Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.10.2014 г. № А43-22123/2013

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.10.2014 г. № А43-22123/2013

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления. При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие.

14.07.2015Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16.10.2014 г. № А43-22123/2013

 

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2014.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шемякиной О.А.,

судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.

при участии представителя

от заявителя: Горшковой В.В. (доверенность от 11.09.2014 N 02-4300)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2014,

принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и

на "постановление" Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014,

принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Рубис Е.А.,

по делу N А43-22123/2013

по заявлению государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области

(ИНН: 5258012881, ОГРН: 1025203030500)

о признании незаконным бездействия Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, выразившегося в отказе осуществить возврат 122 986 рублей 05 копеек излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду,

и

 

установил:

 

государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент), выразившегося в отказе осуществить возврат 122 986 рублей 05 копеек излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, и об обязании возвратить эти платежи.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2014 заявленные требования удовлетворены.

"Постановлением" Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 решение суда оставлено без изменения.

Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили "статью 16" Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и "Порядок" определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Департамент считает, что Фонд является субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов, которые образуются в результате его хозяйственной деятельности.

Подробно доводы Департамента изложены в кассационной жалобе.

Фонд в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов Департамента, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей не направил.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и "постановления" Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в "статьях 274", "284" и "286" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, в результате хозяйственной деятельности Фонда образуются отходы производства и потребления.

На основании представленных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за III и IV кварталы 2010 года, за I - IV кварталы 2011 года, за I - IV кварталы 2012 года, за I, II кварталы 2013 года Фонд уплатил 122 986 рублей 05 копеек.

Фонд, посчитав, что он не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления, обратился в Департамент с письмом от 09.08.2013 N 02-18/3163 о возврате излишне перечисленных платежей.

Департамент в письме от 29.08.2013 N 01-15/6137 отказал заявителю в возврате перечисленной суммы.

Посчитав бездействие Департамента незаконным, Фонд обратился в суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь "статьями 198" и "200" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, "статьями 1" и "16" Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", "статьями 1" и "12" Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из того, что Фонд не является субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

Согласно "статье 1" Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со "статьей 16" Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.

При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в "Законе" об охране окружающей среды.

В силу "статьи 1" Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

"Закон" об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В "статье 12" Закона об отходах установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе договоры на оказание услуг по вывозу, сбору и захоронению твердых бытовых отходов от 05.07.2010 N 02-24/237, от 16.08.2010 N 02-24/289, от 19.08.2010 N 02-24/294, от 13.09.2010 N 02-24/317, от 04.10.2010 N 02-24/343, от 05.07.2010 N 02-24/242, от 21.06.2010 N 02-24/208, от 29.03.2011 N 02-24/124, от 24.12.2010 N 02-24/500, от 27.06.2011 N 02-24/269, от 20.06.2012 N 02-24/274, от 21.12.2012 N 02-24/557, от 22.12.2011 N 02-24/577, от 29.02.2012 N 02-24/81, от 12.05.2012 N 02-24/225, от 06.12.2012 N 02-24/522, от 15.05.2012 N 02-24/146, от 25.12.2012 N 02-24/562, суды установили, что Фонд не осуществляет деятельности по размещению отходов.

Доказательств обратного Департамент в материалы дела не представил.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным отказ Департамента возвратить Фонду 122 986 рублей 05 копеек платежей за негативное воздействие на окружающую среду и удовлетворили заявленные требования.

Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу "части 4 статьи 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании "подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37" Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь "статьями 287 (пунктом 1 части 1)" и "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2014 и "постановление" Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А43-22123/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

О.А.ШЕМЯКИНА

 

Судьи

О.Е.БЕРДНИКОВ

И.В.ЧИЖОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок