Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Есть ли еще фискальные взносы ?

Есть ли еще фискальные взносы ?

В предыдущих обзорах мы уже довольно подробно освещали формирование судебной практики в отношении платежей за загрязнение окружающей среды после появления Определения КС РФ № 284-О. Но, видимо, КС РФ не осознавал, какой ящик Пандоры он открыл. Мы предлагаем ознакомиться с двумя решениями ФАС Северо-Западного округа на основании которых, платежи за пользование водными объектами и отчисления на воспроизводство минеарльно-сырьевой базы не являются налогами!!! Итак, сначала Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2003 года № А05-2791/03-157/10:

29.08.2007

В предыдущих обзорах мы уже довольно подробно освещали формирование судебной практики в отношении платежей за загрязнение окружающей среды после появления Определения КС РФ № 284-О. Но, видимо, КС РФ не осознавал, какой ящик Пандоры он открыл. Мы предлагаем ознакомиться с двумя решениями ФАС Северо-Западного округа на основании которых, платежи за пользование водными объектами и отчисления на воспроизводство минеарльно-сырьевой базы не являются налогами !!! Итак, сначала Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2003 года № А05-2791/03-157/10:

"Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных Учреждением налоговых деклараций за по плате за пользование водными объектами. Налоговым органом установлено, что декларации за январь - сентябрь 2002 года представлены налогоплательщиком с нарушением установленного срока. По результатам проверки составлен акт от 04.12.02 и принято решение от 23.12.02 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 1950 руб. 40 коп. штрафа.
Кассационная инстанция считает правильными выводы суда о том, что не представленные Учреждением документы не могут быть квалифицированы как налоговые декларации по смыслу пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики должны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Обязанность представлять декларации по плате за пользование водными объектами предусмотрена положениями пункта 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами". Однако, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, плату за пользование водными объектами нельзя квалифицировать как налог.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.02 N 284-О Правительство Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями может предусматривать в нормативных правовых актах обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации также устанавливает ставки неналоговых платежей (сборов), если это делегировано ему федеральным законом, в котором непосредственно определены плательщики и объект обложения.
В пункте 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами" установлено, что минимальные ставки платы в пределах, установленных пунктом 1 той же статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что делегирование федеральным законодателем Правительству Российской Федерации полномочий по установлению ставок платы за пользование водными объектами указывает на то, что по своей правовой природе данная плата не является налогом, а может быть квалифицирована как платеж за пользование природными ресурсами.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции не имеется.

А теперь Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 июня 2003 года № А42-8128/02-С3, в котором отмечено следующее:

"В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда по настоящему делу и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, сроки уплаты отчислений на ВМСБ не установлены законодательством о налогах и сборах и с 01.01.99 в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ положения статьи 17 Инструкции N 44 в части, касающейся срока уплаты отчислений на ВМСБ, как противоречащие НК РФ, не подлежат применению.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы.
Налоговые органы о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание представители не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлялся перерыв с 11.06.2003 по 16.06.2003.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению, решение суда - отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в связи с нарушением норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, предприятие в течение 1999 - 2001 годов уплачивало в бюджет пени по отчислениям на ВМСБ и, как установлено судом первой инстанции, уплатило в бюджет 1867413 руб. пеней.
Полагая, что сроки уплаты отчислений на ВМСБ ни Законом Российской Федерации "О недрах", ни Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.95 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" не установлены, а статья 17 Инструкции N 44 "О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" (далее - Инструкция N 44), в которой установлены сроки уплаты отчислений, не является актом законодательства о налогах и сборах, обратился с заявлением в инспекцию о возврате из бюджета в соответствии со статьей 78 НК РФ 1867413 руб. пеней, уплаченных заявителем за 1999 - 2001 годы.
Инспекция письмом от 17.09.2002 N 5109/02-2827 отказала предприятию в удовлетворении его заявления, сославшись на статью 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", считая, что требование об установлении в законодательном порядке всех существенных элементов налогообложения, сформулированное в статье 17 НК РФ, относится лишь к налогам, которые установлены и вводятся после 01.01.99.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежи за пользование природными ресурсами относятся к федеральным налогам.
Статьей 25 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Государственной налоговой службе Российской Федерации было предоставлено право издавать по согласованию с Министерством финансов России инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах и сборах. Поэтому Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.12.96 N 44 является нормативным актом, изданным налоговым органом в пределах его компетенции, и в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" подлежат применению до внесения изменений в законодательные акты по налогам.
Кассационная инстанция считает, что решение судом принято по не полно исследованным обстоятельствам дела.
Заявитель, обращаясь к инспекции о возврате излишне уплаченных пеней, просит вернуть их из бюджета с начисленными процентами. Однако в материалах дела расчет процентов отсутствует и оценку указанным процентам суд не дал.
Пунктами 11 и 7 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что возврат пеней осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика при отсутствии у него задолженности по уплате налогов, сборов или пеней, начисленных по тому же бюджету. В данном случае суд не установил отсутствие у заявителя такой задолженности и материалами дела этот факт не подтверждается, а сверки расчетов по заявленным к возврату из бюджета пеням стороны не проводили (листы дела 46 - 49).
Действительно, сроки уплаты отчислений на ВМСБ ни Законом Российской Федерации "О недрах", ни Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.95 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" не установлены. Инструкция N 44, в которой (статья 17) установлены сроки уплаты отчислений, в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ не является актом законодательства о налогах и сборах. Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 7 постановления от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указали, что "решая вопрос о применении по конкретному делу нормативного правового акта по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 4 кодекса органы исполнительной власти любого уровня вправе издавать такие акты только в случае, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Исходя из статьи 7 вводного закона, изданные до 1 января 1999 года инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются судами при разрешении споров в части, не противоречащей кодексу, в том числе его статье 4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах".
Однако отчисления на ВМСБ нельзя признать налогом применительно к тем критериям, которые определены в статьях 8 и 17 НК РФ.
Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") принят до введения в действие части первой НК РФ. В статье 44 этого закона предусмотрено, что пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.
Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 0,5 - 1,5 процента направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых.
Пользователи недр, осуществляющие в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции добычу разведанных за счет государственных средств полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Соглашениями о разделе продукции должна предусматриваться компенсация расходов государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых (часть двенадцатая введена Федеральным законом от 10.02.99 N 32-ФЗ).
Из указанных норм следует вывод о том, что отчисления на ВМСБ уплачивают лишь недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, в соответствии с лицензией и заключенным лицензионным соглашением (договором). Отчисления на ВМСБ являются компенсацией необходимых затрат государства за представление в пользование недр для добычи полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. При добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, отчисления на ВМСБ пользователи недр не производят, а решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
Кроме того, пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.12.2002 N 284-О, обязательные индивидуально-возмездные федеральные платежи, внесение которых является одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении плательщиков (в том числе предоставление определенных прав или выдача разрешений) и которые предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти, должны рассматриваться как законно установленные в смысле статьи 57 Конституции Российской Федерации не только в том случае, когда ставки платежей предусмотрены непосредственно федеральным законом, но - при определенных условиях - и тогда, когда такие ставки на основании закона устанавливаются Правительством Российской Федерации".
Таким образом, отчисления на ВМСБ не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его правовом смысле, как он определен Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 10.12.2002 N 284-О и в постановлении от 11 ноября 1997 года. Эти отчисления носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и не являются по своей правовой природе налогом.
Поэтому отсутствие сроков уплаты указанных отчислений в законе само по себе не может свидетельствовать об отсутствии каких-либо сроков внесения отчислений на ВМСБ в бюджет. В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" недра предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий (пункт 2.1 Положения о пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1).
При новом рассмотрении суду необходимо предложить сторонам представить отсутствующие в материалах дела названные документы, в том числе документы (лицензии, лицензионные соглашения и другие), на основании которых заявитель осуществляет недропользование, дать им оценку относительно установления сроков внесения отчислений в бюджет как условие предоставления права на пользование недрами, и в соответствии с нормами материального и процессуального права принять законное и обоснованное решение."

Выводы:

В обоих случаях суд использовал формулировки Определения КС РФ № 284-О и в обоих случаях суд не признал рассматриваемые платежи налогами. Очевидно, что используя логику КС РФ, возможно признать неналоговым платежом практически все ресурсные платежи. А это будет означать, что налоговые органы не смогут взыскивать такие платежи, применять санкции и т.п.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги
Все новости по этой теме »

Водный налог
Все новости по этой теме »

Иные обязательные платежи (парафискалитет)
Все новости по этой теме »

Налоги

Вся судебная практика по этой теме »

Водный налог
  • 17.01.2016  

    По делу об отмене постановлений налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика.

  • 22.10.2013  

    Согласно абзацу 7 п. 7 ст. 333.3 НК РФ рыбохозяйственными организациями признаются организации, осуществляющие рыболовство и (или) производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов (в том числе на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании договоров фрахтования) и реализующие эти уловы и продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации их уловов

  • 17.09.2013  

    К налогоплательщику не может быть применена штрафная пятикратная налоговая ставка за превышение определенного расчетным путем квартального лимита при отсутствии превышения установленного лицензией годового лимита, поскольку это равноценно применению повышенной пятикратной налоговой ставки за нарушение равномерности водопользования. Судебные инстанции установили, что водопользование осуществлялось налогоплательщиком на основании и в пределах годовых лими


Вся судебная практика по этой теме »

Иные обязательные платежи (парафискалитет)
  • 05.06.2007   Законность взымания платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ не может быть проверена Конституционным Судом РФ
  • 11.04.2007   Ссылка таможенного органа на то, что указанный в пункте 3 статьи 350 ТК РФ срок выставления требования не является пресекательным, неправомерна, поскольку законодатель четко определил временные рамки выставления требования и момент исчисления этого срока, а его нарушение влечет недействительность требования таможенного органа.
  • 18.03.2004  

    В период со дня вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1998 года "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона от 17 июня 1999 года "О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" оспариваемые заявителями нормы Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этило


Вся судебная практика по этой теме »