объектом обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
3.1. Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости в обязательных учреждениях начального среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, определенных коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды устанавливаемых законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников.
Из письма следует, что Ассоциация заключила договор с высшим учебным заведением с целью получения второго высшего образования по другой специальности своего сотрудника, не связанной с исполнением им своих трудовых обязанностей.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" определено, что профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Таким образом, получение второго высшего образования по другой специальности не является повышением профессионального уровня работника и оплата такого обучения будет облагаться налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
3.2. Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. В связи с этим оплата обучения сотрудника организации (в том числе с целью получения им второго высшего образования) осуществляется без учета налога на добавленную стоимость в случае, если услуги в сфере образования, оказанные сотруднику, подпадают под действие нормы, предусмотренной вышеназванным подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
4. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказания услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом товары, безвозмездно переданные в качестве подарков, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом налоговая база при осуществлении данной операции определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса.
Согласно статье 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам. В связи с этим, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организацией при приобретении товаров, безвозмездно переданных в качестве подарков, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Заместитель
директора Департамента
С.В.Разгулин



