
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 10.08.2023 г. № 03-07-07/75018
Письмо Минфина России от 10.08.2023 г. № 03-07-07/75018
Вопрос: Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 38, согласно которому не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по оказанию услуг общественного питания через объекты общественного питания. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ; пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, имеют право на освобождение при одновременном выполнении следующих условий:
- если за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, сумма доходов не превысила в совокупности два миллиарда рублей;
- если за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или индивидуального предпринимателя составил не менее 70 процентов;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже региональной среднемесячной зарплаты по отрасли (класс 56) (положения абз. 8 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ подлежат применению с 01.01.2024).
Согласно абз. 9 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам за каждый календарный месяц на количество физических лиц, которым эти выплаты начислялись в соответствующем месяце.
Полагается, что для расчета среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц берется должностной оклад, установленный работнику за календарный месяц на день наступления оплачиваемого события.
В связи с этим возникли следующие вопросы.
Что принимается во внимание при расчете среднемесячной начисленной заработной платы работников по видам экономической деятельности (должностной оклад, тарифная ставка)?
Является ли основанием для утраты права на освобождение от НДС, в случае если у индивидуального предпринимателя часть работников работает неполный рабочий день, и в связи с чем среднемесячный размер выплат может быть ниже региональной среднемесячной зарплаты по отрасли (класс 56)?
24.10.2023Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10.08.2023 г. № 03-07-07/75018
В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 7 июля 2023 г., о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, определяемом в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) при оказании услуг общественного питания, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
На основании подпункта 38 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2024 года организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, вправе применять освобождение от налогообложения НДС при соблюдении ряда условий, в том числе условия о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.
Согласно абзацу восьмому подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса за календарный год, предшествующий году, в котором организацией или индивидуальным предпринимателем применяется освобождение от налогообложения НДС, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
В соответствии с абзацем девятым подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение (за первые девять месяцев предыдущего календарного года), определяется путем деления суммы средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц, входящий в указанный период, на количество месяцев указанного периода, за которые начислялись указанные выплаты и вознаграждения. Величина средних выплат и иных вознаграждений за каждый календарный месяц определяется путем деления суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам за каждый календарный месяц на количество физических лиц, которым эти выплаты начислялись в соответствующем месяце.
Пунктом 7 статьи 431 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса предусмотрено, что индивидуальные предприниматели - плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно приказу ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@ расчет по страховым взносам, представляемый за расчетный период - календарный год, в целом по плательщику формируется нарастающим итогом. В то же время сведения, необходимые для расчета среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, предусмотренного абзацем девятым подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, представляются в составе расчета по страховым взносам только за последние три месяца расчетного периода - октябрь, ноябрь, декабрь (за январь - сентябрь в соответствующих расчетах по страховым взносам по итогам отчетных периодов - квартала, полугодия и девяти месяцев).
Таким образом, среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, определяется исходя из данных, содержащихся в представленных им в налоговые органы расчетах по страховым взносам за первый квартал, полугодие, 9 месяцев и за год.
В случае если рассчитанный в установленном порядке среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, меньше размера среднемесячной начисленной заработной платы того субъекта Российской Федерации, в котором находится место жительства индивидуального предпринимателя и, соответственно, в налоговый орган которого им представляются расчеты по страховым взносам, то индивидуальный предприниматель не вправе применять предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
10.08.2023
Темы: НДС  Освобождение от обязанностей налогоплательщика  
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 21.09.2025 Шохин: рост НДС вызовет инфляцию, рост цен и повышение ключевой ставки
- 18.09.2025 Песков не стал комментировать, обсуждается ли повышение НДС
- 20.02.2014 Налогоплательщики, освобожденные от НДС, декларацию не представляют
- 22.01.2014 Если компания реализует товары, не облагаемые НДС, у нее отсутствует обязанность по выставлению счета-фактуры
- 18.12.2013 Представив документы на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ после проверки, ИП «опоздал»
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 03.06.2014 Для применения освобождения от НДС лимит выручки считается только по облагаемым операциям
- 15.06.2009 Уведомительный характер освобождения от НДС: особенности и проблемы
- 22.09.2025
Общество неправомерно включило в
налоговую базу затраты по операциям с "сомнительными" контрагентами, при этом общество ссылается на то, что самостоятельно отразило в декларациях восстановление сумм, ранее учтенных в расходах.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку ошибка в исчислении налоговой базы привела к занижению налога; заявляя в уточненных декларациях за 2018 год расходы, относящиеся к иному периоду, котор
- 22.09.2025
Обществу доначислены:
1) единый налог по УСН в связи с занижением доходов по агентскому договору, учитываемых в целях исчисления налогооблагаемой базы; 2) НДС и налог на прибыль по эпизодам закупки стройматериалов и выполнения контрагентами строительно-монтажных работ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку: 1) общество не опровергло формальное заключение агентского договора; 2) подтве
- 20.09.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль и пени, выявив, что последний неправомерно применил налоговые вычеты и отнес в состав расходов затраты по хозяйственным операциям, осуществленным с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как установлено, что хозяйственные операции не осуществлялись и что налогоплательщик исказил сведения о фактах своей хозяйств
- 02.03.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени, штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка доводу налогового органа об умышленном характере действий общества, направленном на необоснованное освобождение от уплаты НДС с операций по реализации файлов.
- 01.11.2023
Решение мотивировано
неподтверждением обществом права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку основания для отказа в применении льготы отсутствовали, однако не проверена заявленная к возврату сумма НДС.
- 23.04.2023
Налоговый орган
принял решение вследствие того, что предприниматель не представил декларацию по НДС. Последний заявил, что перешел на УСН.Итог: требование удовлетворено, поскольку факт применения предпринимателем в спорный период УСН доказан, а потому обязанность по представлению отчетности по НДС у него отсутствует.
Комментарии