
Письмо ФНС России от 14.09.2023 г. № СД-4-3/11754@
Вопрос: О ставке НДС при поставке товаров государственному органу в Запорожскую область по договорам, заключенным до и после 05.10.2022, если товар отгружен 30.12.2022 и не оплачен на 25.01.2023.
Письмо Минфина России от 19.09.2023 г. № 03-07-07/89265
Вопрос: Каков порядок применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении денежных средств, получаемых застройщиком от участников долевого строительства?
В Письме от 22.06.2023 N 03-07-07/58085 Минфин России давал разъяснение о порядке налогообложения по денежным средствам, получаемым застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства. На основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) денежные средства, полученные налогоплательщиком и не связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются. Поэтому денежные средства, получаемые застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства, не включаются у застройщика в налоговую базу по НДС, при условии, что строительство (создание) объекта долевого строительства осуществляется подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика.
Правомерно ли неотражение застройщиком, не выполняющим строительно-монтажные работы собственными силами и привлекающим другую организацию для выполнения функций генерального подрядчика, осуществляющим закупку и передачу строительных материалов генеральному подрядчику, денежных средств, получаемых от участников долевого строительства и зачисляемых на счет эскроу, в налоговой базе по НДС с учетом пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ?
Письмо Минфина России от 27.09.2023 г. № 03-07-07/92054
Вопрос: ООО (далее по тексту - Общество) является профессиональным участником рынка ценных бумаг. В рамках осуществления профессиональной деятельности на финансовых рынках Общество реализует услуги брокерского обслуживания на рынке ценных бумаг, в рамках брокерской деятельности Общество оказывает услуги по финансовому консультированию клиентов.
Виды предоставляемых консультационных услуг не относятся к деятельности инвестиционного советника в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Согласно пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках:
услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;
услуг, оказываемых указанными выше организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством РФ).
В разд. 1 Перечня услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013 N 761, указано, что к услугам брокера, непосредственно связанным с услугами, которые оказываются брокером в рамках лицензируемой деятельности, относятся в том числе услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций в финансовые инструменты, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
С учетом вышеизложенного правильно ли, что услуги Общества, обладающего лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности, по исполнению консультационных услуг, оказываемые клиентам в рамках брокерских договоров и не являющиеся консультационными в рамках инвестиционного консультирования, освобождены от уплаты НДС на основании положений пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ и Постановления Правительства РФ от 31.08.2013 N 761?
Письмо Минфина России от 25.09.2023 г. № 03-07-11/90936
Вопрос: О применении расчетной ставки НДС при передаче прав, связанных с заключением контракта, если цена договора сформирована без НДС.
Письмо Минфина России от 02.10.2023 г.№ 03-07-07/93304
Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при применении организацией, получившей статус участника проекта по созданию инновационных научно-технологических центров, освобождения от обязанностей налогоплательщика.
Письмо Минфина России от 20.10.2023 г. № 03-07-11/100008
Вопрос: О восстановлении НДС, принятого к вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет средств займа, источником для возврата которых являются субсидии.
Письмо ФНС России от 01.09.2023 г. № ЕА-4-15/11188@
Вопрос: О формировании и заполнении даты составления (выписки) счета-фактуры и принятии к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, выставленных с ошибками.
Письмо Минфина России от 26.10.2023 г. № 03-03-06/1/102095
Вопрос: Об НДС при предоставлении организацией третьим лицам образцов продукции для проверки ее пригодности и о критериях учета расходов в целях налога на прибыль.
Письмо Минфина России от 13.09.2023 г. № 03-07-08/87245
Вопрос: У организации возникли вопросы по последствиям несвоевременной уплаты НДС при ввозе товаров для федерального бюджета.
В последнее время участились случаи проведения таможенными органами таможенных проверок, в том числе по вопросу правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров. В результате таких проверок решения об увеличении таможенной стоимости и сумм подлежащих уплате таможенных платежей принимается таможенными органами уже после выпуска товаров. На основании принятых решений участниками внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) уплачивается в бюджет дополнительно начисленный НДС, а также пени.
Таможенным законодательством ЕАЭС установлены сроки уплаты таможенных платежей при ввозе товаров. В соответствии с положениями ст. 57, п. 9 ст. 136 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сроком уплаты таможенных платежей является срок выпуска товаров. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов п. 4 ст. 57 ТК ЕАЭС предусмотрена уплата пеней; при этом начисление пеней производится в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС. В соответствии с ч. 16 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ в связи с неуплатой НДС в установленный срок пени начисляются со дня, следующего за днем выпуска товаров.
Следовательно, в соответствии с приведенными выше положениями таможенного законодательства, в случае если в результате таможенной проверки таможенными органами принимается решение о внесении изменений в декларацию на товары в части таможенной стоимости, в отношении ввезенных товаров помимо дополнительно начисленного НДС начисляются пени.
Впоследствии согласно ст. 172 НК РФ в отношении сумм налога, уплаченного при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, производятся вычеты в полном объеме после принятия товаров на учет. Таким образом, в отношении уплаченного в полном объеме НДС налоговым органом производится налоговый вычет в сумме НДС, уплаченного при декларировании товаров, а также дополнительно начисленного НДС в результате таможенной проверки.
Учитывая вышеизложенное, влечет ли уплата части НДС позднее установленного срока (даты выпуска товаров) в связи с принятием таможенным органом решения в результате таможенного контроля реальный материальный ущерб для федерального бюджета, учитывая, что в связи с задержкой уплаты части налога участниками ВЭД уплачиваются пени и впоследствии налоговым органом производится налоговый вычет?
Письмо Минфина России от 13.09.2023 г. № 03-07-14/87315
Вопрос: Правительством Российской Федерации принято разработанное Министерством промышленности и торговли РФ Постановление от 07.07.2023 N 1118 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291".
Данным Постановлением произведена индексация утилизационного сбора, уплачиваемого при ввозе (импорте) за каждое колесное транспортное средство (шасси).
Организация заключает договоры с резидентами РФ о поставке транспортной техники из Китайской Народной Республики.
По одним договорам поставщика сформирована общая цена с учетом покрытия дополнительных расходов поставщика (таможенная очистка, уплата сборов, в том числе утилизационного сбора, и доставка до пункта назначения и т.п.) и выражена общей суммой в иностранной валюте.
По другим договорам предусмотрено, что утилизационный сбор дополнительно компенсируется (отдельно, то есть не включен в общую стоимость).
В указанной связи каков порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость:
- по договору, в котором в цену транспортных средств включены таможенная очистка, утилизационный сбор и доставка до станции назначения? Правомерно ли выделять из общей цены сумму утилизационного сбора и не начислять на нее налог на добавленную стоимость;
- по договору, в котором утилизационный сбор не входит в цену покупки транспортных средств и компенсируется покупателем отдельно, по факту его уплаты поставщиком? Предусмотрено ли в данном случае обложение суммы утилизационного сбора, возмещаемого покупателем поставщику, налогом на добавленную стоимость?
Письмо Минфина России от 31.08.2023 г. № 03-07-11/83096
Вопрос: При изучении Письма Минфина России от 22.05.2023 N 03-07-11/46212 возник следующий вопрос:
имеется санаторно-курортный комплекс, имеющий ОКВЭД:
- 55.10 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания";
- 86.90.4 "Деятельность санаторно-курортных организаций".
Принимаются два типа гостей:
- отдыхающие по путевкам. На данных людей оформляются санаторные путевки, при этом этот вид деятельности не подлежит обложению НДС;
- временно проживающие, выкупающие номер как командированные от организаций, которым оказываются услуги по предоставлению мест для временного проживания. На этих людей путевки не выписываются, а составляется акт оказания услуг временного проживания.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ с 1 июля 2022 г. реализация услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения подлежит налогообложению НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов. Однако в Письме Минфина России от 22.05.2023 N 03-07-11/46212 заместитель директора Департамента Прокаев В.А. пишет о том, что вводить ставку 0 процентов для услуг временного размещения в объектах санаторно-курортного размещения нецелесообразно.
Также хочу отметить абз. 8 данного Письма. Если санаторно-курортная организация не оформит путевку, то физическому лицу это будет невыгодно, так как тогда ему не возместится НДФЛ, а у организации возникнут споры не только с налоговыми органами, но и с гостями. Если же выписывать путевку командированным, то у них будут проблемы с отчетом по командировке, бухгалтерия не примет путевку, так как ее нельзя поставить в расходы. Тема учета и налогообложения проработана однобоко.
По какой ставке НДС в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ облагать услуги временного проживания в санаторно-курортных комплексах, если у комплекса есть оба вида ОКВЭД и на услуги по временному проживанию путевка не оформляется, питание, лечение в стоимость не входят?
Письмо Минфина России от 29.08.2023 г. № 03-07-08/82114
Вопрос: У российской организации (резидента) есть кредиторская задолженность перед иностранной организацией (Великобритания) (нерезидентом) по Международному лицензионному соглашению. Сохраняется ли за резидентом обязанность налогового агента по НДС, если нерезидент уступает свое право требования долга другой российской организации (цеденту)?
В случае если обязанность налогового агента сохраняется за резидентом-должником, какого контрагента необходимо указывать в разд. 2 декларации по НДС: нерезидента или цедента?
Письмо Минфина России от 04.08.2023 г. № 03-07-07/73704
Вопрос: ИП намерен осуществлять совместную деятельность с другими организациями в сфере общественного питания в форме простого товарищества.
Согласно пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), освобождается от уплаты НДС.
При этом подпунктом указывается перечень требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, при соблюдении которых данная льгота может быть применена.
Норма не предъявляет особенных требований для простого товарищества, между тем такая форма ведения бизнеса прямо предусмотрена в том числе НК РФ. Статьей 149 не предусматривается запрет на освобождение от уплаты НДС для простых товариществ.
Как разъясняется в Письме Минфина России от 01.02.2023 N 03-07-07/7759 в ответ на аналогичный вопрос в отношении простого товарищества, участники которого применяют УСН, осуществляющего регулярные перевозки граждан (пассажиров) по нерегулируемым тарифам на муниципальных маршрутах с предоставлением льгот на проезд, согласно п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением, в частности, НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса. Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в рамках договора простого товарищества.
Так, согласно нормам данной статьи Кодекса при совершении в рамках договора простого товарищества операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению НДС, обязанности налогоплательщика НДС возлагаются на одного из участников товарищества.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
В случае если деятельность простого товарищества соответствует условиям, указанным в соответствующем подпункте п. 3 ст. 149 НК РФ, операции налогоплательщика освобождаются от налогообложения НДС.
Правильно ли, что позиция Минфина России распространяется и на остальные виды деятельности, поименованные в п. 3 ст. 149 НК РФ, в частности, оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание)?
Иное трактование указанной нормы ставило бы налогоплательщиков - участников простого товарищества в заведомо дискриминационные условия по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности, что прямо запрещено п. 2 ст. 3 НК РФ: не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Письмо Минфина России от 03.08.2023 г. № 03-07-07/72795
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью заключает лицензионные договоры о предоставлении права пользования программами для ЭВМ (на условиях удаленного доступа). Указанные программы включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Лицензионным договором, кроме предоставления права пользования программой, предусмотрены оказание услуг по поддержке работоспособности программы, устранение неисправностей и сбоев в работе программы, техническая поддержка использования программы и прочее, то есть лицензионный договор содержит также элементы договора оказания услуг. При этом перечисленные услуги оказываются в целях использования программы на условиях удаленного доступа, обеспечения качества программы и являются необходимой составной частью реализации исключительных прав на программу, без предоставления указанных услуг использование программы пользователем по назначению затруднительно и может повлечь риск ненадлежащего исполнения лицензиаром своих обязательств перед пользователем программы.
Согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и баз данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Является ли правомерным освобождение от налогообложения реализации исключительных прав на программы ЭВМ и баз данных по лицензионным договорам, предмет которых включает, кроме предоставления права использования программы, также оказание услуг по технической поддержке использования программы и иных связанных услуг?
Письмо Минфина России от 10.08.2023 г. № 03-07-07/75018
Вопрос: Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 38, согласно которому не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по оказанию услуг общественного питания через объекты общественного питания. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ; пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, имеют право на освобождение при одновременном выполнении следующих условий:
- если за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, сумма доходов не превысила в совокупности два миллиарда рублей;
- если за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или индивидуального предпринимателя составил не менее 70 процентов;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже региональной среднемесячной зарплаты по отрасли (класс 56) (положения абз. 8 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ подлежат применению с 01.01.2024).
Согласно абз. 9 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам за каждый календарный месяц на количество физических лиц, которым эти выплаты начислялись в соответствующем месяце.
Полагается, что для расчета среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц берется должностной оклад, установленный работнику за календарный месяц на день наступления оплачиваемого события.
В связи с этим возникли следующие вопросы.
Что принимается во внимание при расчете среднемесячной начисленной заработной платы работников по видам экономической деятельности (должностной оклад, тарифная ставка)?
Является ли основанием для утраты права на освобождение от НДС, в случае если у индивидуального предпринимателя часть работников работает неполный рабочий день, и в связи с чем среднемесячный размер выплат может быть ниже региональной среднемесячной зарплаты по отрасли (класс 56)?
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2023 г. № Ф04-3911/2023 по делу № А70-21036/2022
Налоговый орган доначислил НДС, пени и штраф, указывая на создание обществом формального документооборота по сделкам.
Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку представленные обществом первичные документы не подтверждают реальность хозяйственных операций с предпринимателем, следствием оформления документов по договорам явилось получение необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного предъявления НДС к вычетам; из расчета исключены пени, незаконно начисленные в период действия моратория.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.08.2023 г. № Ф08-7968/2023 по делу № А53-26471/2022
Налоговый орган начислил НДС, налог на прибыль и налог на имущество, указывая на вывод обществом из-под налогообложения доходов от оказания услуг по перевозке пассажиров через подконтрольных лиц.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено умышленное совершение обществом противоправного деяния, выразившегося в незаконной минимизации налоговых обязательств путем искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете.
Письмо Минфина России от 27.09.2023 г. № 03-07-11/91924
Вопрос: О восстановлении принятых к вычету сумм НДС по затратам на капитальные вложения в объекты ОС, если в бухгалтерском учете определяется убыток от их обесценения.
Письмо Минфина России от 18.09.2023 г. № 03-07-09/88743
Вопрос: О заполнении строки "Всего к оплате" счета-фактуры.
Письмо Минфина России от 18.09.2023 г. № 03-07-11/88753
Вопрос: Об НДС при передаче подарочных сертификатов, приобретенных у выпустившего их лица.