Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Может ли налоговый орган определить состав регистров налогового учета и применить статью 126 НК РФ ?
Может ли налоговый орган определить состав регистров налогового учета и применить статью 126 НК РФ ?
При применении пункта 1 статьи 126 НК РФ возникает вопрос, может ли налоговый орган самостоятельно определять, какие документы должен составлять налогоплательщик и соответственно предоставлять по запросу налогового органа. Именно такая спорная ситуация рассмотрена в ...
29.08.2007При применении пункта 1 статьи 126 НК РФ возникает вопрос, может ли налоговый орган самостоятельно определять, какие документы должен составлять налогоплательщик и соответственно предоставлять по запросу налогового органа. Именно такая спорная ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 года № А13-6442/03-21:
"Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки соблюдения Обществам законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.99 по 30.09.2002 налоговая инспекция направила Обществу требование от 31.01.2003 N 3 о представлении документов, в том числе регистров налогового учета амортизации основных средств за январь - сентябрь 2002 года.
Так как в установленный требованием срок Общество указанные документы не представило, принятым по результатам проверки решением от 31.03.2003 N 17-15/480-62/52 налоговая инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 450 руб. штрафа за непредставление регистров налогового учета амортизации основных средств. При расчете суммы штрафа налоговая инспекция исходила из того, что у Общества должен быть один регистр на один месяц.
Поскольку требование налогового органа от 31.03.2003 N 17-15/84 об уплате 450 руб. штрафа в срок до 15.04.2003 налогоплательщик не исполнил, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества указанной суммы штрафных санкций.
Отказывая во взыскании штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что Общество не может быть привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление регистров налогового учета амортизации основных средств за январь - сентябрь 2002 года, поскольку такие регистры в названный период Обществом не велись. Кроме того, обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу регистры налогового учета законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным, но обжалуемый судебный акт - не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 253 НК РФ суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.
В статьях 256 - 259 НК РФ дано понятие амортизируемого имущества, определены порядок определения его стоимости, виды амортизационных групп, особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп, а также установлены методы и порядок расчета сумм амортизации для целей исчисления налога на прибыль.
Из положений статей 256 - 259 и 313 НК РФ следует, что амортизируемое имущество распределяется налогоплательщиком по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, которые определяются налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Кроме того, налогоплательщики самостоятельно начисляют амортизацию одним из методов (линейным, нелинейным) и для целей налогообложения ежемесячно определяют сумму амортизации, начисляемой отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
Эти сведения должны найти свое отражение в документах налогового учета.
Согласно статье 313 НК РФ под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
При этом в статье 313 НК РФ особо подчеркнуто, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Таким образом, из названных норм следует, что в 2002 году Общество обязано было вести регистры налогового учета амортизации основных средств, и, поскольку по требованию налогового органа налогоплательщик не представил указанные документы, налоговая инспекция обоснованно ставит вопрос о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.
Вместе с тем, поскольку в учетной политике для целей налогообложения порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета, что не позволяет установить количество документов, которое Общество должно было представить, кассационная инстанция считает, что налоговая инспекция не обосновала размер взыскиваемого штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ."
Выводы:
Таким образом, при запросе регистров налогового учета налоговый орган должен обосновать наличие именно определенного количества регистров учета, в противном случае размер штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ будет не обоснован. Поскольку налогоплательщик самостоятельно устанавливает порядок ведения налогового учета, налоговые органы не могут навязывать свой порядок налогового учета, и как следствие не могут исчислять размер штрафа, исходя из предположения, что именно в таком количестве и форме должны вестись налоговые регистры.(статья 313 НК РФ).
Темы: Право истребовать документы  Права налоговых органов  Обязанность предоставления документов налоговому органу  Обязанности налогоплательщиков  Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)  Ответственность за нарушение налогового законодательства  
- 07.04.2017 ФНС утвердила форму уведомления о невозможности представить документы
- 13.05.2016 Налоговики при встречной проверке могут запрашивать выписку у банков
- 07.10.2013 Непредставление документов налогоплательщиком может быть вызвано разными причинами
- 24.12.2021 ФНС сможет оперативно блокировать имущество компаний и ИП
- 12.08.2021 Порядок привлечения к ответственности за непредставление документов
- 18.02.2021 Депутаты одобрили законопроект об обложении криптовалют налогом
- 07.11.2016 Налогоплательщики смогут отправить налоговикам многие документы в электронном виде
- 04.08.2014 Об открытых депозитах банки сообщат в налоговый орган
- 18.02.2014 Банки будут информировать об открытии счетов физическим лицами, не являющимися ИП
- 07.10.2022 Мобилизация не освобождает предпринимателя от уплаты налогов
- 18.05.2021 Финансовые компании обяжут сообщать информацию о клиентах ФНС
- 20.09.2019 Банк вернул платежку по уплате налога: обязательства не исполнены
- 06.02.2013 Инспекция не вправе требовать документы, которые не являются основанием для расчета налога
- 05.02.2013 Формы статистической отчетности не являются документами, на основании которых исчисляются налоги
- 09.02.2012 Срок хранения «первички» истек: на проверку предъявить было нечего
- 12.08.2024 Налоговая: списание задолженности не защищает от уголовного преследования
- 27.03.2024 Повысили размер ущерба, при котором налоговое нарушение может стать преступлением
- 13.03.2024 Минфин: положительный баланс ЕНС не всегда может спасти от штрафа
- 27.09.2021 Можно ли изымать документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика: позиция ФНС
- 13.05.2019 ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать
- 08.09.2017 О спорах вокруг реквизитов запрашиваемых документов: нужны ли они в требовании?
- 30.05.2022 Вправе ли ИФНС рассчитать доход «упрощенца» по банковским выпискам?
- 17.12.2019 К чему приведет наделение ФНС правом получать имущество компаний в залог?
- 22.03.2017 Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем
- 06.07.2022 К чему приведет отказ предоставить документы в рамках «встречной» проверки
- 27.04.2016 Уточненка вместо документов: грозит ли штраф
- 11.09.2015 ФНС: представляемые в инспекцию документы принимаются и без печати
- 06.04.2017 Об уплате налога через проблемный банк
- 20.05.2015 Первый отчет граждан по заграничным банковским счетам - комом
- 09.07.2014 Требования налогового органа по пеням и штрафам исполняются банком в третью очередь
- 30.03.2011 Нельзя привлечь к ответственности за несвоевременное представление документов, не перечисленных инспекцией в требовании
- 19.08.2008 Когда документы унесла стихия
- 11.08.2008 «Штрафная» арифметика от налоговой
- 14.08.2024 Суды будут учитывать санкции при определении налоговых штрафов
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 10.01.2024
Налоговый орган
запросил у общества договоры, акты выполненных работ, штатное расписание, общество указало на необоснованность запроса, наличие у налогового органа сведений о сделках.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как истребование указанных налоговым органом сведений обусловлено необходимостью подтверждения (опровержения) полноты и правильности исчисления и уплаты обществом страховых взн
- 09.10.2023
Оспариваемым решением
общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа за непредставление части запрашиваемых документов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку правом на истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого общества, налоговые органы наделены и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в связи с чем выставление налоговым орг
- 07.10.2013
Подлежат выяснению причины невозможности
представления документов, обеспечение их восстановления в целях установления реального объема обязательств перед бюджетом, учитывая, что наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований
- 29.03.2017
Суды, не
усмотрев правовых оснований для снижения размера налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ, отказали налогоплательщику в снижении штрафных санкций до 50 000 рублей, отклонив доводы предпринимателя о наличии смягчающих вину обстоятельств. При этом суды учли, что выявленные противоправные действия (бездействие) налогоплательщика носили умышленный характер; поведение налогоплательщика, выразившееся в отчуждении имущества - 06.02.2017
Налоговый орган направил предприятию
требование об уплате налога после истечения срока на добровольную уплату которого вынес оспариваемое решение. Решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушает права общества. - 07.09.2016
Должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении ма
- 04.08.2024
О включении
в третью очередь реестра требований кредиторов задолженности по договорам поставки и субаренды самоходных машин.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухга
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 24.10.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о создании налогоплательщиком условий, направленных исключительно на получение налоговой экономии при отсутствии реальных сделок с контрагентами.Итог: требование удовлетворено, поскольку все представленные документы подтверждают реальность совершенных сделок и их разумную деловую цель, обусловленную характером предпринимательской
- 24.10.2023
- 13.09.2023
О признании
недействительным решения налогового органа об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).Итог: требование удовлетворено, поскольку на общество незаконно была возложена обязанность по уплате излишней суммы административного штрафа, чем было нарушено его право на свободное распоряжение денежными средствами.
- 30.07.2023
Об отмене
постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники.Итог: требование удовлетворено, поскольку в действиях предпринимателя отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, так как используемая предпринимателем холодильная витрина не обеспечивает сохранность товара.
- 24.05.2023
Истец указывает,
что ему было необоснованно отказано в предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, а также справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями.
- 01.09.2024
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, страховые взносы, штрафы по п. 3 ст. 122, п. 1 ст. 126 НК РФ, ссылаясь на создание обществом формального документооборота со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и контрагентами.
- 06.08.2024
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль в связи с тем, что представленные первичные документы не отвечают установленным требованиям и содержат недостоверные сведения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку первичные документы составлены формально и не подтверждают реального выполнения работ заявленными в качестве субподрядчиков контрагентами, а также факт поставки товара; подтверждено от
- 09.06.2024
Общество в
установленный срок не представило запрошенные документы, содержащие необходимую информацию для проведения контрольных мероприятий.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку фактически идентифицировать представленные документы не представлялось возможным в связи с тем, что электронный образ документов был отсканирован в низком качестве ("изображение размыто"); общество было уведомлен
- 04.09.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суды, отказывая в удовлетворении требования, не учли, что доводы об умышленном характере совершенного налогового правонарушения не могут быть положены в основу вывода об отказе в налоговой реконструкции, при определении размера недоимки не приняли во внимание,
- 06.08.2024
Общество ссылается
на незаконное решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для оспаривания указанного решения, отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
- 25.07.2024
Налоговым органом
доначислен НДС, назначен штраф, предложено уменьшить излишне заявленный к возмещению НДС по причине создания фиктивного документооборота с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как подтверждено самостоятельное выполнение налогоплательщиком спорных работ по организации и перевалке экспортного груза.
- 06.09.2013 Письмо Минфина РФ от 26 августа 2013 г. N 03-02-07/1/35025
- 06.09.2010 Письмо Минфина РФ от 24 марта 2010 г. N 03-02-07/1-125
- 01.09.2010 Письмо Минфина РФ от 30 марта 2010 г. N 03-02-07/1-133
- 15.05.2023 Письмо ФНС России от 05.05.2023 г. № КВ-3-14/6303@
- 27.04.2015 О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
- 05.08.2011 Письмо Минфина РФ от 28 июля 2011 г. N 03-02-07/1-266
- 16.07.2024 Письмо Минфина России от 24.04.2024 г. № 03-02-08/38517
- 07.08.2023 Письмо ФНС России от 02.08.2023 г. № СД-19-23/233@
- 07.11.2016 Приказ ФНС России от 27.10.2016 № ММВ-7-6/583@
- 25.06.2024 Письмо Минфина России от 17.05.2024 г. № 03-02-08/45043
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
- 02.11.2023 Письмо Минфина России от 14.09.2023 г. № 03-03-06/1/88011
- 25.06.2024 Письмо Минфина России от 20.05.2024 г. № 03-04-05/45535
- 23.02.2008 Письмо Минфина РФ от 13 февраля 2008 г. N 03-02-07/1-58
- 26.07.2007 Письмо Минфина РФ от 26 июля 2007 года N 03-02-07/1-348
- 06.09.2024 Письмо Минфина России от 08.07.2024 г. № 03-02-08/63443
- 30.08.2024 Письмо ФНС России от 13.08.2024 г. № ЗГ-2-15/11593
- 07.03.2024 Письмо Минфина России от 26.02.2024 г. № 03-02-08/16653
Комментарии