Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Есть ли еще фискальные взносы ?
Есть ли еще фискальные взносы ?
В предыдущих обзорах мы уже довольно подробно освещали формирование судебной практики в отношении платежей за загрязнение окружающей среды после появления Определения КС РФ № 284-О. Но, видимо, КС РФ не осознавал, какой ящик Пандоры он открыл. Мы предлагаем ознакомиться с двумя решениями ФАС Северо-Западного округа на основании которых, платежи за пользование водными объектами и отчисления на воспроизводство минеарльно-сырьевой базы не являются налогами!!! Итак, сначала Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2003 года № А05-2791/03-157/10:
29.08.2007В предыдущих обзорах мы уже довольно подробно освещали формирование судебной практики в отношении платежей за загрязнение окружающей среды после появления Определения КС РФ № 284-О. Но, видимо, КС РФ не осознавал, какой ящик Пандоры он открыл. Мы предлагаем ознакомиться с двумя решениями ФАС Северо-Западного округа на основании которых, платежи за пользование водными объектами и отчисления на воспроизводство минеарльно-сырьевой базы не являются налогами !!! Итак, сначала Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2003 года № А05-2791/03-157/10:
"Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных Учреждением налоговых деклараций за по плате за пользование водными объектами. Налоговым органом установлено, что декларации за январь - сентябрь 2002 года представлены налогоплательщиком с нарушением установленного срока. По результатам проверки составлен акт от 04.12.02 и принято решение от 23.12.02 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 1950 руб. 40 коп. штрафа.
Кассационная инстанция считает правильными выводы суда о том, что не представленные Учреждением документы не могут быть квалифицированы как налоговые декларации по смыслу пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики должны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Обязанность представлять декларации по плате за пользование водными объектами предусмотрена положениями пункта 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами". Однако, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, плату за пользование водными объектами нельзя квалифицировать как налог.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.02 N 284-О Правительство Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями может предусматривать в нормативных правовых актах обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации также устанавливает ставки неналоговых платежей (сборов), если это делегировано ему федеральным законом, в котором непосредственно определены плательщики и объект обложения.
В пункте 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О плате за пользование водными объектами" установлено, что минимальные ставки платы в пределах, установленных пунктом 1 той же статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что делегирование федеральным законодателем Правительству Российской Федерации полномочий по установлению ставок платы за пользование водными объектами указывает на то, что по своей правовой природе данная плата не является налогом, а может быть квалифицирована как платеж за пользование природными ресурсами.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции не имеется.
А теперь Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 июня 2003 года № А42-8128/02-С3, в котором отмечено следующее:
"В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда по настоящему делу и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, сроки уплаты отчислений на ВМСБ не установлены законодательством о налогах и сборах и с 01.01.99 в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ положения статьи 17 Инструкции N 44 в части, касающейся срока уплаты отчислений на ВМСБ, как противоречащие НК РФ, не подлежат применению.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы.
Налоговые органы о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание представители не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлялся перерыв с 11.06.2003 по 16.06.2003.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению, решение суда - отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в связи с нарушением норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, предприятие в течение 1999 - 2001 годов уплачивало в бюджет пени по отчислениям на ВМСБ и, как установлено судом первой инстанции, уплатило в бюджет 1867413 руб. пеней.
Полагая, что сроки уплаты отчислений на ВМСБ ни Законом Российской Федерации "О недрах", ни Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.95 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" не установлены, а статья 17 Инструкции N 44 "О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" (далее - Инструкция N 44), в которой установлены сроки уплаты отчислений, не является актом законодательства о налогах и сборах, обратился с заявлением в инспекцию о возврате из бюджета в соответствии со статьей 78 НК РФ 1867413 руб. пеней, уплаченных заявителем за 1999 - 2001 годы.
Инспекция письмом от 17.09.2002 N 5109/02-2827 отказала предприятию в удовлетворении его заявления, сославшись на статью 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", считая, что требование об установлении в законодательном порядке всех существенных элементов налогообложения, сформулированное в статье 17 НК РФ, относится лишь к налогам, которые установлены и вводятся после 01.01.99.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежи за пользование природными ресурсами относятся к федеральным налогам.
Статьей 25 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Государственной налоговой службе Российской Федерации было предоставлено право издавать по согласованию с Министерством финансов России инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах и сборах. Поэтому Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.12.96 N 44 является нормативным актом, изданным налоговым органом в пределах его компетенции, и в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" подлежат применению до внесения изменений в законодательные акты по налогам.
Кассационная инстанция считает, что решение судом принято по не полно исследованным обстоятельствам дела.
Заявитель, обращаясь к инспекции о возврате излишне уплаченных пеней, просит вернуть их из бюджета с начисленными процентами. Однако в материалах дела расчет процентов отсутствует и оценку указанным процентам суд не дал.
Пунктами 11 и 7 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что возврат пеней осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика при отсутствии у него задолженности по уплате налогов, сборов или пеней, начисленных по тому же бюджету. В данном случае суд не установил отсутствие у заявителя такой задолженности и материалами дела этот факт не подтверждается, а сверки расчетов по заявленным к возврату из бюджета пеням стороны не проводили (листы дела 46 - 49).
Действительно, сроки уплаты отчислений на ВМСБ ни Законом Российской Федерации "О недрах", ни Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.95 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" не установлены. Инструкция N 44, в которой (статья 17) установлены сроки уплаты отчислений, в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ не является актом законодательства о налогах и сборах. Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 7 постановления от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указали, что "решая вопрос о применении по конкретному делу нормативного правового акта по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 4 кодекса органы исполнительной власти любого уровня вправе издавать такие акты только в случае, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Исходя из статьи 7 вводного закона, изданные до 1 января 1999 года инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются судами при разрешении споров в части, не противоречащей кодексу, в том числе его статье 4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах".
Однако отчисления на ВМСБ нельзя признать налогом применительно к тем критериям, которые определены в статьях 8 и 17 НК РФ.
Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") принят до введения в действие части первой НК РФ. В статье 44 этого закона предусмотрено, что пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.
Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 0,5 - 1,5 процента направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых.
Пользователи недр, осуществляющие в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции добычу разведанных за счет государственных средств полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Соглашениями о разделе продукции должна предусматриваться компенсация расходов государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых (часть двенадцатая введена Федеральным законом от 10.02.99 N 32-ФЗ).
Из указанных норм следует вывод о том, что отчисления на ВМСБ уплачивают лишь недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, в соответствии с лицензией и заключенным лицензионным соглашением (договором). Отчисления на ВМСБ являются компенсацией необходимых затрат государства за представление в пользование недр для добычи полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. При добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, отчисления на ВМСБ пользователи недр не производят, а решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
Кроме того, пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.12.2002 N 284-О, обязательные индивидуально-возмездные федеральные платежи, внесение которых является одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении плательщиков (в том числе предоставление определенных прав или выдача разрешений) и которые предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти, должны рассматриваться как законно установленные в смысле статьи 57 Конституции Российской Федерации не только в том случае, когда ставки платежей предусмотрены непосредственно федеральным законом, но - при определенных условиях - и тогда, когда такие ставки на основании закона устанавливаются Правительством Российской Федерации".
Таким образом, отчисления на ВМСБ не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его правовом смысле, как он определен Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 10.12.2002 N 284-О и в постановлении от 11 ноября 1997 года. Эти отчисления носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и не являются по своей правовой природе налогом.
Поэтому отсутствие сроков уплаты указанных отчислений в законе само по себе не может свидетельствовать об отсутствии каких-либо сроков внесения отчислений на ВМСБ в бюджет. В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" недра предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий (пункт 2.1 Положения о пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1).
При новом рассмотрении суду необходимо предложить сторонам представить отсутствующие в материалах дела названные документы, в том числе документы (лицензии, лицензионные соглашения и другие), на основании которых заявитель осуществляет недропользование, дать им оценку относительно установления сроков внесения отчислений в бюджет как условие предоставления права на пользование недрами, и в соответствии с нормами материального и процессуального права принять законное и обоснованное решение."
Выводы:
В обоих случаях суд использовал формулировки Определения КС РФ № 284-О и в обоих случаях суд не признал рассматриваемые платежи налогами. Очевидно, что используя логику КС РФ, возможно признать неналоговым платежом практически все ресурсные платежи. А это будет означать, что налоговые органы не смогут взыскивать такие платежи, применять санкции и т.п.



