
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Обязан ли налогоплательщик проверять достоверность данных в счетах-фактурах
Обязан ли налогоплательщик проверять достоверность данных в счетах-фактурах
В Письме Минфина РФ от 29 июля 2004 г. № 03-04-14/24, по сути, указывается. что налогоплательщик должен проверять достоверность данных, указанных поставщиком в счете-фактуре. В противном случае налогоплательщик лишается права на вычет по НДС. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в ...
29.08.2007В Письме Минфина РФ от 29 июля 2004 г. № 03-04-14/24, по сути, указывается. что налогоплательщик должен проверять достоверность данных, указанных поставщиком в счете-фактуре. В противном случае налогоплательщик лишается права на вычет по НДС. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2004 года № А05-2426/04-13:
"Из материалов дела следует, что налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО "Северлеспром" законодательства о налогах и сборах за период с 22.06.2000 по 30.09.2003.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 29.12.2003 N 02-40/3026 ДСП и с учетом представленных налогоплательщиком разногласий принято решение от 21.01.2004 N 02-40/139 ДСП о привлечении ООО "Северлеспром" к налоговой ответственности, в частности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 23363 руб. 14 коп. штрафа. Кроме того, налоговая инспекция доначислила Обществу 116815 руб. 72 коп. налога на добавленную стоимость и соответствующие пени.
Основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности и доначисления налога на добавленную стоимость послужило, по мнению налогового органа, неправомерное возмещение Обществом в июле 2002 года налога на добавленную стоимость из бюджета. Налоговый орган считает, что Общество, заключая сделки с поставщиками материальных ресурсов - обществом с ограниченной ответственностью "Котлин" (далее - ООО "Котлин"), обществом с ограниченной ответственностью "Бест-Альянс" (далее - ООО "Бестальянс"), обществом с ограниченной ответственностью "Контики" (далее - ООО "Контики"), - должно было исходить из того, что гражданско-правовая сделка влечет для него налоговые последствия и оно обязано проверять добросовестность контрагентов.
В ответ на запросы налоговой инспекции налоговые органы городов Москвы и Санкт-Петербурга сообщили о невозможности проведения встречных проверок поставщиков Общества, так как ООО "Котлин" не состоит на налоговом учете, указанный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) принадлежит другой организации, ООО "Бест-Альянс" по юридическому адресу и фактическому адресу не находится, находится в розыске, ООО "Контики" последний отчет о финансово-хозяйственной деятельности представило за 3-й квартал 2002 года и также находится в розыске. В связи с этим в счетах-фактурах, выставленных названными поставщиками, содержится недостоверная информация (сведения о месте нахождения продавца, подписи должностных лиц).
ООО "Северлеспром" не согласилось с решением налогового органа от 21.01.2004 и обжаловало его в арбитражный суд в части доначисления Обществу налога на добавленную стоимость, пеней, а также привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает решение от 05.05.2004 законным.
В силу статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей (171 НК РФ) налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 171 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
В пункте 1 статьи 169 НК РФ также предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 указанной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.
В данном случае в пункте 1.5 решения налогового органа отмечено, что в счетах-фактурах ООО "Контики" от 03.06.2003, 06.06.2003, 08.06.2003, 11.06.2003 отсутствуют их порядковые номера. Однако судом установлено и материалами дела подтверждается наличие в указанных счетах-фактурах соответственно номеров 00007, 00009, 000011, 000015 (листы дела 76 - 79). Доказательств обратного в материалах дела не содержится (счета-фактуры без номеров в материалах дела отсутствуют).
Суд кассационной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что данные в счетах-фактурах поставщиков Общества, в нарушение пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, содержат недостоверную информацию о контрагентах. Действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанности заявителя при заключении гражданско-правовых договоров проводить какие-либо действия, направленные на установление достоверности сообщенных другой стороной по сделке сведений о государственной регистрации в качестве юридических лиц или адресов.
Признавая незаконным довод налогового органа о неправомерном предъявлении Обществом к вычету спорной суммы налога на добавленную стоимость, суд обоснованно указал на то, что налоговым законодательством Российской Федерации право налогоплательщика на налоговые вычеты не обусловлено фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями продукции. Не установлена законодательством и обязанность покупателя подтвердить эти обстоятельства при предъявлении сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
В определении от 16.10.2003 N 329-О, принятом по заявлению о проверке конституционности положений абзаца первого пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Других причин отсутствия у Общества права на налоговый вычет налоговая инспекция не приводит."
Выводы:
Таким образом, Налоговый Кодекс РФ не устанавливает обязанности налогоплательщика проверять достоверность сведений, указанных поставщиком в счете-фактуре. Также отсутствует указание на лишение налогоплательщика права на вычет, если выполнены формальные требования статьи 169 НК РФ.
Для усиления своей позиции налогоплательщикам следует ссылаться на Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.03 № 329-О, в котором указывается, что правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. То есть, если налоговый орган считает, что налогоплательщик является "добросовестным", то именно налоговый орган должен доказывать недобросовестность и не имеет права возлагать на налогоплательщики какие-либо дополнительные обязанности, которые не предусмотрены НК РФ.
Следует также отметить, что отсутствие поставщиков налогоплательщика или неуплата ими НДС в бюджет, не может лишить налогоплательщика права на вычет, так как отсутствуют соответствующие нормы НК РФ. В силу норм НК РФ налоговые органы должны контролировать обязанность по уплате налогов, то есть они обязаны взыскивать недоимку с поставщиков. В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком-поставщиком самостоятельно. НК РФ не предусматривает возможности взыскания НДС за счет покупателя.
Темы: Налоги  НДС  Налоговые вычеты  Оформление счетов-фактур  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 09.07.2025 Требуется ли исчислять НДС при передаче товаров зарубежному филиалу: ответ ФНС
- 30.06.2025 Минфин уточнил: когда «упрощенщик» обязан начать платить НДС
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 24.06.2022 Особенности выставления счетов-фактур при ежедневных отгрузках одному и тому же покупателю
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 11.05.2021 Новые реквизиты счета-фактуры
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 04.07.2023 Порядок выставления счета-фактуры на аванс для компании-посредника
- 08.06.2023 Порядок выставления счета-фактуры при заключении договора аренды с доверительным управляющим
- 16.03.2023 Строка УПД «Товар (груз) передал/услуги, результаты работ, права сдал» в электронном документе
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 10.07.2025
Определением взысканы
судебные расходы на оплату услуг представителя и уплату государственной пошлины.Итог: определение отменено в части взыскания государственной пошлины. В удовлетворении требования в данной части отказано, поскольку государственная пошлина взыскана в федеральный бюджет с лица, освобожденного в силу закона от ее уплаты.
- 09.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС и штраф, сославшись на умышленные действия общества по созданию формального документооборота с контрагентами с целью получения налоговой экономии в виде занижения подлежащих уплате в бюджет сумм НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку контрагенты не имеют возможности выполнения поставок в связи с отсутствием у них трудовых и материальных ресурсов, явл
- 09.07.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности по взаимоотношениям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку первичные документы по договорам поставки и подряда содержат противоречия, контрагенты включены в производственный процесс формально, источник возмещения НДС не сформирован.
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДС, налог на прибыль и пени в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогам на сумму вычетов по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем со
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана направленность действий общества и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания искусственного документооборота без осуществления реальной экономической деятельности.
- 29.06.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, ссылаясь на то, что представленные налогоплательщиком первичные документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность хозяйственных операций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у спорных контрагентов отсутствовала фактическая возможность для осуществления указанных налогоплательщиком хозяйственных операций.
- 08.09.2024
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС и пени, выявив, что он неправомерно применил налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что поставка контрагентами товаров налогоплательщику носила реальный характер и что при заключении договоров поставки налогоплательщик не преследовал цель уклониться от налогообложения.
- 23.08.2024
Налоговым органом
отказано в возмещении НДС, поскольку установлено наличие недостоверной информации, содержащейся в представленных обществом на проверку первичных документах, нереальности хозяйственных операций с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказано получение обществом необоснованной налоговой выгоды.
- 18.08.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с неправомерным включением обществом в состав налоговых вычетов суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным от имени контрагентов.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, так как подтверждено создание обществом формального документооборота со спорными контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды в
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 29.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 02-01-06/33918
- 28.02.2025 Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-05-08/132437
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 03.07.2025 Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-11-09/51466
- 25.06.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27263
- 20.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-10/35615
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
- 20.01.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-07-08/126784
- 15.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
- 11.02.2025 Письмо Минфина России от 20.01.2025 г. № 03-07-09/4132
- 26.12.2024 Письмо Минфина России от 13.11.2024 г. № 03-07-11/111805
Комментарии