Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Платежи за загрязнение окружающей среды
Платежи за загрязнение окружающей среды
Многие помнят эпопею в отношение платежей за загрязнение окружающей среды и Определение Конституционного Суда РФ № 284-О, которым по сути была разрушена система налогов и сборов, выстраиваемая НК РФ. Напомним, что КС РФ признал данные платежи фискальным сбором. Что из этого вышло, ярко демонстрируется в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2003 года № А56-25523/02, судом отмечено следующее:
29.08.2007Многие помнят эпопею в отношение платежей за загрязнение окружающей среды и Определение Конституционного Суда РФ № 284-О, которым по сути была разрушена система налогов и сборов, выстраиваемая НК РФ. Напомним, что КС РФ признал данные платежи фискальным сбором. Что из этого вышло, ярко демонстрируется в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2003 года № А56-25523/02, судом отмечено следующее:
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка кооператива за период с 01.01.99 по 30.09.2001, в ходе которой установлена неуплата за 1999, 2000 годы и девять месяцев 2001 года отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды, непредставление деклараций по данным отчислениям, в связи с чем решением от 28.02.2002 кооператив привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Обжалуемые судебные акты вынесены в период действия решения Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178, которым признано незаконным постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", и являющегося обязательным для всех без исключения органов государственной власти на всей территории Российской Федерации в силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Поэтому на момент принятия судом решения и постановления последние соответствовали нормам материального и процессуального права. Их отмена кассационной инстанцией противоречила бы содержанию статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта.
Кроме того, в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами.
Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Согласно пункту 3 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации действие названного кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено кодексом.
Статьи 119 и 122 НК РФ не предусматривают их применение к отношениям, связанным со сборами.
Таким образом, правовых оснований для привлечения кооператива к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 НК РФ за неуплату отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды и непредставление деклараций по данным отчислениям у налоговой инспекции не имелось".
Выводы:
Таким образом, платежи за загрязнение окружающей среды не являются налогами, а значит в отношении указанных платежей не применяются нормы НК РФ, в частности за неуплату данных платежей плательщика нельзя привлечь к ответственности на основании статьи 122 НК РФ.
Хотелось бы отметить, что Правительство РФ своим Постановлением от 12 июня 2003 г. № 344 установило нормативы платы за загрязнение окружающей среды. В то же время в статье 16 нового Закона "Об охране окружающей среды" 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлено: "Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами" Таким образом, легитимность данных платежей снова под вопросом.



