Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Обязан ли налогоплательщик проверять достоверность данных в счетах-фактурах

Обязан ли налогоплательщик проверять достоверность данных в счетах-фактурах

В Письме Минфина РФ от 29 июля 2004 г. № 03-04-14/24, по сути, указывается. что налогоплательщик должен проверять достоверность данных, указанных поставщиком в счете-фактуре. В противном случае налогоплательщик лишается права на вычет по НДС. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в ...

29.08.2007

В Письме Минфина РФ от 29 июля 2004 г. № 03-04-14/24, по сути, указывается. что налогоплательщик должен проверять достоверность данных, указанных поставщиком в счете-фактуре. В противном случае налогоплательщик лишается права на вычет по НДС. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2004 года № А05-2426/04-13:

"Из материалов дела следует, что налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО "Северлеспром" законодательства о налогах и сборах за период с 22.06.2000 по 30.09.2003.

По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 29.12.2003 N 02-40/3026 ДСП и с учетом представленных налогоплательщиком разногласий принято решение от 21.01.2004 N 02-40/139 ДСП о привлечении ООО "Северлеспром" к налоговой ответственности, в частности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 23363 руб. 14 коп. штрафа. Кроме того, налоговая инспекция доначислила Обществу 116815 руб. 72 коп. налога на добавленную стоимость и соответствующие пени.

Основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности и доначисления налога на добавленную стоимость послужило, по мнению налогового органа, неправомерное возмещение Обществом в июле 2002 года налога на добавленную стоимость из бюджета. Налоговый орган считает, что Общество, заключая сделки с поставщиками материальных ресурсов - обществом с ограниченной ответственностью "Котлин" (далее - ООО "Котлин"), обществом с ограниченной ответственностью "Бест-Альянс" (далее - ООО "Бестальянс"), обществом с ограниченной ответственностью "Контики" (далее - ООО "Контики"), - должно было исходить из того, что гражданско-правовая сделка влечет для него налоговые последствия и оно обязано проверять добросовестность контрагентов.

В ответ на запросы налоговой инспекции налоговые органы городов Москвы и Санкт-Петербурга сообщили о невозможности проведения встречных проверок поставщиков Общества, так как ООО "Котлин" не состоит на налоговом учете, указанный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) принадлежит другой организации, ООО "Бест-Альянс" по юридическому адресу и фактическому адресу не находится, находится в розыске, ООО "Контики" последний отчет о финансово-хозяйственной деятельности представило за 3-й квартал 2002 года и также находится в розыске. В связи с этим в счетах-фактурах, выставленных названными поставщиками, содержится недостоверная информация (сведения о месте нахождения продавца, подписи должностных лиц).

ООО "Северлеспром" не согласилось с решением налогового органа от 21.01.2004 и обжаловало его в арбитражный суд в части доначисления Обществу налога на добавленную стоимость, пеней, а также привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает решение от 05.05.2004 законным.

В силу статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей (171 НК РФ) налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 171 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

В пункте 1 статьи 169 НК РФ также предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 указанной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.

В данном случае в пункте 1.5 решения налогового органа отмечено, что в счетах-фактурах ООО "Контики" от 03.06.2003, 06.06.2003, 08.06.2003, 11.06.2003 отсутствуют их порядковые номера. Однако судом установлено и материалами дела подтверждается наличие в указанных счетах-фактурах соответственно номеров 00007, 00009, 000011, 000015 (листы дела 76 - 79). Доказательств обратного в материалах дела не содержится (счета-фактуры без номеров в материалах дела отсутствуют).

Суд кассационной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что данные в счетах-фактурах поставщиков Общества, в нарушение пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, содержат недостоверную информацию о контрагентах. Действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанности заявителя при заключении гражданско-правовых договоров проводить какие-либо действия, направленные на установление достоверности сообщенных другой стороной по сделке сведений о государственной регистрации в качестве юридических лиц или адресов.

Признавая незаконным довод налогового органа о неправомерном предъявлении Обществом к вычету спорной суммы налога на добавленную стоимость, суд обоснованно указал на то, что налоговым законодательством Российской Федерации право налогоплательщика на налоговые вычеты не обусловлено фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями продукции. Не установлена законодательством и обязанность покупателя подтвердить эти обстоятельства при предъявлении сумм налога на добавленную стоимость к вычету.

В определении от 16.10.2003 N 329-О, принятом по заявлению о проверке конституционности положений абзаца первого пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Других причин отсутствия у Общества права на налоговый вычет налоговая инспекция не приводит."

Выводы:

Таким образом, Налоговый Кодекс РФ не устанавливает обязанности налогоплательщика проверять достоверность сведений, указанных поставщиком в счете-фактуре. Также отсутствует указание на лишение налогоплательщика права на вычет, если выполнены формальные требования статьи 169 НК РФ.

Для усиления своей позиции налогоплательщикам следует ссылаться на Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.03 № 329-О, в котором указывается, что правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. То есть, если налоговый орган считает, что налогоплательщик является "добросовестным", то именно налоговый орган должен доказывать недобросовестность и не имеет права возлагать на налогоплательщики какие-либо дополнительные обязанности, которые не предусмотрены НК РФ.

Следует также отметить, что отсутствие поставщиков налогоплательщика или неуплата ими НДС в бюджет, не может лишить налогоплательщика права на вычет, так как отсутствуют соответствующие нормы НК РФ.  В силу норм НК РФ налоговые органы должны контролировать обязанность по уплате налогов, то есть они обязаны взыскивать недоимку с поставщиков. В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком-поставщиком самостоятельно. НК РФ не предусматривает возможности взыскания НДС за счет покупателя.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги
Все новости по этой теме »

НДС
Все новости по этой теме »

Налоговые вычеты
Все новости по этой теме »

Оформление счетов-фактур
Все новости по этой теме »

Налоги
Все статьи по этой теме »

НДС
Все статьи по этой теме »

Налоговые вычеты
Все статьи по этой теме »

Оформление счетов-фактур
Все статьи по этой теме »

Налоги

Вся судебная практика по этой теме »

НДС
  • 09.10.2017  

    Обстоятельства: Налоговый орган взыскал недоимку по НДС и пени в связи с необоснованным применением вычетов по НДС по нереальным сделкам.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку счета-фактуры содержат недостоверные сведения, подписаны неустановленными лицами и не отражают реальных финансово-хозяйственных операций с контрагентом, у которого отсутствовал персонал, техника, оборот средств по счету носил транзитный характер, налогоп

  • 14.08.2017  

    Обстоятельства: Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа, ему предложено уплатить суммы недоимки по НДС и налогу на прибыль, штрафа, пени.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как общество реализовало объекты недвижимого имущества взаимозависимому лицу, установлен факт занижения им выручки от реализации недвижимого имущества.

  • 19.07.2017  

    Обстоятельства: По результатам проверки приняты решения об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, об отказе в возмещении НДС, по операции приобретения гербицида (базагран), поскольку завышены вычеты по НДС по сделке с контрагентом, представлены документы, не отражающие реальные хозяйственные операции.

    Решение: В удовлетворении требования отказано, так как налоговым орг


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые вычеты
  • 04.07.2018  

    При разрешении спора судами установлено, что в связи с непредставлением налогоплательщиком в течение более чем двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, инспекция на стадии формирования акта проверки в рамках статьи 93.1 НК РФ, проанализировав выписку банка о движении денежных средств по расчетном счету ООО, истребовала у всех его контрагентов документы, подтверждающие финансово-хозяйственные отношения с ООО з

  • 27.06.2018  

    Оценка добросовестности налогоплательщика при получении налоговых выгод предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели, то есть возможность получения налоговых выгод предполагает наличие реального осуществления хозяйственных операций.

  • 11.06.2018  

    Отклоняя доводы налогового органа относительно содержания представленных ТТН по форме СП-31, суды указали, что налогоплательщиком были представлены в налоговый орган все документы, предусмотренные статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, счета-фактуры и товарные накладные по форме ТОРГ-12, подтверждающие приобретение товара и его принятие к учету. Тогда как представление документов, касающихся перево


Вся судебная практика по этой теме »

Оформление счетов-фактур
  • 18.06.2018  

    Факт использования факсимиле в счетах-фактурах, выставленных от имени компании, налогоплательщиком не оспаривается. Счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, обществом ни в налоговый орган при проведении проверки, ни в суд не представлены. Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии счетов-фактур требованиям статьи 169 НК РФ и правомерности доначисления обществу налога

  • 05.03.2018  

    Судом было установлено, что условиями договоров, заключенных обществом с покупателями продукции предусмотрено, что организация-производитель обязана выкупать обратно изделия с истекшим сроком годности. При этом, способ составления корректировочного счета-фактуры на первоначальную поставку, предлагаемый налоговым органом, невыполним в условиях работы с крупными сетевыми покупателями. Заявителем возврат продукции отражается ме

  • 25.12.2017  

    Положения гл. 21 НК РФ, в том числе ст. 165 и 176 НК РФ, допускают возможность заявления налоговых вычетов по операциям III квартала 2013 г. в налоговой декларации за I квартал 2016 г., что не означает наличие у налогоплательщика права повторно включать в декларацию налоговые вычеты, в применении которых в предшествующий период ему было отказано вступившими в силу решениями налогового органа и суда.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоги
Все законодательство по этой теме »

НДС
Все законодательство по этой теме »

Налоговые вычеты
Все законодательство по этой теме »

Оформление счетов-фактур
Все законодательство по этой теме »