
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Применение норм НК РФ к "плате за грязь"
Применение норм НК РФ к "плате за грязь"
Как мы уже говорили, Правительство РФ утвердило нормативы платы за загрязнение окружающей среды, легитимность которых до сих пор под вопросом. Тем не менее, МНС РФ сразу поспешило издать Письмо от 25.07.2003 г. № НА-6-21/826@, в котором напомнило об уплате данных платежей. Видимо, МНС РФ находится до сих пор в некоторой эйфории от Определения КС РФ № 284-О, рассчитывая хоть как-то применить это Определение. На самом деле ситуация с данными платежами складывается не в пользу МНС РФ, что еще раз подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 2 июня 2003 г. № КА-А41/3458-03:
29.08.2007Как мы уже говорили, Правительство РФ утвердило нормативы платы за загрязнение окружающей среды, легитимность которых до сих пор под вопросом. Тем не менее, МНС РФ сразу поспешило издать Письмо от 25.07.2003 г. № НА-6-21/826@, в котором напомнило об уплате данных платежей. Видимо, МНС РФ находится до сих пор в некоторой эйфории от Определения КС РФ № 284-О, рассчитывая хоть как-то применить это Определение. На самом деле ситуация с данными платежами складывается не в пользу МНС РФ, что еще раз подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 2 июня 2003 г. № КА-А41/3458-03:
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ответчика, в которой он просит решение и постановление суда отменить, в удовлетворении иска отказать, поскольку суд апелляционной инстанции не принял во внимание Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12. 2002 N 284-О.
Отзыва на кассационную жалобу истец не представил, пояснив, что суд апелляционной инстанции обоснованно не применил Определение Конституционного Суда, поскольку фискальные сборы не входят в понятие системы налогов и сборов, предусмотренной ст. 8 НК РФ, а поэтому оспариваемое постановление незаконно и необоснованно.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Как следует из оспариваемого постановления о взыскании налога, пени и штрафа за счет имущества от 12.03.2002 (л. д. 6), руководитель налогового органа на основании решения N 7 от 12.03.2002, требования N 11 от 21.02.2002 и ст. 46 НК РФ принял решение о взыскании с истца налога, пени и штрафа на общую сумму 1141171 руб.
Суд первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам, доводам искового заявления, возражениям на них, правильно применил нормы налогового законодательства, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178, принял правильное решение о незаконности и обоснованности оспариваемого постановления.
Если исходить из буквального толкования оспариваемого постановления, то налоговый орган указанным постановлением взыскал налоги, пени и штраф.
Согласно части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральной бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
На момент возникновения спорных отношений система налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и сохраняющими юридическую силу положениями Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2113-1 Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В силу пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов и сборов, не предусмотренные этим Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом.
Из содержания ст. ст. 12, 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог и сбор может считаться законно установленным лишь в том случае, когда в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (обязательна, индивидуально безвозмездно, представляет собой отчуждение денежных средств плательщика для финансирования государства).
Между тем в нарушение ст. ст. 12, 17 Налогового кодекса Российской Федерации все существенные элементы указанного налогового платежа установлены не федеральным налогом, а Постановлением Правительства Российской Федерации N 632 от 28 августа 1992 г. и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 марта 2002 г. за N ГКПИ 2002-178 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. за N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в редакции от 14.06.2001 г. N 463 (далее - Постановление) признано незаконным (недействительным).
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04 июня 2002 г. N КАС-02-232 данное решение оставлено без изменения.
В силу ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции для арбитражного суда обязательно.
Довод налогового органа о том, что судебные акты приняты без учета Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.02 N 284-О, не является основанием для отмены судебных актов, поскольку суд апелляционной инстанции указал причину, по которой Определение Конституционного Суда не может быть принято во внимание, поскольку признаки платежей за загрязнение окружающей среды и иное вредное на нее воздействие в Налоговом кодексе РФ не определены.
Отнесение Конституционным Судом указанных платежей к "фискальным сборам", которые не упомянуты в ст. 8 НК РФ, и в силу компетенции налоговых органов, предусмотренной ст. ст. 31, 32 НК РФ, лишает налоговые органы взыскивать "фискальные сборы", поскольку данный платеж не входит в систему налогов и сборов в Российской Федерации."
Выводы:
Таким образом, любые требования налоговых органов уплатить платежи за загрязнение окружающей среды, требование предоставить деклараций, попытки принудительно взыскать данные платежи или штрафы за их неуплату следует признавать незаконными, поскольку у налоговых органов отсутствует право совершать указанные действия в отношении данных платежей.
Темы: Право взыскания недоимки и пеней  Нарушение срока предоставления налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)  Права налоговых органов  Иные обязательные платежи (парафискалитет)  Ответственность за нарушение налогового законодательства  Платежи за загрязнение окружающей среды  
- 26.03.2020 ФНС сообщила о приостановке взыскания долгов и заморозки счетов
- 11.04.2017 Налоговые долги ИП не спишут с их вкладов
- 21.08.2013 Наложить взыскание на имущество организации в рамках дела о банкротстве просто так нельзя
- 18.09.2013 Новое основание для блокировки расчетного счета: о чем необходимо помнить?
- 27.08.2013 Непредставление декларации приведет к закрытию расчетного счета
- 24.07.2013 Ошибка в КПП на декларации: налоговые последствия
- 24.12.2021 ФНС сможет оперативно блокировать имущество компаний и ИП
- 12.08.2021 Порядок привлечения к ответственности за непредставление документов
- 18.02.2021 Депутаты одобрили законопроект об обложении криптовалют налогом
- 05.08.2013 Утилизационный сбор не обладает обязательными элементами налогообложения
- 04.09.2012 ФТС предоставила информацию о реквизитах по оплате утилизационного сбора
- 16.07.2012 Утилизационный сбор «придет» к нам с 1 августа 2012 года
- 27.01.2025 В Туве сотрудникам ФНС за ущерб государству вынесли условный приговор
- 14.01.2025 Планируется увеличить штрафы за уклонение от уплаты налогов в 2,5-5 раз
- 28.12.2024 В Думе внесли проект о наказании за незаконную регистрацию в качестве ИП
- 29.10.2014 Плата за негативное воздействие на окружающую среду: кто обязан вносить оплату?
- 25.06.2014 Кто обязан вносить плату за размещение твердых бытовых отходов?
- 30.07.2013 Улучшение качества окружающей среды в связи с природоохранными работами позволяет зачесть их стоимость в счет уплаты взносов
- 07.07.2016 Депозитный счет и процедура взыскания налогового долга
- 26.09.2014 Обжалование требования в суде не является основанием для восстановления срока взыскания
- 25.08.2014 Решение о взыскании за счет имущества законно, даже если решение о взыскании за счет денежных средств вынесено до истечения срока добровольного исполнения требования
- 23.10.2013 За непредставление в установленный срок декларации за отчетный период привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ нельзя
- 23.10.2012 Минфин России рассмотрел вопросы применения ответственности за несвоевременное представление декларации
- 12.02.2010 Представление налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
- 30.05.2022 Вправе ли ИФНС рассчитать доход «упрощенца» по банковским выпискам?
- 17.12.2019 К чему приведет наделение ФНС правом получать имущество компаний в залог?
- 22.03.2017 Налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем
- 22.04.2011 Клуб налоговедов обсудил парафискальные платежи
- 29.08.2007 Применение НК РФ в отношении "платы за грязь"
- 29.08.2007 Есть ли еще фискальные взносы ?
- 14.08.2024 Суды будут учитывать санкции при определении налоговых штрафов
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 29.08.2007 Применение статьи 75 НК РФ к "плате за грязь"
- 29.08.2007 Платежи за загрязнение окружающей среды
- 15.10.2023
Оспариваемым решением
налогового органа обществу были доначислены земельный налог и пени.Итог: дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судами не были установлены обстоятельства, служащие основанием для определения размера налоговой ставки, не была дана правовая оценка обстоятельствам приобретения земельного участка, цели его приобретения, фактического использования и реали
- 13.09.2023
В связи
с недостаточностью и отсутствием денежных средства на счетах налогоплательщика налоговым органом было вынесено оспариваемое решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что решение ранее обжаловалось налогоплательщиком по иному делу только в части двух ко
- 10.09.2023
Налоговый орган
в связи с непогашением задолженности по обязательным платежам принял решение о взыскании спорной суммы за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств. Жалобы налогоплательщика на данное решение вышестоящим налоговым органом оставлены без удовлетворения.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не устранены имеющиеся противоре
- 01.09.2024
Налоговый орган
приостановил операции по счетам предпринимателя в банке, ссылаясь на непредставление налоговых деклараций по общей системе налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предприниматель не представил доказательства, подтверждающие направление в налоговый орган заявления о переходе на УСН.
- 14.07.2024
Обстоятельства: Управлением
Росимущества нарушен срок представления налоговой декларации.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют доказательства принятия управлением необходимых и своевременных мер для выдачи Федеральному казначейству доверенности для представления его интересов, в том числе при подаче налоговых деклараций в 2022 году.
- 10.07.2024
Налоговый орган
приостановил операции по счетам налогоплательщика, а также переводы электронных денежных средств, начислил штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ, отказал в принятии налоговой декларации по водному налогу в связи с нарушением установленного п. 1 ст. 333.15 НК РФ срока подачи налоговой отчетности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обязанность по представлению налоговой декларации п
- 29.03.2017
Суды, не
усмотрев правовых оснований для снижения размера налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ, отказали налогоплательщику в снижении штрафных санкций до 50 000 рублей, отклонив доводы предпринимателя о наличии смягчающих вину обстоятельств. При этом суды учли, что выявленные противоправные действия (бездействие) налогоплательщика носили умышленный характер; поведение налогоплательщика, выразившееся в отчуждении имущества - 06.02.2017
Налоговый орган направил предприятию
требование об уплате налога после истечения срока на добровольную уплату которого вынес оспариваемое решение. Решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству и нарушает права общества. - 07.09.2016
Должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении ма
- 05.06.2007 Законность взымания платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ не может быть проверена Конституционным Судом РФ
- 11.04.2007 Ссылка таможенного органа на то, что указанный в пункте 3 статьи 350 ТК РФ срок выставления требования не является пресекательным, неправомерна, поскольку законодатель четко определил временные рамки выставления требования и момент исчисления этого срока, а его нарушение влечет недействительность требования таможенного органа.
- 18.03.2004
В период со дня
вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона от 17 июня 1999 года "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" оспариваемые заявителями нормы Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этило
- 22.12.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладали признаками "технических" компаний, не имели необходимых материальных и трудовых ресурсов для выполнения обязательств по заявленным сделкам, оформление первичных документов со спорными контрагентами имеет ряд недостатков, работы выпол
- 20.10.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и пени в связи с созданием обществом формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представлены доказательства, свидетельствующие о фиктивном характере финансово-хозяйственных операций общества с контраген
- 13.10.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами, а также недостоверности представленных налогоплательщиком сведений.Итог: требование удовлетворено, поскольку представленные на проверку документы содержали достоверные сведения и подтверждали наличие реальных хозяйстве
- 21.03.2018
Суд удовлетворил
требование Росприроднадзора о взыскании с компании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 483 533 рублей 83 копеек. Ссылку общества на то, что с 01.01.2016 природопользователи освобождены от платежей в счет возмещения вреда, причиненного сбросом загрязняющих веществ на водосборные площади, в том числе за предшествующий указанной дате период, суд кассационной инстанции отклонил, посколь - 14.07.2015
Негативное воздействие на окружающую
среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления. При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие. - 25.06.2014
Банк как лицо, не
осуществляющее деятельность по размещению твердых бытовых отходов, не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов производства и потребления. С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Банком требования.
- 23.03.2011 Приказ ФНС России от 09.12.2010 г. № ММВ-7-8/700@
- 07.02.2009 Письмо Минфина РФ от 21 января 2009 г. N 03-02-07/1-25
- 10.07.2008 Письмо Минфина РФ от 25 июня 2008 г. N 03-02-07/2-109
- 23.10.2013 Письмо ФНС от 30 сентября 2013 г. № СА-4-7/17536
- 27.11.2012 Письмо ФНС России от 21.11.2012 г. № АС-4-2/19575@
- 21.11.2010 Письмо Минфина РФ от 12 ноября 2010 г. N 03-02-07/1-518
- 15.05.2023 Письмо ФНС России от 05.05.2023 г. № КВ-3-14/6303@
- 27.04.2015 О внесении изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
- 05.08.2011 Письмо Минфина РФ от 28 июля 2011 г. N 03-02-07/1-266
- 05.08.2013 Письмо ФНС России от 19.07.2013 г. № ЕД-18-3/810@
- 04.09.2012 Информация ФТС России от 31.08.2012 года
- 16.07.2012 Проект Федерального закона
- 09.01.2025 Письмо Минфина России от 15.08.2024 г. № 03-02-08/76889
- 06.09.2024 Письмо Минфина России от 08.07.2024 г. № 03-02-08/63443
- 30.08.2024 Письмо ФНС России от 13.08.2024 г. № ЗГ-2-15/11593
Комментарии