
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Обязан ли налогоплательщик проверять достоверность данных в счетах-фактурах
Обязан ли налогоплательщик проверять достоверность данных в счетах-фактурах
В Письме Минфина РФ от 29 июля 2004 г. № 03-04-14/24, по сути, указывается. что налогоплательщик должен проверять достоверность данных, указанных поставщиком в счете-фактуре. В противном случае налогоплательщик лишается права на вычет по НДС. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в ...
29.08.2007В Письме Минфина РФ от 29 июля 2004 г. № 03-04-14/24, по сути, указывается. что налогоплательщик должен проверять достоверность данных, указанных поставщиком в счете-фактуре. В противном случае налогоплательщик лишается права на вычет по НДС. Насколько правомерен такой подход, рассматривали в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30 августа 2004 года № А05-2426/04-13:
"Из материалов дела следует, что налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО "Северлеспром" законодательства о налогах и сборах за период с 22.06.2000 по 30.09.2003.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 29.12.2003 N 02-40/3026 ДСП и с учетом представленных налогоплательщиком разногласий принято решение от 21.01.2004 N 02-40/139 ДСП о привлечении ООО "Северлеспром" к налоговой ответственности, в частности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 23363 руб. 14 коп. штрафа. Кроме того, налоговая инспекция доначислила Обществу 116815 руб. 72 коп. налога на добавленную стоимость и соответствующие пени.
Основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности и доначисления налога на добавленную стоимость послужило, по мнению налогового органа, неправомерное возмещение Обществом в июле 2002 года налога на добавленную стоимость из бюджета. Налоговый орган считает, что Общество, заключая сделки с поставщиками материальных ресурсов - обществом с ограниченной ответственностью "Котлин" (далее - ООО "Котлин"), обществом с ограниченной ответственностью "Бест-Альянс" (далее - ООО "Бестальянс"), обществом с ограниченной ответственностью "Контики" (далее - ООО "Контики"), - должно было исходить из того, что гражданско-правовая сделка влечет для него налоговые последствия и оно обязано проверять добросовестность контрагентов.
В ответ на запросы налоговой инспекции налоговые органы городов Москвы и Санкт-Петербурга сообщили о невозможности проведения встречных проверок поставщиков Общества, так как ООО "Котлин" не состоит на налоговом учете, указанный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) принадлежит другой организации, ООО "Бест-Альянс" по юридическому адресу и фактическому адресу не находится, находится в розыске, ООО "Контики" последний отчет о финансово-хозяйственной деятельности представило за 3-й квартал 2002 года и также находится в розыске. В связи с этим в счетах-фактурах, выставленных названными поставщиками, содержится недостоверная информация (сведения о месте нахождения продавца, подписи должностных лиц).
ООО "Северлеспром" не согласилось с решением налогового органа от 21.01.2004 и обжаловало его в арбитражный суд в части доначисления Обществу налога на добавленную стоимость, пеней, а также привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает решение от 05.05.2004 законным.
В силу статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей (171 НК РФ) налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 171 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
В пункте 1 статьи 169 НК РФ также предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 указанной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.
В данном случае в пункте 1.5 решения налогового органа отмечено, что в счетах-фактурах ООО "Контики" от 03.06.2003, 06.06.2003, 08.06.2003, 11.06.2003 отсутствуют их порядковые номера. Однако судом установлено и материалами дела подтверждается наличие в указанных счетах-фактурах соответственно номеров 00007, 00009, 000011, 000015 (листы дела 76 - 79). Доказательств обратного в материалах дела не содержится (счета-фактуры без номеров в материалах дела отсутствуют).
Суд кассационной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что данные в счетах-фактурах поставщиков Общества, в нарушение пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ, содержат недостоверную информацию о контрагентах. Действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанности заявителя при заключении гражданско-правовых договоров проводить какие-либо действия, направленные на установление достоверности сообщенных другой стороной по сделке сведений о государственной регистрации в качестве юридических лиц или адресов.
Признавая незаконным довод налогового органа о неправомерном предъявлении Обществом к вычету спорной суммы налога на добавленную стоимость, суд обоснованно указал на то, что налоговым законодательством Российской Федерации право налогоплательщика на налоговые вычеты не обусловлено фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями продукции. Не установлена законодательством и обязанность покупателя подтвердить эти обстоятельства при предъявлении сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
В определении от 16.10.2003 N 329-О, принятом по заявлению о проверке конституционности положений абзаца первого пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Других причин отсутствия у Общества права на налоговый вычет налоговая инспекция не приводит."
Выводы:
Таким образом, Налоговый Кодекс РФ не устанавливает обязанности налогоплательщика проверять достоверность сведений, указанных поставщиком в счете-фактуре. Также отсутствует указание на лишение налогоплательщика права на вычет, если выполнены формальные требования статьи 169 НК РФ.
Для усиления своей позиции налогоплательщикам следует ссылаться на Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.03 № 329-О, в котором указывается, что правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. То есть, если налоговый орган считает, что налогоплательщик является "добросовестным", то именно налоговый орган должен доказывать недобросовестность и не имеет права возлагать на налогоплательщики какие-либо дополнительные обязанности, которые не предусмотрены НК РФ.
Следует также отметить, что отсутствие поставщиков налогоплательщика или неуплата ими НДС в бюджет, не может лишить налогоплательщика права на вычет, так как отсутствуют соответствующие нормы НК РФ. В силу норм НК РФ налоговые органы должны контролировать обязанность по уплате налогов, то есть они обязаны взыскивать недоимку с поставщиков. В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком-поставщиком самостоятельно. НК РФ не предусматривает возможности взыскания НДС за счет покупателя.
Темы: Налоги  НДС  Налоговые вычеты  Оформление счетов-фактур  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 01.12.2023 Вице-спикер ГД предложил ввести нулевой НДС на мандарины и новогодние елки
- 13.11.2023 Минфин пояснил, нужно ли платить НДС при передаче образцов для испытаний
- 02.11.2023 ЛДПР вносит законопроект об отмене НДС на розданные просроченные продукты
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 24.06.2022 Особенности выставления счетов-фактур при ежедневных отгрузках одному и тому же покупателю
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 11.05.2021 Новые реквизиты счета-фактуры
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 25.09.2023 КПП в реквизитах организации: как расшифровать
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 04.07.2023 Порядок выставления счета-фактуры на аванс для компании-посредника
- 08.06.2023 Порядок выставления счета-фактуры при заключении договора аренды с доверительным управляющим
- 16.03.2023 Строка УПД «Товар (груз) передал/услуги, результаты работ, права сдал» в электронном документе
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 09.11.2022
Налоговый орган
предложил уменьшить УСН, исчисленный в завышенном размере, доначислил НДС, НДФЛ, налог на имущество физических лиц, начислил пени и штраф, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы ухода от налогообложения путем "дробления бизнеса" с использованием подконтрольных лиц, применяющих специальный режим налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогово
- 26.10.2022
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно применил налоговые вычеты по НДС по хозяйственным операциям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что контрагент не является исполнителем работ по заключенным с налогоплательщиком договорам и что последний в отсутствие реальных хозяйственных операций с контрагентом созда
- 03.12.2023
Налоговый орган
начислил НДС и налог на прибыль, указывая на создание обществом и его контрагентами искусственных условий для получения необоснованной налоговой выгоды в виде налоговых вычетов и увеличения расходной части налоговой базы.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не исследованы обстоятельства, приводимые налоговым органом в обоснование номинального характера сделки, заключенной
- 03.12.2023
Налоговый орган
начислил НДС, указывая умышленные действия общества, выразившиеся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни по операциям с контрагентом с целью получения налоговой экономии в виде сумм налога в составе налоговых вычетов по данным операциям.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено создание обществом фиктивного документооборота исключительно с
- 03.12.2023
Налоговый орган
начислил НДС, указывая на создание обществом формального документооборота с контрагентами с целью получения налоговой экономии в виде неправомерно предъявленного к вычету НДС.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не выяснено, что конкретно обжалует общество, отказывается ли оно от части своего первоначально заявленного требования либо полностью обжалует решение налогового о
- 03.12.2023
Налоговый орган
начислил НДС, указывая на создание обществом формального документооборота с контрагентом в целях неправомерного заявления налоговых вычетов по сделке с отражением в документах не осуществлявшихся в действительности хозяйственных операций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено, что участие контрагента в хозяйственных операциях носило номинальный характер и своди
- 28.11.2023
Обществу доначислены
налог на прибыль и НДС, пени со ссылкой на неправомерность предъявления НДС к вычету и учета расходов по налогу на прибыль по хозяйственным операциям с контрагентами, а также включения в состав расходов сумм амортизации буровой установки.Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказан факт формальности документооборота и отсутствия реальных хозяйственных операций с контрагентами
- 28.11.2023
Обществу отказано
в применении вычета по НДС по взаимоотношениям с рядом контрагентов, доначислены налог, пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждены невозможность выполнения спорными контрагентами своих обязательств по заключенным с обществом договорам, создание формального документооборота и получение обществом необоснованной налоговой выгоды.
- 23.04.2023
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, выявив, что последний неправомерно предъявил к вычету НДС на основании счетов-фактур, оформленных контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик создал формальный документооборот при отсутствии реальных финансово-хозяйственных взаимоотношений с контрагентами.
- 01.02.2023
Так как
арендодатель не направил арендатору подписанные акты об оказании услуг по аренде, а также счета-фактуры, арендатор не смог получить вычет по НДС из бюджета.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку тот факт, что арендатор был лишен возможности получить налоговый вычет исключительно в результате действий арендодателя, не доказан и поскольку установлено, что арендатор злоупотребил право
- 07.12.2022
Налоговый орган
начислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, установив, что, применяя УСН, он выставлял контрагентам при поставке товаров счета-фактуры с выделенными в них суммами НДС, но не перечислял в бюджет выделенный в счетах-фактурах налог.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что лицо, не являющееся плательщиком НДС, но выставляющее счета с выделением в них суммы данн
- 15.06.2023 Письмо ФНС России от 02.06.2023 г. № ЗГ-3-8/7361
- 09.03.2023 Письмо Минфина России от 10.01.2023 г. № 03-01-11/424
- 06.03.2023 Письмо Минфина России от 20.02.2023 г. № 03-02-07/14169
- 05.12.2023 Письмо Минфина России от 16.11.2023 г. № 03-07-11/109507
- 05.12.2023 Письмо Минфина России от 07.11.2023 г. № 03-07-11/105647
- 05.12.2023 Письмо Минфина России от 03.11.2023 г. № 03-07-11/105095
- 29.11.2023 Письмо Минфина России от 25.09.2023 г. № 03-07-11/90974
- 29.11.2023 Письмо Минфина от 27.09.2023 г. № 03-07-11/91838
- 27.11.2023 Письмо Минфина России от 02.10.2023 г. № 03-07-14/93300
- 10.11.2023 Письмо ФНС России от 01.09.2023 г. № ЕА-4-15/11188@
- 10.10.2023 Письмо Минфина России от 18.09.2023 г. № 03-07-09/88743
- 23.09.2023 Письмо Минфина России от 23.08.2023 г. № 03-07-09/80296
Комментарии